ДомойЮрпомощьНовый законопроект о массмедиа в Казахстане: плюсы и минусы. Возможности для дискуссий

Новый законопроект о массмедиа в Казахстане: плюсы и минусы. Возможности для дискуссий

В январе этого года Министерство информации и общественного развития РК опубликовало несколько законопроектов, которые касаются журналистов и редакций СМИ. Цель — укрепить национальное медиапространство, повысить статус журналистов, обеспечить их безопасность и решить ещё несколько актуальных проблем, которые годами не решались и о которых медиасообщество и медиаНПО говорили и говорят постоянно — как, например, ограничение срока исковой давности по делам о диффамации в СМИ.

«Новый репортёр» рассказывает кратко о законопроектах, плюсах и минусах, ожиданиях и возможных дискуссиях.

Сколько вообще законопроектов?

Почему так много законопроектов и как в них разобраться? Ключевой законопроект называется «О массмедиа», и c ним можно ознакомиться здесь. На самом деле это не новый законопроект, а компиляция двух действующих — законов о СМИ и о телерадиовещании с дополнениями и изменениями.

Ещё один законопроект касается усиления ответственности за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста. Это поправки в Кодекс РК об административной ответственности, с ними можно ознакомиться здесь.

И, наконец, третий законопроект касается поправок в другие законы — например, «О рекламе», «О профессиональных союзах», «О связи», «О телерадиовещании», «О доступе к информации» и т. д. С ним можно ознакомиться здесь.

Ещё один законопроект — «Об онлайн-платформах и интернет-рекламе» — МИОР РК обещает разработать и представить на обсуждение в течение года.

Будут ли регулировать деятельность блогеров?

Формально вопросы регулирования деятельности блогеров в указанном законопроекте о массмедиа не затрагиваются, однако проблема может быть в новом определении «массмедиа».

Это «средство массовой информации и интернет-ресурс». А СМИ — это, помимо ТВ, прессы, сетевых изданий и информационных агентств, ещё и «иная форма периодического или непрерывного публичного распространения массовой информации», и под это определение блоги, каналы и другие формы распространения контента очень хорошо подпадают. Ну и понятие «интернет-ресурс» тоже включает большое разнообразие форм распространения контента в интернете или посредством интернет-соединения.

Но производство контента блогера всё-таки будет регулироваться с точки зрения рекламного законодательства. Проект закона «Об онлайн-платформах и интернет-рекламе» будет разработан и опубликован для публичного обсуждения уже в этом году.

Будет ли повышен статус журналиста?

Да, для достижения этой цели предлагаются следующие новые положения:

  • признание особого статуса журналиста только во время действия трудовых отношений с редакцией СМИ и осуществления профессиональной деятельности;
  • закреплено право для журналиста присутствовать на территории Республики Казахстан, на которой введён режим чрезвычайной ситуации социального, природного и техногенного характера, в условиях приграничных конфликтов, районе ведения боевых действий и в военное время.

Что за пресс-карта и зачем она нужна?

Да, новым законопроектом предусматривается выдача пресс-карт как знака профессионального отличия, но пока непонятно, какие особые условия или более широкий доступ к источникам новостей и информации будет предоставлен тем журналистам, у которых есть пресс-карта.

Но уже понятно, по какой процедуре предлагается её выдавать:

  • у журналистов должен быть определённый стаж, наличие трудовых отношений с редакцией СМИ и отсутствие судимости;
  • МИОР РК будут разработаны специальные правила по выдаче пресс-карт;
  • все журналисты, получившие пресс-карту, будут внесены в специальный реестр, который будет публиковаться на сайте МИОР РК.

Так как процедура пресс-карт разрабатывается министерством, то она очень похожа на процедуру учёта/аккредитации/сертификации/лицензирования и т. д, поэтому критикуется. В пресс-карте есть смысл, если существует довольно большой перечень профессиональных преимуществ — в первую очередь по доступу к информации, но в любом случае это должна быть процедура, которую обсудят и примут (или не примут) сами журналисты, редакторы и представители СМИ.

Если таких профессиональных преимуществ нет, то нет и смысла в пресс-карте, достаточно иметь служебное удостоверение журналиста.

Как решаются вопросы безопасности журналистов?

Законопроектом предусмотрено специальное обучение журналистов для работы в особых условиях — во время катастроф, ЧС, конфликтов и т. д., которое будут проводить КНБ, МВД и Министерство обороны РК. Это поможет решить вопросы безопасной работы журналистов, фотографов и операторов в экстремальных условиях.

Почему отменяется уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению журналистской деятельности?

Один из законопроектов предлагает декриминализацию части 1 статьи 158 УК РК. Напомню, что эта статья предусматривает уголовную ответственность за воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста — принуждение его к распространению либо отказу от распространения информации или создание условий, препятствующих выполнению журналистом законной профессиональной деятельности либо полностью лишающих его этой возможности. Предлагается эту часть перенести в Кодекс РК об административных правонарушениях. Почему? Потому что статья 158 не работает, ни одно дело о воспрепятствовании деятельности журналиста за последние годы так и не дошло до суда.

Будет ли работать эта статья в Административном кодексе? Покажет практика её применения: протоколы по этой статье в случае её принятия будут составлять полицейские, рассматривать и выносить решение — административные суды. Наказание за воспрепятствование журналистской деятельности остается таким же, как и сейчас, — штраф, исправительные работы либо арест.

На фоне продолжающихся атак на журналистов в Казахстане декриминализация части 1 статьи 158 может вызвать новые атаки и нападения. Дело чести для органов внутренних дел довести расследования по этим и новым фактам угроз, атак, нападений на журналистов до обвинительного заключения и передачи дела в суд и до вынесения обвинительных приговоров.

Будет ли ограничен срок исковой давности по делам о диффамации в СМИ?

Да, такие поправки есть, и это было бы большой помощью для редакций СМИ, если бы МИОР РК, законодатели и всё медиасообщество поддержали эту инициативу, о которой СМИ и медиаНПО говорят уже лет 10, если не больше.

Сейчас нет никакого срока давности, и это вызывает проблемы. Во-первых, есть проблемы с хранением материалов и архивов, особенно для телеканалов; во-вторых, есть реальные иски к редакциям СМИ через 9–10 и более лет после публикации. В таких условиях СМИ оказываются в заведомо проигрышной ситуации в суде, так как доказательств достоверности опубликованных сведений у редакции может уже и не быть. Ограничение срока исковой давности по делам о диффамации в СМИ — обычная практика, которая применяется в большинстве государств мира.

Пока предлагается ограничить исковую давность в один год. В законопроекте есть также предложение МИОР РК установить «право на достоверную информацию» с ограничением срока давности в три года.

Что с доступом к информации? Будут ли сокращены сроки предоставления ответов на запрос журналистов?

Здесь две новости. Во-первых, сокращается срок предоставления ответов на запросы журналистов с семи до пяти рабочих дней. Во-вторых, пресс-службы госорганов будут обязаны публиковать разъяснение, если их пресс-релиз или иная информация оспаривается кем-либо.

Сейчас с этим есть определённые проблемы. Часто пресс-службы просто удаляют спорные публикации с сайтов или из своих аккаунтов в социальных сетях, не беспокоясь о том, что СМИ уже могли переопубликовать материалы на своих ресурсах. Как результат, именно редакции СМИ получают иски и досудебные претензии, а не госорган, чья пресс-служба впервые опубликовала оспариваемую информацию.

Как изменится процедура госинформзаказа для СМИ? Будет ли она более прозрачной, открытой и подотчётной?

Законопроект предлагает использовать в распределении средств на госинформзаказ новую процедуру — распределение в виде грантов редакциям СМИ на реализацию конкретного медиапроекта. Гранты для редакций СМИ будут распределяться через специального оператора. Пока сложно сказать, будет ли процедура открытой и прозрачной, в законопроекте отсутствуют положения об этом.

Какие ещё новости?

Интересный подход по субсидиям для печатных СМИ предлагается в законопроекте — через субсидирование подписки из бюджетных средств. Подписка будет субсидирована не для сотрудников бюджетных организаций, как могло бы ожидаться, а для учащихся высших учебных заведений и учреждений, предоставляющих техническое и профессиональное образование.

Финансирование медиаизмерений в населённых пунктах с населением менее 100 000 человек, о необходимости которых так много говорится в последнее время, будет включено в Бюджетный кодекс РК.

Законопроект о массмедиа предлагает также создание общественно-профессиональных советов на уровне страны и на уровне регионов. Идея развития саморегулирования медиасообщества, конечно, требует всяческой поддержки, однако сейчас министерство выступает как некий патрон, разрабатывая типовое положение о деятельности таких советов и регламентируя их деятельность.

Представляется, что журналисты, редакторы и медиаменеджеры смогут достойно самоорганизоваться и развивать саморегулирование, соблюдать этические стандарты и т. д.

Что отсутствует в законопроекте?

Некоторые важные для медиарынка предложения пока не попали в законопроект — гарантии по свободе выражения мнений и свободе слова, положения о маркировке платного контента, наличие других форм собственности на медиа, кроме государственных и частных СМИ, регулирование государственных СМИ, гарантии редакциям СМИ проводить самостоятельную редакционную политику без давления, вмешательства и цензуры со стороны собственников и т. д.

К сожалению, совсем немного поправок вносится в закон о телерадиовещании, хотя регулирование вопросов цифрового эфирного вещания требует большего внимания со стороны профильного министерства.

Что дальше?

Рабочая группа продолжает работу, обсуждение законопроекта продолжится в феврале-марте с участием международных и национальных экспертов.

Мы просим журналистов и редакторов СМИ и всех, кто имеет отношение к производству и распространению контента, высказать своё мнение и предложения по законопроектам, которые будут регулировать деятельность журналистов и медиа.

  • Что вы думаете по поводу пресс-карт и реестра журналистов?
  • Какие меры и какая поддержка нужна медиарынку сейчас?
  • Будут ли полезны для медиасообщества общественно-профессиональные советы?
  • Любые другие идеи, которые смогут сделать законопроект о массмедиа лучше и принести пользу всем медиа и журналистам Казахстана.
Ольга Диденко
Ольга Диденко
Сфера интересов – медиа, юриспруденция и право. Работает в Юридическом проекте Internews Network

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние публикации