Тема религии в СМИ Узбекистана. Рекомендации медиаюриста

0
18

В Узбекистане есть специальные СМИ и издания, освещающие тему религии. Все другие СМИ тоже так или иначе освещают эту тему с различной периодичностью. Узбекистан — страна многоконфессиональная. Конечно, журналист, пишущий на религиозные темы, должен придерживаться тех же законов, профессиональных канонов и правил, что и его коллеги, специализирующиеся на освещении других сфер жизни. Рекомендации по религиозной экспертизе дал медиаюрист Карим Бахриев.

Журналист должен знать свой предмет, должен понимать, о чём он пишет. Неточности и ошибки, которые может по незнанию допустить журналист, пишущий о религии, — или на темы, имеющие отношение к религии, — могут сильно затрагивать людей или религиозные группы. Журналист, пишущий о религиозных вопросах, должен владеть основами знаний о различных конфессиях, об особенностях верований. В идеале в редакции должна действовать база данных, в которую вносятся контактные данные о религиозных организациях и их руководителях, а также и об экспертах, которые могут дать необходимые комментарии. Будет ещё лучше, если СМИ сможет позволить себе иметь специального корреспондента по религиозным делам.

 Этика журналиста религиозной тематики

Вот несколько советов, которые могут оказаться полезными для репортёров, пишущих о религии.

  • Избегайте обобщений. Помните, что фраза «они все одинаковые» в большинстве случаев оказывается неверной. В верующей среде бывают группы лиц, представляющих консервативное и либеральное крыло, реформаторов и традиционалистов. Разговаривайте с представителями всех направлений.
  • Выслушивайте все точки зрения. И не отдавайте никому предпочтение. Пусть другие делают выводы.
  • Надо обеспечить равное, сбалансированное освещение религиозной темы. Если даёте слово критикам, следом обязательно дайте возможность противоположной стороне оправдаться, привести свои аргументы.
  • Избегайте оценочных и эмоциональных слов и выражений. Они могут уязвить или даже оскорбить одну из сторон конфликта.

Религиоведческая экспертиза

Конечно, лучше было бы регулировать проведение столь значимого вида экспертизы актом законодательной власти. Нормы, регламентирующие порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, должны быть включены непосредственно в закон РУз «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Что такая религиоведческая экспертиза для мировых и узбекских журналистов?

Обычно в мире религиоведческая экспертиза должна опираться на нормативный, а не вызывающий полемические проблемы текст. К нормативным текстам обычно относятся учебники, словарно-энциклопедические и справочно-аналитические издания, к проблемным — монографии и научные статьи.

Задачей религиоведческой экспертизы являются чёткие, не допускающие многообразия толкований ответы на вопросы, поставленные перед экспертом, изложенные максимально простым, рассчитанным на широкую и неподготовленную аудиторию языком, с опорой на источники, которые необходимо проанализировать и оценить, а также на знание объекта своего изучения.

Целью религиоведческой экспертизы является выявление обстоятельств, имеющих значение для конкретного дела, с использованием специальных знаний.

Решение задач, связанных с психолого-лингвистическим анализом содержания печатной, аудиовизуальной и иной продукции СМИ, должно позволять выявить наличие или отсутствие в них признаков, на основании чего суду предоставляется возможность оценить их на предмет содержания или отсутствия элементов экстремизма.

Как видим, в мире религиоведческая экспертиза — часть судебной экспертизы, а не цензура СМИ.

А для узбекской журналистики публикация материалов религиозного содержания без экспертизы может стать причиной судебного расследования и наказания СМИ и журналистов. Например, Чиланзарский районный суд по уголовным делам Ташкента 21 июня 2022 года привлёк к административной ответственности четырёх руководящих сотрудников сайта Azon.uz по статье 184-2 КоАО (незаконное изготовление, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания). При этом были требования экспертизы материалов под названием «Отношения Турции и России ухудшились». Были обвинения, что статьи в таком духе о зарубежных странах могут испортить отношения с Узбекистаном, а также обвинения в том, что эти материалы религиозного содержания не проходили экспертизу.

По данным издания, экспертиза посчитала, что следующие материалы также могут привести к ухудшению отношений Узбекистана с другими странами: «Исроил ракета технологиялари заводида портлаш содир бўлди» («Взрыв произошёл на израильском заводе ракетных технологий», опубликовано 22 апреля 2021 года); «Сурия ҳукумати кимёвий қуроллар қўллагани боис чекловга учради» («Сирийское правительство столкнулось с ограничениями из-за применения химического оружия», опубликовано 21 апреля 2021 года); «Чад: ўлдирилган президентнинг ўрнини ўғли эгаллади» («Чад: место убитого президента занял его сын», опубликовано 21 апреля 2021 года); «Башар Асад яна президент бўлмоқчи» («Башар Асад снова намерен стать президентом», опубликовано 21 апреля 2021 года) и другие — всего около 12 материалов.

Один из руководителей Kun.uz оштрафован на 12,2 млн сумов за материалы религиозного содержания, опубликованные на сайте. Чиланзарский районный суд по уголовным делам Ташкента 21 июня привлёк руководителя и одного из учредителей издания Kun.uz Махсуджона Аскарова к административной ответственности по статье 184−2 КоАО (незаконное изготовление, хранение, ввоз или распространение материалов религиозного содержания). Административное дело было открыто по итогам религиоведческой экспертизы материалов религиозного содержания в рамках в интернет-мониторинга, проведённого Главным управлением по борьбе с терроризмом и экстремизмом МВД.

По данным издания, следующие материалы, выявленные в ходе мониторинга, вызвали подозрение у сотрудников МВД и были отправлены на рассмотрение в Комитет по делам религий при Кабинете министров Узбекистана: «Инсон қаерда яшаётган бўлса, ўша жойнинг вақти бўйича рўза тутади. Рамазонга доир савол-жавоблар» сарлавҳали интервью («Человек постится по времени того места, где он проживает. Вопросы и ответы, касающиеся Рамазана». Интервью с Яхьё Абдулмаджидом — наместником имама мечети имени шейха Мухаммад Садика Мухаммад Юсуфа, опубликовано 17 апреля 2021 года); «Ўзбекистонда энг катта бўлиши кутилаётган „Исломобод“ жоме масжиди қурилишига ҳисса қўшинг» (Благотворительная акция «Окажите содействие в строительстве самой крупной мечети в Узбекистане „Исламабад“», опубликовано 16 апреля 2021 года); «Ойлар султони — Моҳи Рамазон муборак!» (Поздравление мусульман по случаю начала Рамазана от имени редакции, опубликовано 12 апреля 2021 года); «Рўза кимлар учун фарз, кимларга енгиллик берилган? — Рамазонга доир савол-жавоблар» («Для кого пост является обязательным, для кого возможен упрощённый порядок? — вопросы и ответы касательно Рамазана». Интервью с Яхьё Абдулмаджидом) и другие.

В экспертизе делается вывод, что вышеуказанные материалы не призывают к неконституционному изменению существующего государственного строя, захвату власти, созданию исламского государства и введению халифатской формы правления, распространению экстремизма, сепаратизма и фанатизма, клеветнических, дестабилизирующих обстановку измышлений. Кроме того, экспертиза выявила, что в материалах отсутствует информация, пропагандирующая национальную, расовую, этническую или религиозную вражду,

Как отмечается в заключении, все вышеперечисленные материалы подготовлены с нарушением требований постановления Кабинета министров от 20 января 2014 года (ПКМ № 10) «О мерах по совершенствованию порядка осуществления деятельности в сфере изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания», то есть без проведения религиоведческой экспертизы.

Как видим, требование религиоведческой экспертизы стало поводом судебного преследования для СМИ и журналистов, хотя в самых материалах не обнаружены нарушения законодательства.

Религиоведческая экспертиза материалов СМИ установлена Постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан «Об утверждении положения о порядке изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания и проведения религиоведческой экспертизы» от 14 апреля 2022 года. Текст Положения приведён только на узбекском языке.

Согласно «Положению о порядке осуществления деятельности по изготовлению, ввозу и распространению материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан», изготовление, ввоз и распространение материалов религиозного содержания на территории Республики Узбекистан допускаются только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. Наличие в материалах религиозного содержания информации на государственном языке с указанием полного наименования и содержания материала, данных об авторе, изготовителе, дате и месте изготовления, тираже и других сведений, является обязательным.

Что является материалом религиозного содержания?

Материалы религиозного содержания — книги, брошюры, журналы, газеты, листовки и другие печатные издания, аудиовизуальные произведения (теле-, кино- и видеофильмы, клипы, записи концертных программ, мультфильмы, аниме, хэнтай и др.), электронные носители информации (дискеты, CD, DVD диски, материалы, размещённые в сети интернет, и другие), отражающие основы, историю, идеологию, учения и комментарии, а также практику обрядов различных религий мира.

Государственная религиоведческая экспертиза является процедурой исследования материалов религиозного содержания Комитетом по делам религий. А список запрещённых для изготовления, ввоза и распространения материалов религиозного содержания означает, что ежегодно по меньшей мере два раза составляется Комитетом по делам религий перечень материалов религиозного содержания, оборот которых на территории Республики Узбекистан запрещён.

Какие материалы запрещены для распространения?

Не допускается распространение материалов для:

  • дискриминации по признакам пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, по иным обстоятельствам или дискредитации продукции других лиц;
  • призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
  • пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
  • распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду;
  • призыва к изменению вероисповедания;
  • оскорбления или унижения религиозных чувств верующих;
  • призыва к неисполнению своих конституционных обязанностей гражданами;
  • призыва к посягательствам на права и имущество государственных, общественных или религиозных организаций;
  • пропаганды наркотических средств и их аналогов, психотропных веществ и прекурсоров;
  • побуждения к совершению действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.

Какие новости могут считаться религиозными?

Как мы видим на практике судов, все новости — международные или локальные, включая политику, спорт, бизнес, образование, криминал, искусство и развлечения, науку, здоровье, образ жизни, моду, путешествия — могут считаться религиозными, если на них журналист может посмотреть через призму религии. К религиозным также можно отнести расследовательские репортажи, истории, где героями являются представители конфессий, профайлы известных личностей и простых людей с фокусом на их религиозные особенности, а также аналитика, в которой есть упоминание вопросов веры.

Как лучше освещать тему религии?

При подготовке материалов с религиозными темами надо:

  • придерживаться принципов беспристрастности, точности, честности, правдивости и порядочности, а также принципа защиты источников;
  • уважать роль веры в жизни людей;
  • иметь знания основ религий;
  • давать освещение разных сторон дела;
  • избегать пропаганды какой-либо религиозной точки зрения;
  • не противопоставлять религиозное меньшинство обществу;
  • знать, что, в соответствии с международными стандартами журналистики, нельзя называть участников преступлений террористами до решения суда, определившего, что они совершили террор;
  • иметь глоссарий терминов, используемых при подготовке материалов на темы религии;
  • избегать языка ненависти.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь