YouTube-проект ER-BATYR: модернизация сознания без «птички»

0
114

Интервью-проект ER-BATYR, который выходит на одноимённом канале в YouTube, — очень интересное явление. В век хайпа и гонки за миллионными просмотрами его авторы сотворили нечто о фундаментальных человеческих ценностях. Примечательно, что ER-BATYR позиционируется как «мужской» продукт — он о мужчинах и преимущественно для мужчин. Такого рода проекты попадаются мне на глаза, мягко говоря, нерегулярно, поэтому посмотреть, что эти интервью из себя представляют, было очень интересно.

Как в «глянце»

Стартовал проект в конце 2020 года с сильных козырей. Один из лучших отечественных интервьюеров Тимур Балымбетов установил привычный для него высокий уровень качества: беседы с успешными казахстанцами из разных сфер деятельности — врачами, артистами, бизнесменами, спортсменами — неизменно получались увлекательными и полными психологизма: о талантах Балымбетова формулировать точные вопросы и чувствовать драматургию момента я уже писал (о проекте «Честно говоря» можете прочитать здесь).

Но несмотря на якобы «журналистскую» оболочку и в отличие от интервью в рамках собственного проекта Балымбетова, ER-BATYR стремится за пределы профессии. В первую очередь — из-за узкого профиля и очень прикладных целей: с самого начала он заявлялся как просветительских продукт, созданный для продвижения «правильных» ценностей; другими словами, продукт пропагандистский, как бы это слово в свете пугающих реалий ни настораживало.

Одни из главных тем в каждом выпуске, кроме биографических подробностей, интересных в свете становления личности гостя, — темы отношений с окружающими, с детьми, жёнами и родителями. Собеседники оценивают различные аспекты современной жизни (материальные и духовные), а также пытаются объяснить формулу успеха — рассказывают об эффективной организации жизни и своих главных принципах.

В этом смысле ER-BATYR отлично подошёл бы в качестве видеорубрики к какому-нибудь глянцевому изданию, расширяющему охват через YouTube. То есть, несмотря на стремление за пределы профессии, ER-BATYR всё же можно при желании отнести к очень специфической разновидности журналистики, существующей в пределах «мужских» и «женских» тематик. Правда, я бы всё же, учитывая пропагандистско-просветительскую природу явления, из ремесла его вывел — да практически любые интервью сейчас можно отнести к пропаганде, по крайней мере, ориентируясь на общественно-политическую позицию автора и подбор вопросов, уточняющий общий нарратив беседы. Конечно, говоря о ER-BATYR, мы не имеем в виду политическую пропаганду, но несомненно подразумеваем внедрение в зрительское сознание неких мыслительных и поведенческих паттернов. И, думается мне, ER-BATYR не относится к журналистике — так же, например, как не относятся к профессии поучительные социальные ролики о вреде курения.

Также стоит сразу сказать, что никакого негативного отношения в этом моём выводе нет: просто пример получился очень удобным для наглядной его классификации и соотнесения с базовыми профессиональными принципами.

И в качестве утилитарного социального проекта с «просветительскими» целями ER-BATYR выглядит неплохо: авторам и правда удалось привлечь большое количество интеллектуальных, успешных, а часто и «незаезженных» гостей (последнее в тесном мирке видеосервиса особенно радует). Про умение Балымбетова этих гостей раскрыть я уже говорил. Даже с началом нового «сезона» и радикальной сменой формата (в этом году интервью выходят без ведущего в кадре, в режиме монолога) выпуски остаются на хорошем уровне.

Успешен или нет?

К сожалению, просмотры, за исключением некоторых выпусков, оставляют желать лучшего. Пропасть между самыми популярными видео на канале и наименее востребованными огромна и скачет в диапазоне от 1,8 тысячи (гендиректор «Меломана» Вадим Голенко) до 362 тысяч (режиссёр Нуртас Адамбай).

Думаю, причина такого разрыва проста: зрителю не интересны малоизвестные имена, и справиться с этой закономерностью авторам не удалось. А это была одна из важнейших задач (по крайней мере, не менее важная, чем удержание высокого профессионального уровня проекта). Потому что, на мой взгляд, упомянутая «незаезженность» интересных собеседников в конкретном случае могла бы быть явным конкурентным преимуществом. И очевидная корреляция между раскрученностью имён и просмотрами в ER-BATYR, несмотря на применимость этого правила ко всему выпускаемому в мире контенту, — слишком общее место; я уверен, что хорошее качество проекта всё-таки оставляет команде создателей реальный шанс наработать постоянного зрителя с помощью грамотного и последовательного продвижения проекта в Сети. Удивляет, например, что его не удалось раскрутить даже в эпоху имеющего выход к широкой аудитории Балымбетова, собственное детище которого стабильно набирало в то же время десятки и сотни тысяч просмотров.

Конечно, можно было бы предположить, что аудитория YouTube плохо воспринимает просветительский тон и назидательность. Но пример Каната Бейсекеева с проектом Binocle, в котором названного было с избытком, вроде бы убеждает в обратном.

При этом для меня очевидно, что авторы, судя по всему имеющие хорошую спонсорскую поддержку (название крупного сотового оператора мелькает в каждом выпуске), вполне могли бы и не обращать внимания на зрительскую популярность, вдохновляясь лишь исполнением гражданского долга. Общее впечатление о проекте складывается именно такое: он создавался не из коммерческой выгоды и амбиций обладания платиновой кнопкой YouTube, но как некая общественно значимая миссия.

Недавно мы с коллегами писали про YouTube-проект от Cosmo Kazakhstan «Розовые очки» — смелый продукт, под китчевой личиной которого скрывается заявление определённых ценностей, связанных с образом современной независимой женщины и отрицанием средневековых патриархальных табу. В этом смысле противоположный по подаче ER-BATYR парадоксальным образом схож с «Розовыми очками»: оба проекта — результат рефлексии о сути мужского и женского начал в современном мире и о драматических искажениях в общественном сознании, мешающих прийти к отрицанию второстепенной роли женщины и ложного понимания мужественности. ER-BATYR и «Розовые очки» очень по-разному описывают общие изъяны.

Несмотря на малые средние показатели просмотров, ER-BATYR среди ютьюбовского информационного шума кажется глотком свежего воздуха: аккумулирование опыта профессионалов своего дела с действенной жизненной стратегией — привлекательная затея. Тем более авторы не переходят грань и не скатываются к открытой агитации за субъективные взгляды и ценности: так или иначе из массива интервью само собой проступают понятные общечеловеческие заповеди. Прислушивайся к детям, будь внимателен к супруге, заботься о родителях, обуздывай свой эгоизм, будь благодарен окружающим, помогай слабым, ставь цели и не сворачивай с избранного пути — весь проект крутится вокруг этих сентенций. Хорошо, что вызнавание жизненных советов не кажется самоцелью — все эти беседы интересны и как портретные интервью, потому что к сеансу раздачи мудрости авторы приходят не методом холодного опроса, но подсвечивая витиеватый жизненный путь каждого гостя.

Гражданская миссия проекта в век холодного расчёта может только радовать. С другой стороны, достижение его целей и реальная общественная значимость, учитывая слабую раскрутку ER-BATYR, не очевидны. Но пытаясь соотнести его качество с количеством просмотров, могу сказать с уверенностью: проект интересен и очень недооценён аудиторией. А мотивация авторов проекта, желающих «модернизировать» сознание современников без устрашающего государственного подхода, по крайней мере, заслуживает уважения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь