«Все мы знаем, что наша жизнь — это игра! Данный факт еще раз подтверждает наше новое шоу «Розовые Очки». Которое не претендует на серьезность, но затрагивает весьма глубже и личные темы.
К нам в гости приходят известные блогеры, селебрити и инфлюенсеры, которым мы задаем всевозможные вопросы и задания, на которые они не имеют права отказаться.
Все испытания с нашими гостями проходить будут и ведущие: шеф-редактор Cosmopolitan Kazakhstan Вероника Жогова и секс-блогер Айдана Абубакирова. В игровом формате, посредством каверзных вопросов, мы разбираем личную жизнь и душевные переживания наших гостей».
Это описание шоу, которое недавно начало выходить на YouTube-канале Cosmopolitan Kazakhstan. Орфографию, стилистику и пунктуацию этого описания мы оставили без изменений, поскольку оно тоже важно для понимания нового продукта.
«Новый репортёр» решил провести смелый эксперимент и предложил посмотреть три вышедших выпуска шоу не одному, а трём постоянным медиакритикам: Маргарите Бочаровой, Сергею Киму и Назире Даримбет. Все эти авторы — очень разные, с разным опытом работы, с разным жизненным опытом, порой с разными взглядами на медиапродукты. Тем интереснее нам показалось сравнить их впечатления.
Удался ли эксперимент — решать вам.
Выпуск первый. Маша Миллер. Медиакритик Маргарита Бочарова
То, что в шоу игровая составляющая преобладает над смысловой, стало ясно уже после того, как гостья вытянула из барабана первый вопрос: «Что родители никогда не узнают о тебе?» Не прошло и 10(!) секунд, как ведущая — секс-блогер Айдана Абубакирова, — предложила Миллер альтернативу ответу: «Как вариант, ты можешь выбрать задание. Слабо? Ну давай-давай, Маш, я знаю, что ты смелая. А давай сразу бахнем задание!» В итоге гостью ласково отхлестали по спине розовой плёткой.
С третьим вопросом для Миллер история почти повторилась. Девушка прочитала написанное на бумажке: «Если бы ты могла переспать с одной звездой, кто бы это был и почему?» Абубакирова сразу предложила перейти к заданию, а Вероника Жогова, шеф-редактор Cosmopolitan Kazakhstan, нарекла вопрос скучным. Несмотря на это, Миллер на него ответила, а затем — ведь show must go on — выполнила задание и выпила из прозрачного пластикового стаканчика неизвестную красную жижу.
Никто, включая ведущих, не смог или не захотел объяснить главной героине, что именно ей предстоит выпить, хотя она и предпринимала попытки обратиться к кому-то за кадром. Примечательно, что ведущие в кадре тоже не создавали впечатление хозяев положения — Жогова, например, также недоумённо обращалась к тем, кто после выбора задания вынес ей в коробочке из-под Tic Tac непонятные таблетки «для секса». Нецензурно повозмущавшись, девушка покорно (безо всяких дисклеймеров на экране) проглотила неизвестный препарат.
С другой стороны, девушки старались подавать пример, открыто и беззастенчиво обсуждая тему женских оральных ласк и секс-игрушек. Между делом они даже предприняли попытку борьбы с женской мизогинией через призыв к солидарности, но вышло не слишком искренно. Дело в том, что как раз за минуту до этого Миллер поделилась с ведущими случаем, когда одна из подписчиц назвала блогера «колхозницей». Девушка тогда поспешила зайти в профиль «бабёны»-обидчицы, заметила, что та делает селфи — о, ужас! — в автобусе, и незамедлительно отреагировала в духе «сама колхозница».
Таким же противоречивым вышло, к слову, и обсуждение темы бодишейминга. «Какая твоя любимая часть мужского тела?» — зачитала свой вопрос Жогова. Немного подумав, шеф-редактор Cosmopolitan Kazakhstan решила остановиться на «классной накаченной заднице». «Но это же так стандартненько», — откликнулась Абубакирова, а затем разговор плавно перешёл к воспоминаниям о мужчинах, у которых «спина сразу в ноги уходит и в пятки». «И ничего страшного, им можно, да?» — прокомментировала Миллер. «Ну нет, ну такое себе», — не согласилась секс-блогер, которая до этого назвала такую мужскую фигуру «страшным зрелищем».
Исход шоу был ознаменован вручением подарков от спонсора, совместным распитием крепкого алкогольного напитка от него же (совместимо ли это с употребленной ранее «женской виагрой», так и осталось неизвестным) и философским рассуждением про то, «как ты видишь мир без розовых очков». Миллер призналась, что только сейчас, в 28 лет — после переезда от родителей — она в полной мере ощутила ответственность за себя и свою жизнь. Пожалуй, это и стало самым откровенным признанием девушки за весь 49-минутный выпуск, который закончился закономерным пожеланием иногда всё-таки надевать розовые очки — «потому что важно сохранять это чувство». Особенно, надо полагать, при чтении Cosmopolitan Kazakhstan, который всё ещё уверен, что успешность отношений с мужчиной определяет женская осведомлённость о его знаке зодиака.
Выпуск второй. Дарья Александрова. Медиакритик Сергей Ким
Так как я явно не вхожу в ядро целевой аудитории «Розовых очков», моя оценка — это, скорее, «взгляд со стороны» случайного прохожего, который ошибся дверью и невольно оказался свидетелем весёлого девичника в самом его разгаре.
Как сказано в дисклеймере перед выпуском шоу, видео носит «развлекающий характер». Если блюстителей эталонного словоупотребления, коих абсолютное меньшинство, написанное может покоробить, большинству интересующихся наверняка наплевать, что там чёрным по розовому написано. Это YouTube, новая искренность, и Cosmopolitan, исповедующий ценности сильных независимых женщин, которые могут позволить себе мелкие ошибки.
На первый взгляд может показаться, что авторы шоу с радостью поддерживают ветхий миф о вечном женском инфантилизме, сделав студийный интерьер приторно-розовым и вынуждая гостей вписывать в него свой «лук». Но, к счастью, сразу выясняется, что это такая пост-ирония: в этом шоу нет места наигранности и никто — ни ведущие, ни гостья, — в образы полувековой свежести не входят.
Для обзора мне достался выпуск шоу с актрисой Дарьей Александровой.
К чести ведущих Айданы Абубакировой и Вероники Жоговой (да и всей команды авторов), они чувствуют атмосферу YouTube, заряженную статическим электричеством лозунга «чем проще, тем лучше». В этом смысле шоу от Cosmopolitan Kazakhstan выглядит на платформе абсолютно уместно: если вы постоянный зритель (точнее, зрительница) развлекательного «молодёжного контента», привыкать вам не придётся. Это весёлое разговорное шоу с познавательным уклоном и особым акцентом на женской психологии. Иногда ведущие с гостьей уходят в «режим застолья»: шутки, в том числе ниже пояса, льются рекой и — неспроста всё это.
Так, с помощью этого карнавального смеха ведущие и гостья, навряд ли осознанно, но наносят удар по системе женских запретов, в зыбучей бессмысленности которых подбуксовывает наше неоднородное, но консервативное в целом общество. Выпуск с Дарьей Александровой демонстрирует это ярко: большую часть времени он посвящён разбору сексуальных предпочтений и интимных воспоминаний, а ещё немного секс-просвещению от ведущей Абубакировой.
Смех позволяет легко, словно фокусные карты, вытаскивать табуированные в наших пенатах темы на всеобщее обозрение и легитимизировать их в сознании зрителя. У абсолютной искренности и какой-то юношеской непосредственности гостьи и ведущих есть побочный эффект: наблюдая за вытягиванием подчас действительно скабрёзных вопросиков из лотерейных барабанов, зритель будто становится свидетелем какой-то подростковой игры с выведыванием друг у друга очень личных подробностей, движущей силой которой является не любознательность, но праздное любопытство и утаиваемые от окружающих эротические переживания. Впрочем, эта особенность вполне вписывается в специфику YouTube-контента, при этом запросы аудитории Cosmopolitan я, признаться, представляю плохо — наверное, авторам виднее.
Подводя итоги и исходя из впечатлений от просмотренного выпуска, могу точно сказать, что для нашей страны, испытывающей гравитацию в том числе консервативных ценностей, это смелый проект, который вполне может рассчитывать на постоянного зрителя. Другое дело — сомневаюсь, что даже на пике развития речь может идти о больших просмотрах (хотя бы более 100 тысяч для каждого выпуска). Это слишком нишевый продукт, рассчитанный на заведомо ограниченную аудиторию (об этом же, например, я писал в обзоре проекта «Утро добрым не бывает»). Но есть подозрение, что рекордные просмотры авторов Cosmopolitan Kazakhstan сейчас мало интересуют, а «Розовые очки» — это некий имиджевый продукт, призванный по возможности усилить слабые позиции издания на видеосервисе. И с этой задачей он точно справляется.
Выпуск третий. Niko Nett. Медиакритик Назира Даримбет
Третий выпуск шоу с необычной гостьей — трансгендерной девушкой под ником Niko Nett — «блогером, инфлюенсером и просто красавицей», как её представили в описании к видео, — пожалуй, сплошное недоразумение.
Гостья (или гость) — 18-летний Наиль Турганов, который с конца прошлого года начал превращаться из парня в девушку, начав гормонотерапию, и сейчас готовится к операции по смене пола. Ведущие позиционировали её также как «популярного тиктокера, медийную личность, знаменитость» и обещали стать гидами «в мире прекрасной инфлюенсерши и прекрасной селебрити».
Не буду вдаваться в подробности интерьера студии, который отдаёт безвкусием и эклектикой, даже некоей дешевизной, хотя сдаётся, что Cosmo мог бы позволить себе более стильное оформление.
Напомним лишь, что правила и условия те же: глупые вопросы и пошлые задания. Наигранно кокетливая гостья при каждом удобном случае стыдливо прикрывает рот рукой, при этом не стесняясь выражаться в чисто мужской манере. Ведущие — шеф-редактор Cosmopolitan Kazakhstan Вероника Жогова и секс-блогер Айдана Абубакирова, — задавшие тон эфиру, всячески оказывают «поддержку», также смачно ругаясь, по делу или просто для связки слов.
Первое выпавшее задание гостье, или его «Называние» (написанное именно так) — «пососать чупа-чупс», вызывает у всех неподдельное веселье и очередную порцию матерных слов. После выполнения «задания» гостья разочарованно вопрошает: «И это всё?» А Айдана Абубакирова на полном серьёзе заявляет: «Я думала, он будет в яичном желтке или сперме». И добавляет: «А что, вы не пробовали это? У меня очень интересная жизнь…»
Пошлости из уст Айданы Абубакировой, которая таким образом, видимо, оправдывает своё звание секс-блогера, продолжаются. На вопрос гостье «какими женскими приёмами она пользуется», за неимением у той ответа, ведущая, не моргнув глазом, советует намазаться выделениями из женского полового органа вместо духов.
Вопрос же соведущей Веронике Жоговой «вышла бы ты замуж за старого мужчину?» секс-блогер дополнила очередной пошлостью: «А если бы он был богатым, но каждый день ему нужно было брить… жопу?» Ответ, конечно, был однозначным.
Уровень обеих ведущих оставляет желать лучшего, но особенного внимания, пожалуй, заслуживает именно Айдана Абубакирова. К примеру, спрашивая гостью о том, на какой стадии находится процесс её превращения из мужчины в женщину, она задаёт ей такой вопрос: «Что из своего лица тебе больше нравится?» Также она «прокалывается», когда искренне не может понять, кто кому задаёт другой вопрос: «Какой каверзный вопрос ты хочешь задать мне, но стесняешься?» — получив его в свой адрес.
Возможно, это претензия больше в адрес редакторов проекта, что работают над такими «креативными» и «высокоинтеллектуальными» заданиями.
Нет смысла пересказывать всю программу: на протяжении всех 50 минут, вместо обещанных 30, продолжается это «розовое безумие». Потому что адекватному человеку, зрителю воспринимать иначе это невозможно. Даже если предположить, что это такой стёб, непонятно, к чему он и зачем? В чём смысл происходящей «розовой мути»? Помочь гостям студии побороть комплексы и быть максимально раскрепощёнными перед камерой или «чисто поржать», как говорится?
Автор этих строк упорно пыталась понять смысл, логику и посыл проекта. Но ничего путного так и не пришло на ум, кроме тех выражений, которыми изобилует этот эфир.