Основы спецрепортажа. Семь советов Дениса Бевза

0
26

Собираетесь сделать спецрепортаж? А с чего начать? Как искать тему? Как снимать и монтировать? Ответы на эти и другие вопросы есть у Дениса Бевза, российского тележурналиста, обладателя премии ТЭФИ, медиатренера (посмотрите одни из лучших его работ: «Лёшкина мама» и «Чёрные лесорубы»). Итак, вот его советы.

  1. Все темы в СМИ можно поделить на четыре большие категории по аудиториям: ЖКХ, потребители, безопасность, водители. Это самые массовые аудитории. Все темы так или иначе попадают туда. Освещение реальных проблем общества даёт рейтинг репортажу и, соответственно, автору.
  2. Тема может родиться как способ решения проблем: например, вопросы здоровья или благотворительность. Но при этом важно: журналист не обязан что-то делать, если потенциальные герои ничего не делают сами. Главная проблема общества — пассивность: «Вы приедьте, снимите, мы ничего говорить не будем». Журналист может приехать и осветить собрание жителей дома, однако делать вместо них не должен. Журналист не ремонтирует трубу. Он контролирует, чтобы её починили, и у людей появилась вода.
  3. Социально значимая тема ≠ финансово оправданная. Затраты на создание спецрепортажа могут быть выше, чем плата за него. Иногда по финансам создатели уходят в минус.
  4. Тележурналист — специалист, владеющий визуальным языком, тот, кто может рассказать историю картинками. Кадроплан = слово. Монтажная фраза = предложение. Хронометраж одного кадроплана (статичный видеоряд): в среднем — три секунды. Хронометраж зависит от аудитории: молодым привычнее более короткие планы, взрослым — более длинные. Хронометраж одного кадроплана в динамичном видеоряде зависит от действия в кадре. Задача журналиста: показать действие в динамике, не упустив важные части процесса.
  5. Главное правило для статичного визуального ряда — комфорт для зрителя. Хронометраж кадроплана зависит от того, насколько удобно зрителю воспринимать показанный материал. Статика для журналиста проще, чем динамика. При динамичном видеоряде сложнее работать с текстом.
  6. Журналист должен понимать процесс съёмки. Без этих знаний он не сможет объяснить оператору, что нужно снять. Важно перестроить своё мышление так, чтобы начать думать визуально, представлять видеоряд. Результат будет достигнут, когда участники тренинга, выезжая на съёмку, будут представлять процесс монтажа, когда они перестанут давать оператору пространные объяснения. Пара точных слов — и оператор снимает ровно то, что нужно.
  7. Помимо смены планов, можно применять внутрикадровый монтаж. Когда план камеры не меняется, но объект меняет положение и этим меняет крупность. Динамичный процесс важно снять на всех крупностях. Это требование монтажа, чтобы создать для зрителя логичную и комфортную для восприятия картинку. Для аналитического монтажа нужны только крупные (редко средние) планы. Когда нет общих планов, зритель дофантазирует более драматичную картину, чем она есть в реальности.

Школа специального репортажа для начинающих тележурналистов и видеомейкеров из Казахстана и Узбекистана прошла в Алматы с 30 мая по 3 июня.

Материал подготовлен в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP, которая реализуется Internews при поддержке USAID.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь