Как казахстанские онлайн-СМИ подвели итог референдума

0
15

В преддверии референдума по поправкам в Конституцию казахстанцы при желании могли сутками наслаждаться разговорами о будущих преобразованиях — 31 мая Народная партия Казахстана провела восьмичасовой онлайн-марафон, 3 июня эстафету принял телемарафон «Хабара». В день референдума о главной теме дня безостановочно — на протяжении 16 часов — вещал телеканал QAZAQSTAN. После объявления итогов пропагандистский накал ожидаемо снизился, эксперты стали строить прогнозы на будущее, которое, вопреки позитивному настрою граждан, не кажется таким уж безоблачным. 

Не время отдыхать

«Когда произойдут одобренные народом перемены» в коротком интервью для «31 канала» (шифр опубликован на портале informburo.kz) предположил Марат Башимов, директор Экспертного института европейского права и прав человека. По его словам, процесс займёт «как минимум несколько месяцев, поскольку сейчас мешают отпуска депутатов парламента». Так, обновлённое на основе поправок в Конституцию законодательство заработает только в ноябре-декабре этого года. Кроме этого, спикер отметил, что депутаты Мажилиса, вероятнее всего, будут переизбраны, но произойдёт это «не ранее начала следующего года».

«Сейчас не то время, чтобы парламенту уходить в отпуск. За два месяца ежедневной работы можно и нужно провести работу по обновлению большой части законодательной базы», — пишет в своей колонке для «Туран пресс» финансист Расул Рысмамбетов. Он уверен, что и законодателям, и членам правительства не следует медлить с необходимыми преобразованиями: «если реформы затягиваются, то они обречены на извращение и застой»; «из практики реструктуризации работы компании — затягивание необходимых изменений — это верный путь к банкротству». Рысмамбетов пророчит стране «10 лет напряжённой работы».

«Реформы — скоропортящийся товар», — этот тезис в интервью с главным редактором Forbes.kz Виктором Бурдиным отстаивал и политолог Досым Сатпаев. Он отметил, что до следующих президентских выборов Токаев может поддерживать свой рейтинг за счёт борьбы с коррупцией, ареста приближённых к семье, однако в долгосрочной перспективе такой путь едва ли выгоден казахстанцам. «Если не объединить все усилия созидательные, то тогда страна может столкнуться с ещё большими проблемами», — заявил Сатпаев, указав на текущий геополитический и внутриполитический кризис, с которым столкнулась республика.  

О потребности в больших изменениях в своей беседе с корреспондентом 365info.kz говорил и политолог Андрей Чеботарёв. Он, в частности, упомянул о необходимости исключить работников бюджетных организаций из избирательных комиссий всех уровней. Также спикер предсказал активизацию политической жизни после референдума: «Начиная с 2019 года и по сегодняшний день заявлена уже 21 инициатива по созданию новых партий, причём четыре из них проходят разные стадии процесса регистрации в Министерстве юстиции. Думаю, что с окончательным принятием поправок в Конституцию страны это движение усилится». 

Назарбаев за

Гульнар Бажкенова в еженедельном обзоре Orda News подробно остановилась на «самом громком и эмоциональном изменении» — избавлении от упоминания Елбасы в Конституции. «Елбасы у нас фактически больше нет», — сказала она, глубоко вздохнув. Со ссылкой на российского политолога Аркадия Дубнова журналистка заявила, что Нурсултан Назарбаев проголосовал за принятие поправок — «в надежде на обещания нынешней власти признать его вклад в создание современного Казахстана». Это, добавила она, чрезвычайно ограничивает возможности Токаева беспристрастно расследовать январские события.

Правозащитник Евгений Жовтис в интервью для радио Azattyq тоже высказал мнение о том, что Назарбаев отдал свой голос за поправки — «хотел продемонстрировать, что, в отличие от других лидеров авторитарных государств, <…> он всё-таки современный лидер, который всё-таки ушёл сам без потрясений, без сцепления за власть». Эксперт прогнозирует, что следующим шагом будет отмена закона «О первом президенте», а парламентские выборы пройдут уже до конца этого года. Жовтис считает, что власть в последнем случае поспешит — чтобы обеспечить хоть какую-то предсказуемость состава следующего парламента.

Журналист Мирас Нурмухамбетов на страницах Exclusive.kz напомнил, что пока нет никаких правовых гарантий и юридических обоснований для того, чтобы поставить на утрату закон о Елбасы. «В любом случае, думается, что в ближайшие недели или даже дни мы увидим если не конкретные действия законодателей в этом направлении, то хотя бы нёмеки на это. Ведь народ, который проголосовал “за” поправки и “против” Назарбаева, будет требовать “продолжения банкета”», — пишет он. 

Сергей Домнин, главный редактор «Курсива», в свою очередь, заметил, что референдум был важен для Акорды не только, чтобы продемонстрировать согласие казахстанцев с «ликвидацией любых намёков на двоевластие, отстранением родственников первого президента Нурсултана Назарбаева от государственных ресурсов». Помимо этого, команде действующего президента было важно публично зафиксировать, что граждане признают нынешний политический режим (несмотря на жёсткое подавление беспорядков в январе) и не против обозначенной ещё до января 2022 года «мягкой либерализации политического поля с неопределёнными сроками». 

«Фига в кармане»

Отдельного внимания удостоились алматинцы, которые в ходе прошедшего референдума продемонстрировали самый низкий по стране показатель явки. Журналист Дмитрий Шишкин в своём авторском проекте Shishkin_like недвусмысленно высказался по этому поводу: «Алматинцы “политизированы” только в соцсетях и мифах». Общественный деятель Пётр Своик в интервью для 365info.kz предпочёл не обобщать всех горожан: «Возможно, для какой-то части населения неявка на референдум тоже стала своего рода политическим актом. Как некая реакция на большее недовольство алматинцев, нежели по Казахстану в среднем». 

Об относительно низкой явке в Нур-Султане с Лилией Игликовой для ZONAkz поговорил Айдар Алибаев, заместитель председателя партии ОСДП. Политик считает, что в столице «многие сознательно топили против Токаева» и «держали фигу в кармане». «И она ещё неоднократно — эта фига в кармане у чиновников, воспитанных назарбаевским режимом, — сыграет свою негативную роль», — уверен Алибаев. По его мнению, количество таких нелояльных Токаеву чиновников может исчисляться десятками тысяч, а в регионах и на местах именно эти кадры способны тормозить объявленные президентом и одобренные казахстанцами реформы.

На следующий день после референдума на QMonitor вышел текст, поддерживающий ту же идею. Политолог Замир Каражанов считает, что начинать реформы необходимо с — ни много, ни мало — расформирования Агентства по делам государственной службы. Основным препятствием на пути президентских нововведений он называет «бездеятельный госаппарат», однако не думает, что виной всему намеренный саботаж: «Скорее всего, имеют место некомпетентность, заурядность, посредственность в той прослойке общества, которая по определению должна отличаться лучшими интеллектуальными и моральными качествами», — говорит эксперт.

Народ может

Об ответственности рядовых казахстанцев за светлое будущее, которое должно наступить после состоявшегося референдума, отечественные политологи тоже высказались. В материале BaigeNews.kz. Марат Шибутов призвал сограждан «и дальше участвовать в других выборах, сходах, митингах, пикетах, писать обращения. Тем, кто хочет изменить мир, надо начать хотя бы со своего ОСИ и КСК, со своего дома». Последнее предложение редакция даже вынесла на главную страницу сайта, поместив в отдельную плашку в левом верхнем углу. Айдос Сарым тоже указал на разные формы политического участия, доступные молодёжи: «Можно ходить на референдум, можно создавать политические партии, можно быть наблюдателями».

А если положиться на колумнистов «Казахстанской правды», то граждане республики уже как минимум вышли на новый уровень обсуждения собственного будущего: «Простые люди нашей страны обсуждают не новые нормы закона, а те перемены в жизни казахстанцев, которые они принесут, ускоряя общий процесс политического, экономического и социального реформирования в стране», — считает полковник и руководитель аппарата Минобороны Ербол Кумарбекулы. Он уверен, что реформы повлекут за собой «смену психологии госслужащих и рядовых граждан», а референдум стал «своего рода водоразделом между старым и новым мышлением». 

Изменения в уровне правосознания на страницах государственного издания решила зафиксировать и Бану Нургазиева, президент Гражданского альянса Казахстана: «Несмотря на утреннюю прохладу, было очень много молодых людей, многие приходили даже с колясками, с грудными детьми. Это я тоже считаю показателем гражданской зрелости и политической активности», — она поделилась впечатлениями об увиденном на своём избирательном участке. Что именно — температура на улице или наличие младенцев — позволило ей сделать вывод об уровне политической культуры казахстанцев, она не пояснила.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь