Forbes Q&A: журналистское качество в YouTube

0
172

Проекты издания Forbes Kazakhstan в YouTube я долгое время не затрагивал. Отчасти потому, что на глаза постоянно попадались гораздо более неожиданные, но часто  провальные проекты. Вспомнил об активности именитого издания на видеосервисе недавно, посмотрев одно за другим несколько интервью и поймав себя на мысли: надо было обратить внимание на проект Forbes Q&A раньше: иногда в чехарде блогерских перформансов хочется настоящей журналистики.

Главный видеопроект

Наблюдать за попытками традиционных СМИ освоить YouTube интересно. Совсем недавно мы с коллегами писали об эксперименте Cosmo Kazakhstan — проекте на грани фола «Розовые очки», местами заставляющем удивлённо поднимать брови: уж очень смелым он нам показался. У делового Forbes Kazakhstan совсем другой подход к завоеванию аудитории видеосервиса.

Чуть больше года назад коллега-медиакритик Маргарита Григорьева, делая обзор на YouTube-контент Forbes Kazakhstan, отмечала неоднородность наполнения канала и пришла к выводу, что издание находится в поиске форматов.

В 2022 году проект Forbes Q&A (аббревиатура — question и answer, по-русски «вопрос — ответ») — однозначно главный продукт на YouTube-канале делового издания: кажется, тот поиск увенчался успехом. Ведущий Батырхан Тогайбаев скромно называет проект «рубрикой», обнажая таким образом его место в медийной экосистеме Forbes Kazakhstan: издание ожидаемо идёт по пути ограниченной автономизации второстепенных проектов, подчинённых духу бумажной и онлайн-версии издания. Думаю, для серьёзного делового СМИ с очень специфической аудиторией этот консервативный подход абсолютно верен: навряд ли аудитории журнала, сайта и YouTube-канала Forbes драматически отличаются.

Собственно, сильные стороны Forbes Q&A вытекают из вышесказанного: проект удачно дополняет основной медиапродукт, не нарушая его «миссию» и основополагающие идеи. В центре внимания здесь талантливые и предприимчивые люди, а также поиск закономерностей их успеха.

Однако в этой же области кроется и другая особенность: соподчинённость YouTube-проектов журналу предопределяет некоторую «второстепенность» ведущих Forbes Q&A. Потому что они не созидают авторский проект, построенный вокруг яркой индивидуальности, а являются лишь наёмными работниками, выполняющими роль посредников между редакцией и аудиторией. Отсюда не имеющая последствий взаимозаменяемость журналистов: место Батырхана Тогайбаева напротив гостя иногда занимает Виктор Бурдин. Бросается в глаза этот нюанс лишь потому, что законодателями моды в ютьюбовских интервью когда-то стали блогеры (в русскоязычном сегменте видеосервиса смело можно называть одно известное имя), и именно блогеры успели сформировать определённые привычки аудитории. В этом контексте Forbes Q&A вызывает небольшой внутренний диссонанс: по картинке это очень похоже на копирование того самого законодателя моды (очень редко всплывающая под характерный «звон» строка с ключевыми фразами гостя Q&A туда же).

Но очень быстро приходит понимание: Forbes и здесь пошёл правильной дорогой, не пытаясь ради просмотров подстроиться под аудиторию. Рассматриваемый нами проект — про информацию, а не про эмоции, и это чистой воды журналистика, но совсем не блогинг.

Причём журналистика качественная: мы говорим о достойного уровня интервью, которые при желании можно с успехом включить в эфир любого казахстанского телеканала.

С этой точки зрения, именно как YouTube-проект, Forbes Q&A имеет «тонкие» места. Например, когда интервью с главой НИИ проблем биологической безопасности Кунсулу Захарья временами превращается в длинные монологи гостьи, кажется, что Батырхану Тогайбаеву не удаётся навязать свой ритм беседы — наверное, правдиво и то, что он даже не пытается этого сделать. Благодаря харизме гостьи и актуальным вопросам (в чём Тогайбаева не упрекнуть — но об этом позже) выпуск получается удачным. Однако хотелось бы большей динамики и контроля — всё же YouTube заставил нас отвыкнуть от «ритма регионального телевидения».

Но есть кое-что, делающее Forbes Q&A одним из лучших неблогерских, журналистских проектов в казахстанском YouTube.

Без осечек

Наверное, это очевидно, но уровень любого интервью в конечном счёте сводится к трём аспектам: профессиональному уровню журналиста, качеству гостей и соответствию моменту. Forbes Q&A хорош по всем трём пунктам.

Каждый из ведущих видеорубрики эрудирован и образован ровно настолько, чтобы на фоне часто дилетантской отечественной журналистики это бросалось в глаза.

Что касается журналистской школы, для многоопытного Виктора Бурдина, профессиональное становление которого произошло в газетных редакциях, хороший уровень вдумчивой работы ожидаем. А вот Батырхан Тогайбаев стал для меня открытием: автор Forbes, пишущий аналитические тексты на тему бизнеса, определённо успешен и в этой неожиданной для него ипостаси. Даже в сдержанной манере Тогайбаева угадывается подлинный интерес к предмету беседы, но главное —Тогайбаев задаёт чертовски хорошие, точные, хорошо сформулированные вопросы и работает при этом, что называется, без осечек.

Да и подбор гостей хорош: конечно же, Forbes Q&A удаётся открывать новые интересные имена (опыт головного издания огромен), при этом авторы не забывают про раскрученные фигуры, вроде Досыма Сатпаева и Мухтара Джакишева, интервью с которыми, несмотря на регулярность выступлений этих спикеров на разных площадках, вызывают искренний интерес.

За проектом Forbes Q&A я бы особенно рекомендовал наблюдать тем, кто хочет понять разницу между журналистским блогингом и профессиональной журналистикой. Речь не о преимуществах и недостатках первого и второго, но о важных отличиях, касающихся прежде всего подхода к работе. Безусловно, на сегодняшний день Forbes Q&A — одно из самых оправданных и хорошо подготовленных журналистских выступлений в отечественном сегменте YouTube.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь