Как обычно, холода пришли в Узбекистан «неожиданно». Их неожиданность связана не с капризами природы, а с проблемами в энергосистеме страны. После первого же снега страна столкнулась с энергетическим кризисом. На его фоне участились сообщения о смертях из-за утечки угарного газа из самодельных отопительных приборов.
В этом году энергетический кризис добрался и до столицы. Ташкент сталкивается с перепадами давления газа и очередями на автозаправочных станциях, работающих на газе (метан). Раньше подобная ситуация наблюдалась в основном в областях страны.
Медиакритик «Нового репортёра» Умида Маниязова просмотрела публикации в местных СМИ, посвящённые энергетическому кризису в Узбекистане. В обзор попали также посты в соцсетях, поскольку именно блогеры зачастую заменяют в медиаполе Узбекистана независимые издания.
С первым снегом социальные сети заполонили посты пользователей об отсутствии тепла в домах.
Столичные власти 4 декабря сообщили о закрытии газовых автозаправок, объяснив это снижением давления газа и «нехваткой ресурсов». Имеющиеся запасы газа, по заявлению администрации Ташкента, будут направлены на «обеспечение газом и теплом как можно большего числа домов».
В начале ноября в стране ограничили работу автозаправочных станций «с целью непрерывного обеспечения газом населения и стратегически важных предприятий». Уже тогда в самом густонаселённом регионе республики — в Ферганской долине — начались «кратковременные перебои» с подачей электроэнергии.
За две недели до наступления холодов, с 16 ноября, власти Ташкента перевели сети уличного освещения в режим ограничения потребления электроэнергии в ночное время. Ограничение в основном коснулось освещения центральных улиц.
5 декабря на официальном сайте Министерства энергетики республики опубликовано сообщение на узбекском языке о том, что на 4 декабря в стране 14 тысяч абонентов остались без газа, у 79 тысяч абонентов ощущается снижение давления газа. В Минэнерго призвали граждан «разумно пользоваться природным газом», а при выходе из дома по мере возможностей максимально снижать температуру нагревательных приборов».
В этот же день, 5 декабря, издание Xabar.uz сообщило об увольнении пресс-секретаря Минэнерго Узбекистана Эльмиры Бекмуродовой.
Telegram-канал Rost24, насчитывающий почти 111 тысяч читателей, задался вопросом: не вызвана ли эта отставка тем, что в СМИ открыто упоминались недостатки в энергосистеме страны, а руководство [Минэнерго] завалили вопросами от населения, недовольного перебоями тепла и света.
Позже Xabar.uz, ссылаясь на источник в Минэнерго, сообщил, что Эльмира Бекмуродова уволилась из министерства в связи с переходом на другую работу. «Министерство энергетики всегда открыто для СМИ. Всегда поддерживает прозрачность и достоверность информации», — приводит издание комментарий представителя министерства. Однако на сайте Минэнерго нет сообщений об увольнении главы пресс-службы.
Не оставил эту ситуацию без внимания и лидер демократической партии «Миллий тикланиш», депутат законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан Алишер Кадыров. В своём Telegram-канале он обвиняет в энергокризисе АО «Региональные электрические сети» (Энергосбыт), отмечая, что во всех проблемах зимы и пришедших с ней холодов почему-то «виновными оказываются депутаты», хотя погода от них не зависит. По его мнению, бесполезно производить электроэнергию по дорогой цене и продавать населению дешевле себестоимости. Ранее 17 ноября Алишер Кадыров также писал о приватизации энергетического сектора. «Никаких изменений в отрасли не будет, пока сами энергодобывающие компании не будут получать прибыль», — отмечал он.
Другого мнения придерживается журналист «Голоса Америки» Навбахор Имамова. «Вице-спикер законодательной палаты Алишер Кадыров винит в отсутствии приватизации Энергосбыт, говоря, что сегодняшний кризис не зависит от законодателей. Но в стране, даже в такой суперпрезидентской системе, как Узбекистан, если члены парламента не примут меры в такие трудные времена, как сегодня, когда они это сделают? Разве вы не представители народа?» — пишет на своей странице в соцсетях Имамова. По её мнению, «в эти дни отчетливо видно, что законодатели не справляются со своей работой, какие они апатичные и немощные». «Многие спрашивают, а что если бы, когда миллионы людей остались без электричества и газа, проходил референдум или выборы. Что случилось бы? Это не первый подобный кризис в Узбекистане. Это ежегодные страдания. Некоторые годы они немного легче, в этом году тяжелее из-за дефицита в глобальном масштабе. Это объяснение подойдёт?», — иронично отмечает журналистка.
Экономический аналитик и блогер Отабек Бакиров обратил внимание на районы Ташкента, где нет перебоев в поставках электроэнергии и газа: «В окрестностях [массива] Карасу, а также в махалле имени Амира Темура, в так называемой Рублёвке, где живут олигархи и топ-чиновники, нет перебоев с электричеством и газом, там [у жителей] есть зимние сады, бассейны с подогревом, сауны. Они являются крупнейшими потребителями энергии… Но на несколько километров вглубь, в малонаселённых кварталах Кибрая, картина совсем другая… Там продолжаются отключения. Обратите внимание, что я не сравниваю самый богатый район Ташкента и самый бедный район Андижана. Я сравниваю Ташкент с Ташкентом. Если сейчас создать карту перебоев по светом и отключений газа, то эту карту можно легко использовать как карту социального неравенства в Узбекистане», — пишет аналитик.
Он также отметил, что в данной ситуации предоставление населению больше информации дало бы больше понимания. «Важнейшим ресурсом антикризисного управления является информация. Чем шире и глубже информация, тем лучше. Если вы не можете увеличить предложение, увеличьте информацию. Должна быть такая информация, чтобы конечный пользователь тоже понимал, где ошибки. Министерство энергетики ежедневно предоставляет общую информацию о количестве произведённой электроэнергии и добытого газа. Это хорошо, но недостаточно в нынешних условиях», — пишет блогер. По его мнению, «важно, как 224 млн кВт ч электроэнергии и 155 млн кубометров газа, произведённые накануне, были административно распределены между областями, районами и потребителями. Будет ли при этом тогда лояльность? Нет. Но потребители начнут сравнивать свое положение, понимать ситуацию шире, понимать, что режим субсидий в энергетике служит не нуждающимся, а богатым».
Что касается телевизионных каналов Узбекистана, то ни один из них пока не осветил ситуацию с энергокризисом в стране. Населению, большая часть которого узнаёт новости из телепередач, остаётся лишь догадываться о том, почему в их домах нет тепла и света. К примеру, главный новостной телеканал страны «Узбекистан 24» передавал в течение дня о введении дуальной системы образования, о переходе до 2030 года на «зелёную экономику», а также в формате no сomment делился фотографиями заснеженного Ташкента.
Подводя итоги обзора по узбекистанским медиа, публикующим материалы об энергетическом кризисе в стране, можно сделать выводы, что государственные СМИ продолжают работать в духе «ничего не вижу, ничего не слышу». Публикации по теме энергокризиса в основном носят информационный характер со ссылкой на соответствующие министерства и ведомства. Основными причинами кризиса издания, вслед на цитируемыми ими министерствами, называют «похолодание», как следствие этого «увеличение потребления пользователями энергии» и «нехватку ресурсов».
Национальное информагентство УзА 7 декабря сообщило, что Администрация президента анонсировала меры по решению проблем с газом и электричеством, среди которых увеличение объёма поставок товарного газа до 5 млн куб. м в сутки; запрет до 1 марта 2023 года использования автомобилей, работающих на сжатом газе, находящихся в собственности госорганов, перевод их на бензин; ускорение переговоров с зарубежными странами о закупке дополнительного природного газа, электроэнергии, угля, мазута. В то же время информагентство не уточняет в материале, почему меры были приняты только после наступления энергоколлапса.
Издание Gazeta.uz 7 декабря опубликовало заявление Минэнерго о том, что руководители энергоотрасли получили выговор за недостатки в работе и нарушение порядка введения ограничений. Издание канцелярским языком перечисляет фамилии чиновников, получивших выговор.
Одно из независимых изданий страны Нook.report 8 декабря опубликовало материал, посвящённый этой теме. Как отмечается в статье, энергокризис «начался из-за комплексных проблем в отрасли», а основные причины — это уменьшение добычи газа, строительный бум, который «создаёт дополнительную нагрузку на энергетическую систему» и экспорт газа за рубеж. В материале отсутствует экспертное мнение, но его можно назвать единственной публикацией в узбекистанских медиа, где описывается проблема, её причины, и предположения, что нужно сделать, чтобы впредь подобные ситуации не повторились.
Между тем, законодатели пытаются показать, что их вины в сложившейся ситуации нет, а независимые блогеры и издания задают риторические вопросы властям, требуя решения проблем.
Население же продолжает выживать в холода, привыкнув к перебоям или же вовсе отсутствию электричества и газа. По сообщениям местной прессы, только за последние 10 дней от отравления угарным газом погибли 14 человек из трёх семей. 8 декабря Управление по чрезвычайным ситуациям Хорезмской области сообщило о гибели двух сельчан из одной семьи в Янгибазарском районе — мужчины и 12-летнего ребенка. Еще семь членов этой семьи находятся в больнице.