Шаг 2. Цифровые компетенции (10 минут)
Американский основатель «восьми элементов цифровой грамотности» Д. Белшоу обращает внимание пользователей на социально-культурный и политический контексты цифровой грамотности. Он чётко осознаёт важность обучения цифровым навыкам для участия общественности в глобальном гражданстве и укреплении демократии за лучшую жизнь и более устойчивое развитие будущего. По мнению Дага Белшоу, не существует единой стратегии цифрового поведения, единой цифровой грамотности. Все эти нормы варьируются в зависимости от культурных обстоятельств, от социальных контекстов и даже от возраста пользователя.
Модель цифровой грамотности Белшоу. Факторы:
|
Авторитарный режим может препятствовать доступу к коммуникационным технологиям в целом, не позволяя людям приобретать грамотность для практического применения. Такой режим может позволить доступ, но при этом будет заниматься скрытой (или даже открытой) слежкой за тем, как люди используют цифровые инструменты. Блогеров и журналистов могут арестовать и даже приговорить к тюремному заключению, если они выступают против режима. И тем более очевидно, что всем людям необходимо знать о том, как за ними могут следить, и изучать цифровые инструменты, с помощью которых могут связывать их поисковые запросы, клики, симпатии и т. д.
В создании контента набирают популярность такие технологии, как VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность), которые могут быть «прочитаны» только посредством медиа и цифровой грамотности. Более того, поскольку VR и AR объединяются в смешанную реальность (MR), мы должны готовиться к применению понятий грамотности и в этих революционных средствах. Например, в Казахстане начинают продвигать технологию blockchain, что требует всё большего овладения компетенциями цифровой грамотности.
Кроме того, искусственный интеллект (AI) набрал такую скорость в своем развитии, что мы пользуемся его достижениями в повседневной жизни, не задумываясь об его уникальности. Боты стали обычным явлением в сфере сервиса. AI может создавать креативные рабочие места и услуги в качестве основной области для трудоустройства людей. В этом случае цифровая грамотность, а именно креативность, становится ещё более важной. Вместе с тем, имеют тенденции к распространению так называемый «язык ненависти», жестокость и моббинг в интернете. Популярны троллинг, фишинг и другие формы злоупотреблений. Один из способов решения этой проблемы — овладение правилами поведения в Сети, которые получили название «нетикет».
По мере роста информационных технологий значение цифровой грамотности будет ещё более актуальным. Социальный спрос на творчество будет расти в зависимости от требований новой экономики знаний или политики, которая изобилует дезинформацией и манипуляциями.
Почему нам нужна цифровая грамотность?
Если человечество долгое время идентифицировало себя в рамках идеи Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую», то сегодня эта парадигма воспринимается как:
«Я общаюсь в интернете, следовательно, я существую».
В мире, где Интернет вещей быстро становится основой жизни; где в технически развитых обществах около 90 % детей проводят время в социальных сетях; где ценности превращаются в репрезентативные идеи, медиа и цифровая компетентность являются вопросом образования, гражданского воспитания, необходимой грамотностью, которая позволяет людям действительно участвовать в жизни общества.
Именно по этой причине, во всепроникающую и мощную эпоху Web 3.0, в которую мы входим, нам нужна медиаграмотность как противоядие, а также как активатор для рефлексии и противодействия манипулированию.
Что такое цифровая грамотность? Цифровая грамотность — это больше, чем технологические ноу-хау. Она включает в себя широкий спектр этических, социальных и рефлексивных практик, которые встроены в работу, обучение, отдых и повседневную жизнь.
Практическое задание:
Проанализируйте Стандарты цифровой грамотности для студентов Международного общества технологий в образовании (ISTE). Расскажите, какими из этих компетенций вы владеете и как используете их в своей практике (15 минут).
Международное общество технологий в образовании (ISTE) сформировало следующие стандарты для студентов:
|
Цифровые компетенции: использование, понимание, создание.
Традиционное понимание МИГ необходимо для полноценного участия в цифровом обществе, но это лишь часть более широкого набора новых навыков и компетенций:
Использование — технический уровень владения для взаимодействия с компьютерами и интернетом. Компетенции — от базовых технических навыков до пользования поисковыми системами и облачными хранилищами — помогают критически оценивать цифровые медиа, чтобы мы могли принять обоснованные решения о том, что мы делаем и чем занимаемся в интернете.
Понимание — признание того, как сетевая технология влияет на наше поведение и наши восприятия, убеждения и чувства. Готовит нас к экономике знаний и эффективному использованию информации для общения, совместной работы и решения проблем.
Создание — возможность создавать контент и эффективно взаимодействовать с помощью множества цифровых медиаинструментов: мультимедиа, общение с пользователями через блоги и дискуссионные форумы, онлайн-игры. Развитие и поддержание своей цифровой грамотности — это процесс на всю жизнь.