Землетрясение в Турции, парламентарии в Туркестане, почему дорожает лук. Мониторинг итоговых ТВ-программ 6–12 февраля

0
134

Ужасная трагедия в Турции перекрыла все новости, которые могли бы стать топовыми в итоговых программах на казахстанском телевидении. Так или иначе журналисты рассказали, как спасали из-под завалов людей, как именно Казахстан помогал и сколько наших людей там тоже погибло.

«7 күн», «Хабар»

Первый сюжет — конечно, про Турцию. Кадры, которые без слёз смотреть невозможно. Вот наши спасатели, которые прилетели на помощь (что хорошо, сюжет не начинается именно с них, то есть акцент не на то, что Казахстан помогает, а что у Турции беда). Но Казахстан помогает, и очень важно, что в сюжете об этом подробно рассказали, также Айгуль Амантаева объяснила, как можно помочь ещё.

Ну а далее без особых сюрпризов. Сначала Дмитрий Двойнев рассказал про экономические последствия землетрясения в Турции для пострадавшей страны и всего мира, но вскоре плавно перешёл к достижениям партии AMANAT. Мы не юристы и не можем уверенно сказать, агитация ли это, но по новым правилам агитационные материалы в новостных и аналитических программах запрещены, подробности тут:

В Казахстане снова выборы: как проводить предвыборную агитацию по новым правилам?

Отсюда внезапно случился «мостик» на тему «как государство заботится о будущем детей», то есть про то, как на их счета будут поступать некие накопления для их будущего.

«Нацфонд — детям», так называется материал, во первых строках которого журналистка Назымгуль Кумыспаева использует выражение «…тем больше конкретики просачивается в прессу», тем самым, видимо, давая нам понять, что могла бы эта «конкретика» и не «просачиваться». В целом получился агитационный и пропагандистский материал, который полон лозунгов и «планов правительства», комментариями чиновников, которые ничего не смогли объяснить толком, потому что говорили на канцелярите. Выжимка из текста: «экономисты советуют не строить радужных планов». Плюс материала: нам рассказали, как такие программы работают в других странах. Минус: мы так и не поняли до конца, как это будет работать у нас. Есть опрос детей, которых теоретически эта программа коснётся, вот только это подростки, которым вроде бы эти деньги уже и не светят. Тогда зачем их спрашивали?

Далее Евгений Дубинский разбирался, почему в Казахстане неконтролируемо дорожает лук. «Деньги по формированию запасов стабфондов по выгодным ценам дали, но работа не проводится. Планы поставок субсидированных овощей для уменьшения цены должны соответствовать реалиям рынка», — вот в таких речевых оборотах журналист попытался объяснить зрителям, что там с луком происходит. Получилось? Нет. В сюжете есть слова вроде «имеет место», но нет ответов на простые вопросы: сколько стоил лук год назад? Сколько он стоит сейчас? Почему? И что государство делает для того, чтобы этого не произошло?

Ещё более запутанной в плане слов вышла подводка к сюжету «Туркестанский формат». Если честно, сначала было вообще непонятно, о чём речь. Вроде как о какой-то встрече в Туркестанской области? Из картинки и частично закадрового текста стало понятно, что это какой-то центральноазиатский парламентский форум. Нет, нас не забанили в гугле, но мы ведь смотрим материал с точки зрения человека, который может и не следить за официальной повесткой. Очень много зубодробительного канцелярита от Рауля Габитова, но спасибо уже за то, что этот сюжет не был первым в вёрстке.

Ну а Алия Букенова исследовала, как работает программа по льготному автокредитованию, которую сами авторы программы окрестили «успеть за 18 секунд». Такое впечатление, что журналистка делала материал строго для целевой аудитории, поскольку если его посмотрит человек, который ничего не знает об этой программе, он ничего и не поймёт. Какое кредитование? Почему оно льготное и насколько? Почему 18 секунд? Совсем ничего не понятно. Ноль бэкграунда.

Гульнар Жантасова сделала «бантик» про охоту с ловчими птицами и состязаниях беркутчи — зарисовка. Единственный материал выпуска, который не вызывает вопросы.

«Грани», «Первый канал Евразия»

Выпуск начинается с самого эмоционального и продолжительного по времени сюжета — о землетрясении в Турции и Сирии. В подводке к нему ведущий Алибек Рзабаев сообщил о троих казахстанцах, оказавшихся под завалами в турецкой провинции Хатай, двое из которых погибли. «Когда говорят, что жизнь и смерть ходят рядом, вряд ли представляется, что настолько», — начала Ласеева. Зрителям показали общую могилу и сразу следом рождённого во время землетрясения младенца. В сюжете также показали плачущих людей, раненых, чёрные мешки, спасённых детей и погибших. Некоторые кадры уже известны казахстанцам по видео из соцсетей. За бедой в Турции и Сирии люди наблюдают уже неделю.

Автор рассказала, сколько наших соотечественников, по данным МИД, могли находиться в Турции во время катастрофы, и скольких МЧС вернуло на родину. А также о поисках Мирболата Курмашева, Адиля Кадырбекова, Сабины Мамадьяровой. Сюжет дополнен комментарием профессора Nazarbayev University о причинах землетрясения. Президента Токаева не показали (разве что фотографию), но, конечно, упомянули в контексте отправки в Турцию гуманитарной и денежной помощи, сотрудников и собак МЧС Казахстана. В конце сюжета Рзабаев на фоне чёрно-белых портретов Курмашева и Кадырбекова принёс от команды передачи соболезнования родным и близким погибших.

Сюжет о мошенниках-лжеброкерах, фейковых турфирмах, финансовых пирамидах для кого-то мог быть и полезен. Журналисты показали несколько историй. Например, одна из пострадавших набрала долгов и кредитов на 24 000 долларов. Юрист, представитель Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и психолог дали зрителям несколько советов, как определить мошенников и оставаться начеку.

Показали и обсуждение в парламенте положения курьеров Glovo, Wolt, «Яндекса» и таксистов. Власти считают, что сотрудничающие с иностранными платформами и сервисами 500 тысяч казахстанцев «социально не защищены». Минтруда намерено ввести для них соцпакет, при этом обязав делать соцотчисления. Депутаты задавались вопросом, не приведёт ли это к ухудшению их финансового положения и роста цен на услуги. Позиция министерства однозначная: не приведёт. В таком сюжете остро не хватало мнения самих таксистов и курьеров.

Политический блок программы включал в себя освещение первого Межпарламентского форума стран Центральной Азии и сравнение грядущих парламентских выборов с выборами 2021 года. «Грани» сообщили о 525 самовыдвиженцах, но без подробностей, а ведь среди них есть ярые оппоненты власти.

Далее — сюжет о трендовых пластических операциях и недобросовестных хирургах. Свою историю по удалению нависшего века поведала Светлана Ахметова. После операции её глаза перестали до конца закрываться, зрение ухудшилось. В материале подняты важные темы: операции без показаний, навязывание стандартов красоты, объективация женщин, стремящиеся заработать как можно больше денег в индустрии врачи, реакция полиции на подобные заявления и практика прекращения расследования «за отсутствием состава преступления». Сюжет получился объёмным и сопровождался комментариями адвоката, врачей, мастеров из салонов красоты, сотрудниками «Казстандарта» и Минздрава. Однако в конце Рзабаев посоветовал всем, кому захочется изменить свою внешность, пойти к психологу.

Материал о промышленности оказался рекламным, но без соответствующей плашки. Всё началось со слов: «Казахстан на вершине мира по добыче урана». И далее около четырёх минут хвалебными словами под вдохновляющую музыку шло повествование об известной национальной компании.

Завершился выпуск традиционной подборкой популярных видеороликов из Instagram.

В программе не упомянули о законопроекте о массмедиа, вызвавшем на прошлой неделе бурную реакцию журналистов и медиаюристов. В Алматы и Астане прошли пресс-конференции, посвящённые этому документу. Чиновники из МИОР не прислушались к рекомендациям СМИ и включили в законопроект нормы, сильно ограничивающие работу журналистов. Но почему-то не очень удивляет, что это не волнует сотрудников «Первого канала Евразия».

Apta, QAZAQSTAN

Семь дней прошло после землетрясения в Турции и Сирии. Apta началась с соболезнования по поводу погибших казахстанцев в провинции Хатай Мирболата Курмашева и Адиля Кадырбекова. Их тела доставили на Родину. Также ведущая программы в студии рассказала о спасённых людях, показывали фото и видео из интернета. Специальный корреспондент Айдос Ашимулы сделал сюжет из городка Нурды — там работают 35 наших спасателей.

После в сюжете «Мы вместе!» Данияр Кайыртай говорил об экстренной и гуманитарной помощи Казахстана Турции и Сирии. Упомянули о поручениях президента Токаева, есть комментарии спасателей, волонтёров, предпринимателей, жителей.

Южная и юго-восточная части Казахстана считаются сейсмически опасными регионами. После землетрясения в Турции и Сирии алматинцы стали переживать за свою безопасность. Специалисты в 2018 году сделали аудит 11 тысяч зданий, выяснилось, что 35 % из них не сейсмостойкие. В материале об этом есть комментарии сейсмологов, получился хороший сюжет про старые здания в Алматы. Международные специалисты делают разные выводы по поводу землетрясения в Турции и Сирии. Альбина Ашим сказала: «За последние 10 лет в мире было всего два землетрясения с магнитудой больше семи баллов».

Далее следует сказать, что позиции нашего медиакритика Айданы Нурмухан и автора и ведущей программы Альбины Ашим разошлись. Нурмухан посчитала, что своим высказыванием Ашим как бы «обесценила» масштабы катастрофы, однако автор Apta с мнением медиакритика категорически не согласна: «За последние 10 лет землетрясения такой магнитуды были всего два раза. Этим я хотела сказать, что мощность толчков была сильной, что такое нечасто происходит. Поэтому и последствия очень тяжёлые», — говорит Альбина.

А вот мнение нашего медиакритика: «Альбина Ашим сказала: «За последние 10 лет в мире было всего два землетрясения с магнитудой больше семи баллов» («Соңғы 10 жылда әлем бойынша мұндай магнитудалық екі-ақ жер сілкінісі болған»). В этом предложении неуместно использовать ограничивающую частицу «-ақ». С помощью частицы «-ақ» мы придаём числительному понятие «меньше», «мало»».

Вторая часть Apta началась с инфляции. Жители страны жалуются на рост цен на продукты. Местные власти признали, что не справляются с проблемой. Амангельды Сейтхан сделал хороший аналитический сюжет и постарался выяснить причину — проблема посредников, субсидий, теплиц. Есть много комментариев экспертов, представителей министерств.

На прошлой неделе в Костанайской области объявили техногенную ЧС. В сюжете показали большую проблему тепловой электростанции Рудного. Есть статистика, информация о выделенном бюджете, комментарии экспертов и чиновников. Все они хором рассказывают о проблемах ТЭЦ, но не об их решении. Напомнили, что в этом году будет приниматься закон о теплоэнергетике.

На прошлой неделе в «Тенгизшевройле» был взрыв вакуумной цистерны, погиб 37-летний мужчина. После такого инфоповода Онгар Алпысбайулы в сюжете рассказал не только о проблемах безопасности работников, но и об уклонении от ответственности работодателей. Обычно родственники погибших на работе не могут наказать виновных. Здесь есть и вина самих рабочих, потому что они обычно не подписывают договоры. Хороший материал.

В предпоследнем сюжете рассказали о государственном мероприятии — сенаторы пяти стран встретились в Туркестане и приняли декларацию «Туркестан».

Дальше Альбина Ашим проинформировала, что завершено выдвижение кандидатов в Мажилис — итого семь партий. Партия АMANAT выдвинула наибольшее количество кандидатов, 119 — в Мажилис, 3821 в маслихат.

На прошлой неделе бурно обсуждался закон о массмедиа. Ведущая сделала ссылку на программу «Бас тақырып», где глава МИОР Дархан Кыдырали давал на эту тему интервью.

На этой неделе в Apta ничего не говорили про ситуацию в Украине.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь