Референдум, оспа обезьян и последний звонок. Мониторинг итоговых ТВ-программ 23–29 мая

0
75

Похоже, что хоть какое-то критическое осмысление предстоящего Казахстану референдума по поправкам в Конституции даже во «Второй республике» возможно лишь в независимых интернет-СМИ. Потому что единственное, что обрушивается сейчас на телевизионного зрителя в итоговых программах, — это поток пропаганды и агитации. Авторы недвусмысленно дают понять: нынешние поправки — это нечто хорошее абсолютно безусловно, и не забудьте прийти 5 июня на избирательные участки.

Другие темы недели — последние звонки (тут большой разброс совокупных тем — от выпускных экзаменов до прав детей, тем более что и 1 Июня на подходе) — и новомодная (а на самом деле нет) обезьянья оспа.

«Большие новости», КТК

Программа начинается с короткой информации о проблемах с сахаром в Уральске, в целом по республике (очень дорого) и ожидаемой отписки от профильного министерства: мол, всё нормально в стране с сахаром.

Следующая тема — одна из самых хайповых сейчас: «массовое» переселение россиян в Казахстан. Да и не только переселение, не менее массово соседи стали получать в нашей стране банковские карты. Но на днях им перестали присваивать ИИНы дистанционно, через eGov. Ирина Криштоп изучила тему вдоль и поперёк, нашла массу интересных собеседников и украсила сюжет несколькими не менее интересными комментариями официальных лиц. Которые, к примеру, уверены, что поток туристов из России — это исключительно следствие снятия карантинных мер и самобытности казахской культуры.

Довольно хитро начинается подводка к следующему блоку: «казахстанцев активно призывают участвовать в референдуме по поправкам в Конституцию». Авторы «Больших новостей» как бы открещиваются: нет, это не мы агитируем. Это кто-то другой делает, а мы, мол, только об этом рассказываем. Агитбригады вот по стране ездят. И уже под этим соусом зрителям представили почти семь минут пропаганды без малейшей попытки критического осмысления поправок и референдума (и опрос на улицах, естественно, сплошь из «я обязательно пойду»).

В материале Алтын Мендыбаевой про оспу обезьян сильно не хватало бэкграунда и информации — особенно для тех, кто не следит за новостями. Если представить, что сюжет посмотрел человек, который впервые услышал об этом заболевании, то он не найдёт ответов на вопросы: насколько это смертельно? Умер ли от неё кто-нибудь, если да, то где и сколько человек? Если эта болезнь известна аж с 50-х годов прошлого века, с чего вдруг о ней заговорили сегодня? Тем более что была же вспышка и в 2017-м? Если тогда была вспышка, но потом прошла, то почему? Словом, если резюмировать, то из сюжета программы неясно главное: с чего такой сыр-бор? Ну хотя бы в мире. Почему «Большие новости» озаботились — как раз понятно: ведь казахстанские учёные заявили, что готовы изобрести вакцину и против обезьяньей оспы тоже. Раз уж с коронавирусом справились.

Бахтияр Даркеев снял сюжет про последние звонки, нынешних выпускников, как они гуляли и кем хотят стать (и на что выделяют гранты). Сезонный материал, выполненный, впрочем, качественно, с интересными героями и деталями. А также штампами и клише вроде «стоят на пороге взрослой жизни», «не верится, что школьные годы прошли», «получить профессию своей мечты» и так далее.

Завершается выпуск ещё одной агиткой — про петропавловский забег, посвящённый референдуму.

«7 күн», «Хабар»

«Последний день уходящей недели, на исходе весна, ровно два дня до начала лета и меньше семи дней до всенародного референдума, во время которого страна определит, быть или не быть новому Казахстану в форме Второй республики», — так начал выпуск «Жеті күн» ведущий Александр Трухачёв, как бы признавая важность плебисцита 5 июня в той же степени, что и смены времён года.

Впрочем, обозначив красную линию выпуска, Трухачёв сфокусировался на первом большом сюжете этого вечера, посвящённому официальному визиту президента Токаева в Кыргызстан. «Назвать этот визит «очередным» или «рядовым» ни в коем случае нельзя», — настаивал ведущий. Да и без этой ремарки было понятно: это главный не только по месту в вёрстке, но и по хронометражу, материал — 11 минут от Айгуль Амантаевой, на исходе которых чувствовался избыток внимания событию. Автор неплохо справилась с комментированием видео от президентской пресс-службы, предоставленного редакциям: например, репортёрским глазом подметила волнение лидера принимающей стороны; неплохо справилась с пересказом главных событий визита, но упомянутую затянутость материала пересилить не смогла.

Кстати, даже в этом сюжете не обошлось без синхрона казахстанского президента о предстоящем референдуме. Что уж говорить о Всемирном экономическом форуме в Давосе, куда после увлёк зрителя Трухачёв: но только для того, чтобы показать синхрон Токаева с полей встречи о децентрализации власти, реформах и, конечно же, поправках в Конституцию. После было интервью с Аскаром Шакировым, зампредседателя Сената, поведавшим о важности и необходимости тех самых поправок.

На этом агитационная часть программы, посвящённая референдуму, завершилась. И Трухачёв перешёл к теме Дня защиты детей, который мир отмечает 1 июня. Сюжет Кунсаи Курмет получился интересным, потому что она подняла очень актуальную проблему ответственности родителей за безопасность своих чад. От напоминания недавних резонансных случаев, в том числе трагических, журналист перешла к мнению юриста, который объяснил, в чём мы отстаём от некоторых западных стран, обеспечивающих даже уголовную ответственность за преступную халатность родителей. Неплохой сюжет, в очередной раз доказывающий высокий творческий потенциал команды программы, особенно ярко проявляющийся в моменты, когда её не бросают на освещение «обязательных» тем и событий.

Следующий большой материал был посвящён казахстанцам с инвалидностью. «Среди нас есть много людей, которых прежде принято было называть «инвалидами», но теперь этого определения стараются избегать, и их называют «людьми с ограниченными возможностями». Но это не поменяло никакой сути. Возможно, даже напротив», — высказал мнение Александр Трухачёв, предваряя таким образом сюжет Амира Саменбетова. В котором журналист как раз показал на собственном примере, что слово «инвалиды», вопреки этическим замечаниям, употребляется и ныне. С другой стороны, безусловно, это довольно сложная задача — на протяжении пятиминутного материала пытаться подобрать к слову благозвучные синонимы, да чтобы повторяться пореже. При этом сюжет получился очень трудоёмким: пять частных случаев — герои с инвалидностью и социальный предприниматель, на беседы с которыми, конечно же, требовалось время. Если исключить названную придирку, в целом получилось очень даже неплохо.

Далее Анна Абрамова рассказала о трёх молодых педагогах, переехавших из Нур-Султана в восточно-казахстанское село, чтобы учить местных школьников по экспериментальной программе. Разрыв в качестве городского и сельского образования — большая казахстанская проблема, а стремление молодёжи из глубинки в города столь же известное явление. Посему сюжет об уникальных профессионалах, променявших комфорт на служение обществу, получился очень интересным. С другой стороны, этот же материал показал нелогичность вёрстки программы, в лучшей версии которой рассказ о школьниках состыковался бы с сюжетом о Дне защите детей без ступеньки с предыдущим репортажем — о людях с инвалидностью.

И в качестве «бантика» — сюжет Елены Устимович про оспу обезьян. Его первая часть по лексике напоминает брошюрку от Минздрава: те же канцеляристские обороты вроде «в случае недомогания», «употреблять только термически обработанное мясо» и так далее. Ещё одна проблема в тексте — числительные: не пятидесятью заражёнными, а пятьюдесятью. Главный спикер сюжета — инфекционист Галина Гольцман из Израиля, которая более или менее отвечает на все те вопросы, которые остались без ответа в сюжете КТК. И вообще получилось гораздо более внятно и структурированно, что у коллег.

«Грани», «Первый канал Евразия»

Программа начинается с пропаганды референдума — нам объясняют, что многие казахстанцы уже знают, куда им идти 5 июня, подкрепляют всё синхроном Токаева, а ведущий Алибек Рзабаев рассказывает, как узнать свой избирательный участок.

В рубрике «За гранью» — мужчина, напавший на молодую маму в Шымкенте; в Караганде рабочие пилили ветки с птичьими гнёздами, а потом извинялись (тут упомянули ещё про какой-то апрельский случай, но, видимо, понятно было только тем, кто внимательно следит за новостями).

«Грани дозволенного» на этой неделе переходили как дети, так и в отношении детей, делает «мостик» ведущий, и со сборной солянки (детские драки, ДТП, а также почему-то массовое исполнение кюя в Нур-Султане) начинается большой блок, подготовленный Эльмирой Ишмухаметовой. Всю неделю она «изучала вопрос защиты прав детей». В самом начале мы узнаём продолжение истории четверых малышей из Экибастуза, которых волонтёры обнаружили больными и истощёнными на съёмной квартире. Их у мамы в итоге не отобрали, а «Грани» спустя три месяца даже смогли с ней побеседовать. Блок сделан профессионально и качественно, он очень насыщенный, с яркими героями, лица почти всех заблюрены.

В рубрике «Грани закона»: сенаторы озабочены качеством образования молодёжи и как следствием — высокой безработицей среди вчерашних выпускников вузов и колледжей (казалось бы: при чём тут поправки в Конституцию? Но нет, и здесь они); мажилисмены вернулись из регионов и рассказали о проблеме вакцинации крупного рогатого скота; необходимые поправки в зон «О транспорте». С депутатом Мажилиса Екатериной Смышляевой говорили о том, что все должны быть равны перед законом (но на самом деле про поправки в Конституцию, разумеется).

Следующая тема — проблемы в развитии детского спорта, точнее — инфраструктуры: стадионов, бассейнов и так далее. Интересные и показательные кейсы, компетентные спикеры. Казалось бы. Но конкретика касается только объектов недостроя и долгостроя. В остальном — «чья-то безответственность», «виновные будут наказаны», «на ответственных подадут в суд» — а многие дела по этим недостроям, долгостроям и халтуре длятся годами. И что, никого до сих пор не наказали? А если да, то кого конкретно? Вроде журналисты поведали нам немало интересного, вот только возникает вопрос: ну и что?

Заключительный сюжет посвящён Дню памяти жертв политических репрессий: хорошая картинка, интересные герои (среди них даже Бибигуль Тулегенова!), много ценной информации. Но есть проблемы с текстом: не «один из восемьсот тысяч немцев», а «один из восьмисот тысяч». Вот, кстати, почему в телевизионных текстах числительные стоит писать прописью, у журналистов с ними всё время проблемы. И не «в городе Жаркент», а «в городе Жаркенте».

Apta, QAZAQSTAN

Apta началась с официальной поездки Токаева в Кыргызстан. В подводке вспомнили о других официальных визитах казахстанского президента. В большом сюжете синхроны глав государств разбавили комментариями водителей, экономистов, министров, также было сразу несколько стендапов.

На днях министр энергетики назвал вероятное место в Казахстане, где будет построена АЭС. Его высказывание дополнили комментарием директора Союза инженеров-энергетиков. Он сказал о проблемах в сфере энергопроизводства и безопасных технологиях строительства АЭС.

В прошлую пятницу прошло пленарное заседание Высшего евразийского экономического совета. Это стало поводом для сюжета об экспортных возможностях Казахстана, намерениях России добиться от всех членов ЕАЭС зерновых квот, плюсах релокации компаний в Казахстан, попытках РФ и Беларуси обойти санкции через территорию Казахстана, риске вторичных санкций и так далее. Среди комментаторов — экономисты, политологи, логистики и другие эксперты. Получился хороший обзорный аналитический материал.

С сахаром в Apta примерно то же, что и в «Больших новостях»: покупатели сражаются за сладкий песок и жалуются на цены, Минсельхоз говорит, что всё хорошо.

Далее — сюжет про референдум. Он совершенно обычный для государственного канала, абсолютно пропагандистский и однообразный: чиновники, руководители общественных институтов безусловно одобряют, радуются и хвалят реформы, призывают идти на участки. Вообще в сюжетах Apta, посвящённых конституционной реформе, в качестве экспертов выступают одни и те же люди. Например, председатель правления Института общественного развития «Рухани жаңғыру» Қазыбек Майгелдинов мелькает в этом качестве уже третий раз за месяц (вот первый раз, вот второй раз). Причём в этот раз авторы программы настолько не стали что-то изобретать, что просто повторили комментарий Майгелдинова из прошлой программы. Или вот ещё один частый эксперт по конституционной реформе — директор Института европейского права и прав человека Марат Башимов, в выпуске от 24 апреля выступал.

После небольшого рассказа про последние звонки перешли к проблеме детских садов. В подводке рассказали о случаях смерти детей, ответственности родителей. В самом сюжете — о дефиците дошкольных учреждений, избиениях малышей, нехватке воспитательниц. Получился хороший полный материал с комментариями и родителей, и заведующих, и воспитателей, и представителей МОН, и даже директора Палаты предпринимателей.

Apta, как обычно, сделала обзорный сюжет по ситуации в Украине. Рассказали о новостях с поля битвы, поставках оружия, телефонных переговорах глав Франции и Германии с президентом РФ, отмене возрастного ограничения для прохождения военной службы по контракту, блокаде портов. Дали синхроны президента Украины Зеленского, представителя Минобороны России и пресс-секретаря Кремля.

Из-за санкций российские операторы связи вынуждены ввозить в РФ подержанные устройства из «дружественных стран». А Казахстан собирается перейти на 5G. Большой и сбалансированный сюжет о проблемах сотовой связи, покрытия сетей, тарифах, рынке. Слово дали всем сторонам — от абонентов и чиновников до мобильных операторов и независимых экспертов.

31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода. В завершении программы — небольшая зарисовка о том, что прошла премьера фильма «Ақ боз үй», как раз на эту тему. Он снят по мотивам одноимённого романа Смағұл Елубай.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь