Как СМИ Кыргызстана и Узбекистана освещали конфликт вокруг Кемпирабадского водохранилища

0
161

В Кыргызстане во второй половине октября начала накаляться ситуация в связи с запланированной передачей узбекской стороне акватории водохранилища Кемпир-Абад, называемое в Узбекистане Андижанским и расположенного на юге КР. Власти Кыргызстана считают решение выгодным, а оппозиция — предательством национальных интересов. Противники этой самой власти ещё больше взволнованы реакцией руководства страны на протесты. Если раньше в Кыргызстане по сравнению с другими республиками региона соблюдалась свобода слова и свобода собраний, на этот раз оппозиционеров, протестующих против передачи водохранилища, обвинили в попытке захвата власти и отправили под арест.

Медиакритик Умида Маниязова проанализировала материалы в государственных и независимых медиа Кыргызстана и Узбекистана, опубликованные в период с 20 по 30 октября, и пришла к выводу, что государственные СМИ в обеих странах предпочитают замалчивать ситуацию. А среди независимых медиа только кыргызстанские издания, несмотря на усиливающееся на них давление за последнее время, продолжают освещать ситуацию, предоставляя площадку для выражения мнений как властям, так и оппозиции.

Кыргызстан

С точки зрения официального Бишкека, передача водохранилища никак не угрожает национальным интересам, даже более того — выгодно. «Кемпир-Абад передавали не мы. Мы, наоборот, возвращаем, — заявил президент Жапаров государственному агентству «Кабар». — С 60-х годов плотиной управляли они (Узбекистан.

Политики, обвиняющие президента Жапарова в сдаче национальных интересов, создали комитет по защите Кемпир-Абада, на что власти отреагировали задержанием более 20 активистов на 48 часов. По данным МВД КР, задержанные готовились «к массовым беспорядкам с последующим противозаконным захватом власти», что уже стало основанием для уголовного дела.

Сотрудники правоохранительных органов КР начали обыски в домах ряда политиков и активистов, создавших комитет по защите Кемпирабадского водохранилища.

Издание «Кактус медиа» — одно из независимых изданий Кыргызстана, детально информировало своих читателей о ситуации вокруг Кемпирабадского водохранилища, начиная со дня первых народных волнений (21 октября), публиковало по этой теме в среднем по 10 новостей ежедневно. Также издание привело комментарий бывшего президента КР Алмазбека Атамбаева, который передал обращение через сына — Кадыра Атамбаева. Экс-президент Кыргызстана призвал «немедленно освободить арестованных и извиниться перед ними», а также «поблагодарить местное население, оппозицию, активистов и журналистов за то, что хотят уберечь от поспешных шагов». Алмазбек Атамбаев считает, что лучшим вариантом на сегодняшний день было бы отложить дату принятия решения по Кемпирабадскому водохранилищу и дать возможность людям на основе документов не спеша всё обсудить и оценить. По его словам, президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев «поймёт эту отсрочку», так как он «мудрый человек и друг нашего народа».

Нынешний президент КР Садыр Жапаров также отреагировал на массовые аресты оппозиционеров. В материале от 24 октября «Кактус медиа» опубликовало его комментарий, в котором президент отмечает, что задержанных людей «не интересовала судьба Кемпирабадского водохранилища», и «многие из них надеются, что в стране на этом фоне что-то произойдёт, и впоследствии они смогут уцепиться за власть».

Государственное агентство Кыргызстана «Кабар» по сравнению с независимым «Кактус медиа» сильно уступает по объёму освещения ситуации, оно опубликовало за 10 дней лишь два материала на русском языке и ни одной статьи на кыргызском. 22 октября издание разместило интервью президента Садыра Жапарова, в котором глава государства ответил на вопросы о передаче территории Кемпирабадского водохранилища Узбекистану, а также заявил, что «знает, кто стоит за организацией маршей и митингов». По словам президента, нынешнее решение, наоборот, означает частичный возврат Кыргызстану контроля над водохранилищем, так как с 1960-х годов сооружением, по его словам, управлял Узбекистан. «Если опираться на архивные документы, в 1965 году плотину строила узбекская сторона, мы деньги не вкладывали. За земли, которые остались под водой, в том же 1965 году узбекская сторона выделила 4127 гектаров в приграничных районах Баткенской, Ошской и Джалал-Абадской областей. То есть тот участок, что сейчас находится под водой, перешел узбекской стороне ещё тогда», — сказал президент КР.

Вторым материалом в этом издании по теме водохранилища стала статья, опубликованная 21 октября, в которой отмечается, что оппозиция «пыталась сорвать подписание договора о границе с Узбекистаном». Применяя «язык вражды», автор называет членов оппозиции «вечно недовольными», которые «пытались превратить важное заседание в цирк». Действия активистов в статье описывают как «клоунаду», «балаган» и «неадекватные поступки так называемой оппозиции».

В статье упоминаются возможные последствия срыва договорённостей с Узбекистаном, в частности по реализации проекта железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан и экономических последствий, которые «могут оказаться для Кыргызстана очень неприятными». Единственным выходом из ситуации автор статьи видит «не поддаваться на провокации, сохраняя спокойствие и единство».

Узбекистан

СМИ Узбекистана за последние 10 дней опубликовали всего пару материалов по ситуации вокруг Кемпирабадского водохранилища. Негосударственное издание «Хабар.уз» 24 октября, ссылаясь на кыргызское агентство «Кабар», приводит слова президента Садыра Жапарова о том, что «Кыргызстан не отдаёт Кемпирабадское водохранилище Узбекистану, а забирает его обратно». Также издание добавляет: согласно архивным документам, президент Кыргызстана сообщил, что плотина была построена Узбекистаном в 1965 году.

В то же время ни одно государственное издание Узбекистана не осветило ситуацию вокруг Кемпирабадского водохранилища, поэтому в обзор мы включили агентство podrobno.uz, которое хоть и является независимым, но в основном отражает официальную точку зрения Узбекистана на происходящие события.

Издание 24 октября разместило  на русском и узбекском языках комментарий директора Центра исследовательских инициатив «Мано» Бахтиёра Эргашева, который был опубликован в его Telegram-канале. В комментарии эксперт заявляет: «Вопрос решения узбекско-кыргызских пограничных проблем в Кыргызстане стал предметом внутриэлитных разборок». По его словам, «Узбекистан от многого отказался для Кыргызстана, приняв невыгодные для себя условия. Однако это не устраивает кыргызскую оппозицию, которая хочет забрать 100 процентов спорных территорий».

Эргашев добавляет, что это может быть срежиссированная постановка нынешних властей Кыргызстана. «А может, эти выступления организованы нынешней властью в Бишкеке, чтобы выбить у Узбекистана последнюю уступку? Чтобы Узбекистан отказался и от Кампирабадского водохранилища?» — написал эксперт. «Они уже поняли, что Узбекистан готов уступать в вопросе урегулирования спорных участков. И сейчас додавливают ситуацию. По мне так это вполне возможный сценарий, который реализует нынешнее правительство в Бишкеке. И меня здесь интересует не события в Кыргызстане. Там всё понятно. Меня интересует позиция правительства Узбекистана», — заключил он.

Это, пожалуй, два единственных материала в СМИ Узбекистана за последние две недели по ситуации вокруг Кампирабадского водохранилища и происходящих на этом фоне протестов в соседнем Кыргызстане из-за передачи водного объекта узбекской стороне. Принимая во внимание, что один из материалов — это перепечатка на узбекском языке интервью президента Кыргызстана, опубликованное государственным информагентством Кыргызстана, а второй материал — это перепечатка комментария эксперта, можно понять, что ни одно СМИ Узбекистана не осмелилось или не удосужилось обратить внимание на разгорающийся в соседней стране конфликт между оппозицией и властями. При том что ситуация, хотя и косвенно, но всё же касается Узбекистана.

Официальные средства массовой Узбекистана предпочитают не освещать и не комментировать ситуацию вокруг водохранилища, не говоря уже об аналитических материалах на эту тему, и это ещё раз доказывает, что узбекистанские медиа продолжают оставаться инертными, избегают «острых углов», предпочитают перепечатки готовых комментариев вместо того, чтобы дать слово политикам, гражданским активистам, историкам и т. п.

История вопроса

Участки кыргызско-узбекистанской границы, включая зону водохранилища, оставались спорными на протяжении 30 лет после развала СССР, и Кемпир-Абад был одной из наиболее напряжённых точек на линии разграничения.

Протокол, дающий старт процедуре согласования участка границы, который послужил пусковым механизмом для событий, описанных выше в СМИ, был подписан 26 сентября текущего года во время визита в Бишкек премьер-министра Узбекистана Абдуллы Арипова. После этого документ должны были предварительно согласовать депутаты, но сделать это ещё не удалось именно из-за реакции населения и оппозиции. Вскоре после подписания протокола, 6 октября, жители Кыргызстана в знак протеста установили у водохранилища юрты. На место прибыли около 50 милиционеров, которые снесли временные жилища.

В частности, против документа выступил бывший глава МИД КР (а ныне председатель парламентского комитета по международным делам, обороне, безопасности и миграции) Чингиз Айдарбеков. После этого его лишили звания чрезвычайного и полномочного посла «ввиду открывшихся обстоятельств, дискредитирующих высокое звание дипломата в бытность им сотрудником заграничных учреждений».

15 октября в селе Кызыл-Октябрь Узгенского района Ошской области состоялся народный курултай по вопросу Кемпирабадского водохранилища, в котором приняли участие около тысячи человек. Согласно резолюции курултая, был создан комитет по защите Кемпирабадского водохранилища. 21–22 октября в Узгенском районе Ошской области жители некоторых сёл вышли на марш с требованием не передавать Узбекистану территорию водохранилища.

В МВД КР заявили, что в отношении членов комитета по защите водохранилища возбуждено дело о подготовке к массовым беспорядкам (статья 36-278 УК КР). Расследованием дела занимаются 36 следователей из Нарынского, Чуйского УВД, Бишкекского ГУВД и ГСУ МВД. В ведомстве добавили, что в ходе расследования «были получены доказательства того, что отдельные лица имеют отношение к подготовке и организации массовых беспорядков, а также к мероприятиям по незаконному захвату власти в дальнейшем».

Кемпирабадское водохранилище расположено на стыке Ошской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана и Андижанской области Узбекистана. Водохранилище было построено в 1983 году на территории Кыргызстана. В 1973 году со стороны Узбекистана была предоставлена компенсация — Кыргызстану передали 4100 гектаров. Ташиев в прошлом году сообщил, что Кыргызстан до сих пор получает возмещение.

Узбекистан называет Кемпир-Абад Андижанским водохранилищем. Туда стекаются воды рек Тар, Кара-Кульджа и Кара-Дарья. Водохранилище относится к Кыргызстану. В своё время его отдавали в аренду Узбекистану. Водохранилище занимает площадь 4400 гектаров. Его полный объём — 1,9 кубических километра. Воды Ферганского канала начинаются с водохранилища Кемпир-Абад и через Араванский район поступают в Узбекистан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь