YouTube-канал «Окасца» от кавээнщика Кененсарова: про историю не революционно, но занимательно

0
128

YouTube-канал «Окасца», созданный в марте этого года, на наших глазах набирает популярность. Успешность подобного проекта была предсказуемой и неожиданной одновременно. В этой двойственности попытался разобраться медиакритик Газинур Гиздатов.

На фоне общего интереса к истории было бы странно, если бы эту нишу не попытались занять блогеры. Именно так и поступил Эльдияр Кененсаров в рамках познавательного проекта «Окасца!», насчитывающего более 65 тысяч подписчиков, с 19 сюжетами и тремя миллионами просмотров.

Над проектом работает целая группа. Ведущий проекта, он же шоумен и продюсер (наиболее известен как капитан команды КВН «Азия MIX», чемпиона Высшей лиги 2016 года), родом из Кыргызстана, в последнее время в профессиональном плане всё больше набирает популярность в Казахстане. Краткая история среднеазиатских народов, особенности языка, религии, быта, биографии отдельных исторических личностей представлены в выпусках цикла хронометражем максимум чуть более 10 минут.

Простота, или Форма диктует содержание

Современная форма подачи исторического материала определила интерес к этому циклу: судя по комментариям, у него уже сформировалась своя группа поклонников. Все видеосюжеты выстроены по одному лекалу: краткое введение от автора, затем закадровый комментарий на фоне анимационных вставок и коллажей из исторических фото и картин и, наконец, выразительное заключение.

Нельзя не отметить жёсткую логику подачи: всегда очевидно желание автора по-учительски объяснить явление, дать ему исторический и культурный комментарий с реальными деталями, которые подтверждают изначальное утверждение.

Именно так всё выглядит с сюжетами Кто такие КЫРГЫЗЫ, и КАК они оказались в предгорьях Ала-Тоо (здесь и далее названия выпусков представлены орфографически так, как их написал автор канала — прим. ред.); Кто такие КАЗАХИ на САМОМ ДЕЛЕ;
КАЗАХИ и КЫРГЫЗЫ — БРАТЬЯ?.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, с источниками авторы канала работают аккуратно; правда, и ничего авторского и дополнительного себе не позволяют. Заметим, что профессиональных историков и среди потребителей канала явно не обнаруживается. Многие исторические факты и гипотезы в такой упрощённой и краткой форме смотрятся занимательно и убедительно; с другой стороны, авторы работают с такими хрестоматийными темами, что иное толкование, пусть даже опирающееся на научную точность, зрители и не приняли, и не простили бы.

Динамичный — ютьюберский — стиль проговаривания материала достойно соединяется с литературной речью ведущего. Лёгкий стёб, выраженный в анимационном сопровождении сюжетов с толикой безобидного юмора, опять же, только привлекает внимание к материалу. Не избежал канал и слегка наигранной интерактивности: один из последних выпусков «УСТУКАН: НЕ ПРАВИЛЬНО подашь — ОБИДИШЬ Гостя» полностью посвящён запросам, которые прозвучали в комментариях: от разделки мяса до государственных символов. Вновь вроде бы знакомая, в том числе по учебникам истории и канувшим в лету урокам самопознания, но легко проговариваемая информация больше цепляет и, как следствие, запоминается.

Для чего — понятно, но для кого?

Есть два штриха, которые трудно отнести к недостаткам цикла, но они характерны для подобной медиапродукции. Первый — больше формальный: создатели проекта, наряду с историческими фотографиями, географическими картами, включают в визуальный ряд современные иллюстрации, сомнительные по своим художественным достоинствам и спорные по этнографическим деталям, уже представленные в разного рода исторических книгах и художественных текстах. В плане картинки «Окасца» больше соответствует народному историческому китчу, а не научно-популярному жанру. Кстати, использование кадров художественных и мультипликационных фильмов скорее вписывается в эстетику современного цикла.

Второй неизбежный вопрос: а для кого произведён этот продукт? Для школьников это, безусловно, полезный медиажанр: он заинтересовывает, будит мысль, а форма насквозь дидактична, о чём говорит в том числе и умелое выделение ключевых понятий. Но если судить по многочисленным восторженным комментариям, большинство зрителей «Окасца» — это люди 45+, которых устраивает упрощённый пересказ общеизвестной информации. Факты, с которыми работают создатели проекта, интересны, но к открытиям их трудно отнести. Впрочем, может быть, это вопрос нынешнего, такого же упрощенного восприятия всеми всего, в том числе и историко-культурной сферы.

YouTube-канал Эльдияра Кененсарова избежал занудной псевдонаучности и пафоса, которые нередко сосуществуют, а об исторических событиях он рассказывает просто и с юмором… И если раньше это называлось «хочу всё знать», то теперь это оказывается «Окасца».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь