С каждым годом о ментальном состоянии детей и взрослых говорят всё чаще: люди обращают внимание даже на самые незначительные психологические отклонения, ищут пути их лечения и борются с прижившейся в обществе стигмой в области психического состояния. Медиакритик Анжелика Арзамасцева выясняла, как казахстанские средства массовой информации следуют этим тенденциям и насколько корректно освещают проблемы психического здоровья.
Сайты
Tengrinews в материале Стрельба в Казани: как предупредить подростковую агрессию предоставил читателям достаточно содержательный текст: в интервью с гендиректором Республиканского научно-практического центра психического здоровья журналисты обсудили стрельбу в казанской школе, а также расставили все точки над «i» по поводу шизофрении и психических заболеваний в целом, энцефалопатии и «правиле трёх секунд» (и это не про баскетбол). Однако внимание привлекает вводная иллюстрация с выделенной ярко-красным цветом надписью «Как не вырастить монстра» на фоне мужчины в психиатрической больнице.
Употребление слова «монстр» в этом контексте недопустимо. Согласно словарю Ожегова, значение слова «монстр» — чудовище, урод. Что мы имеем в иллюстрации? Журналисты называют монстрами детей и взрослых, что не соответствует действительности и, конечно же, подталкивает читателей на создание отрицательного образа людей с психическими расстройствами. Надпись не просто поддерживает негативное восприятие психических заболеваний: она запугивает читателей и заставляет представлять всех душевнобольных как монстров. Сам интервьюируемый подчёркивает безобидность и уязвимость большинства людей с ментальными заболеваниями, а также утверждает, что люди с психическими расстройствами совершают совсем немного преступлений. Всё это даёт журналистам прямую подсказку не размещать фотографию, подталкивающую к и без того существующей стигматизации, но создатели материала подсказку не поняли.
Если предыдущий пример показывал наличие некорректного высказывания внутри иллюстрации, то статья информационного агентства Paryz.kz продемонстрировала это прямо в заголовке: Ударил кулаком и пнул: психопат набросился на ребёнка в Таразе. Новость повествует о нападении на ребёнка мужчины, который, как оказалось, состоит на учете в психиатрической больнице с диагнозом «шизофрения». «Психопат», как и слова «псих», «фрик», «шизофреник» и тому подобные заранее составляют негативный портрет человека с ментальными расстройствами и исключают наличие у него положительных личностных качеств.
Zakon.kz, например, в заголовке к той же самой новости хотя и поставил акцент на наличии у мужчины психического заболевания, но сделал его не таким «кричащим»: Состоит на учёте — мужчина избил ребёнка в Таразе.
Статья Liter.kz Бог послал: шизофреник совершил дерзкий разбой в Талдыкоргане, в которой говорится о мужчине, проникшем в чужую квартиру и нанесшем ножевые ранения хозяину, опять наглядно демонстрирует использование в заголовке слова, неправильного для описания человека с психическими заболеваниями.
И Paryz.kz, и Zakon.kz, и Liter.kz — кто-то в меньшей, а кто-то в большей степени — поддержали клеймо людей с психическими расстройствами путём использования недопустимой для освещения темы лексики.
Телевидение
На телевидении дела обстоят примерно так же. Вот, например, новость на КТК под названием Алматинка случайно узнала, что состоит на учёте в психдиспансере. Вначале зритель не замечает ничего необычного, да и повествование ведётся нейтральное. Однако, когда всплывает надпись «В своём уме», адресованная героине ролика, весь настрой на объективное освещение проблемы пропадают. По мнению создателей материала, все люди, получающие лечение в психиатрической больнице, не в своём уме. То же самое касается слова «неуравновешенный», произнесённого за кадром, которое сразу же оставляет не совсем положительное впечатление у зрителей.
Новость на том же КТК Талгарскую клинику для душевнобольных намереваются закрыть освещает проблему нейтрально, без употребления стигматизирующих фраз в речи диктора, а также чувствуется соблюдение журналистской этики; но всю картину снова портит надпись в видео: «Устроили дурдом». Пытаясь привлечь внимание зрителей, создатели материала даже не заметили, как снова распространили негативное представление о психиатрической больнице. Возможно, была идея использовать этот «дурдом» как что-то смешное, только вот над чем смеяться — непонятно.
Проскальзывающие на КТК некорректные для освещения психических расстройств фразы снова доказывают существование и поддержание стигмы по отношению к ментальным заболеваниям в казахстанском обществе.
Хорошие примеры
Несмотря на общую печальную картину, надежда на объективное освещение подобных новостей всё же есть — на просторах СМИ встречаются материалы, в которых тема ментальных расстройств освещается корректно. Их авторы демонстрируют свое участие в искоренении негативного отношения к душевнобольным.
Так, статья BaigeNews «Я сама себя вытащила из болота». Почему казахстанцы боятся говорить о депрессии не только раскрывает симптомы депрессии, но и отвечает на вопрос, заданный журналистом в заголовке. Вдобавок материал дополняется интервью с заведующим мужским клиническим отделением Научно-практического центра психического здоровья, что помогает читателям с помощью специалиста осознать, что нет ничего постыдного или ужасного в обращении к психологу. Также большой плюс статьи в том, что нам приводят конкретные примеры из жизни реальных людей, повествующих о своем состоянии во время депрессии, которое многие читатели найдут знакомым, ведь они так же, как и те люди, хоть раз испытывали подобные ощущения, но боялись с кем-то поделиться.
Материал Liter.kz Самоуверенность, недосып и мысли о суициде: как определить биполярное расстройство со ссылкой на Lifehacker.ru помогает читателям определить наличие у них симптомов биполярного расстройства и, если они есть, призывает обратиться к психологу или терапевту. Простой язык, отсутствие замысловатых терминов — таков этот краткий, но насыщенный информацией материал, с которым действительно стоит ознакомиться.
В «Открытом разговоре» с главврачом центра психического здоровья на Qazaq TV говорится о последствиях коронавирусной инфекции, которые могут повлиять на психическое состояние человека. Это интервью о ментальном состоянии во время пандемии, необходимости обращаться к врачу за помощью и о том, что одним из ключевых этапов выздоровления является как раз правильный психологический настрой. Минусы относятся к технической составляющей ролика: музыкальное сопровождение на общих кадрах с больницами и медработниками кажется резким, лишним и отвлекает зрителей от основной темы разговора.
К правильному освещению психических заболеваний можно также смело отнести новостные ролики Astana TV Тысячи казахстанцев страдают от постковидной депрессии: врачи заявляют о тихой эпидемии и Женщину, выбросившую из окна своих дочерей, перевели в психиатрическую больницу. Здесь нет запугивающих слов и фраз, которые могли бы каким-то образом поспособствовать созданию негативного представления о людях с психическими расстройствами, — лишь факты и объективно сформулированная информация.
Все эти примеры корректного освещения ментальных заболеваний доказывают факт существования СМИ, готовых не только объективно рассказывать о психических расстройствах, но и просвещать свою аудиторию и помогать ей.
Надеюсь, что в ближайшем будущем журналисты осознают всю необходимость нейтрального освещения темы психических заболеваний, и люди с ментальными расстройствами, наконец, не будут воспринимать свой диагноз как ужасный приговор, выбраться из которого в медицинском плане возможно, а вот избавиться от клейма от медиа, которое считывает аудитория, будет непросто.