Война России против Украины заставила многих экспертов заговорить об имперских амбициях Путина и о его намерении в том или ином виде возродить СССР. Некоторые сравнивают нынешнего главу РФ с Иосифом Сталиным. В конце апреля медиа обсуждали две новости на эту тему. Первая — высказывание китайского посла во Франции. Лу Шай сказал, что страны бывшего СССР «не имеют эффективного статуса в международном праве, потому что нет международного соглашения, которое придало бы конкретную форму их статусу суверенных стран». Вторая — на первый взгляд более невинная, но красноречивая: Путин высказался за возрождение пионерской организации.
Медиакритики Казахстана, Таджикистана и Узбекистана Анар Бекбасова, Лилия Гайсина и Умида Маниязова посмотрели и рассказали, что на эту тему они увидели в информационном пространстве своих стран.
Казахстан
Война в Украине и развернувшаяся параллельно информационная война так или иначе заставляют медиаресурсы Казахстана рефлексировать и всё больше вовлекать аудиторию в дискуссию о советском прошлом и его наследии. Информационных поводов теперь более чем достаточно. Чего только стоят записи разговоров украинских блогеров на чат-рулетке, в которых некоторые жители Казахстана рассказывают о личной поддержке интересов России в войне в Украине или говорят о принадлежности казахстанских городов северному соседу.
Недавний скандал, связанный с роликом некого «Народного совета трудящихся Петропавловска», например, когда несколько казахстанцев заявили о намерении добиться суверенитета, вызвал шквал обсуждений в соцсетях. Интернет-канал «Журттын баласы» выпустил любопытный обзор принятой ими «декларации», в которой авторы ностальгируют о Советском Союзе, и представил экскурс попыток сепаратистских акций в разные годы независимости.
Государственные медиа обычно избегают обсуждения темы советского наследия, профессионального анализа этого периода. Независимые же аналитические ресурсы, которые в меньшинстве, теперь наоборот уделяют внимание вопросам деколонизации, удовлетворяя повышенный интерес аудитории к национальной идентичности и осознанию ценности государственного суверенитета. «Мы на пути к деколонизации, и ещё рано говорить о постколониальном Казахстане, потому что мы всё ещё зависим от бывшей метрополии. Мы не состоялись как независимое государство информационно и идеологически», — замечает в интервью Vlast.kz автор книг о деколонизации Айнаш Мустояпова.
О коллективных травмах и переосмыслении советского периода говорят и авторы подкаста DopеSoz. Учёные объясняют зрителям, как колониальный период влияет на общество, и какие ошибки важно не допустить в попытках быстро деколонизироваться. «Очень часто с уходом империи колонизатора начинается частичная и очень сложная романтизация доколониального периода. Очень много примеров, когда такие государства ушли в консерватизм, радикальные вещи», — предупреждает историк Жар Зардыхан в выпуске «Деколонизация, ориентализм, империи и евразийство».
В ответ на общественный запрос портал Exclusive.kz регулярно публикует статьи учёных и общественных деятелей об исторических событиях советского времени, а подкастеры проекта Zamandas признаются, что интерес к их проекту, в котором текущие события часто обсуждают сквозь призму прошлого, повысился после 24 февраля — с даты начала войны в Украине.
Ностальгирующие о советском прошлом дискутируют обычно в социальных сетях. Недавний пост известного экономиста Петра Своика вызвал много споров и жаркие дискуссии в Facebook. Автор предрекает победу России в войне с Украиной и предлагает соотечественникам выбор между «консервацией независимости» и «переходом в формат союзной государственности». Не обошлось и без резких выпадов от противников каких-либо объединений с Россией.
Казахоязычные медиа редко обращаются к теме советского прошлого — возможно, потому, что проблема деколонизации для их аудитории не стоит так остро, как для русскоязычной. Многие болезненные темы они проговорили намного раньше, совсем незаметно для русскоязычных, но это не значит, что точка в этих вопросах уже поставлена.
В YouTube можно найти множество видеороликов о советском периоде на казахском языке, рассчитанных на молодёжную аудиторию. Канал Bari bar, например, развенчивает мифы о советском образовании, медицине, качественных товарах, не утруждая себя веской аргументацией, а «Пайдалы канал» рассказывает о ранее замалчиваемых трагедиях советского периода.
Рефлексируя на тему советского прошлого и его влияния на современных казахстанцев и их геополитические взгляды, велик соблазн путём упрощения поделить всё на чёрное и белое, лишая предмет дискуссии объективных оценок. Или, что ещё хуже, интерпретируя факты в угоду новой конъюнктуре. Наверное, сложно опровергнуть роль экономической диверсификации в кунаевские годы, большой вклад советского правительства в развитие доступного образования в Казахстане. Но оппоненты, конечно, найдутся с ответом «зато какой ценой!».
Таджикистан
В русскоязычных изданиях Таджикистана об СССР иногда продолжают писать так, как будто на дворе всё ещё советское настоящее и официальная цензура во всех СМИ. Например, в апреле 2023 года на сайте медиагруппы «Азия-Плюс» вышел материал под заголовком «Первая среди миллионов. Как Мамлакат Нахангова в 11 лет орден получила». Это история о первой пионерке, которая сумела собрать за один день 102 килограмма хлопка, затем поехала в Москву, где с ней встретился сам товарищ Сталин. Судя по всему, эта история и тогда была густо приправлена несуществующими, но красивыми подробностями, а сейчас и вовсе превратилась в миф. Вот, например, как описывается встреча Мамлакат и Сталина даже в 2023 году:
«Мамлакат страшно волновалась, и когда оказалась перед Сталиным, увидела его добрую, отеческую улыбку, у неё невольно вырвалось: «Дада!» (папа — тадж.). Секретарь ЦК ВКП(б) Андрей Андреевич Андреев хотел сделать девочке замечание, но Сталин едва заметным движением руки остановил его: «Подожди». Он знал, что «дада» значит папа, он также знал, что у Мамлакат рано умер отец. Эта таджикская девочка вдруг напомнила ему его любимую дочку Светлану…
— Михаил Иванович, подай, пожалуйста, подарок для дочки, — Сталин протянул руку к Калинину, продолжая смотреть, улыбаясь, на Мамлакат. Калинин подал ему маленькую бархатную красную коробочку.
— Держи, дочка. Это тебе подарок от папки, — Сталин открыл коробочку, достал оттуда золотые часы и надел на руку Мамлакат. Она ещё больше смутилась.
— Рахмат! — тихо и горячо прошептала Мамлакат на ухо Сталину, обнимая его, когда тот наклонился её поцеловать».
В такой стилистике «Азия-Плюс» часто пишет материалы о советском прошлом. В этих материалах добрые вожди, счастливые люди и великие стройки: «Наконец слово взял известный американский инженер-эксперт Людвел Гордон, специалист по ирригации, приглашённый для консультаций по водному строительству Вахшской долины:
— Вы большие мечтатели. Вы талантливые фантазёры. Я работал на крупнейших мировых ирригационных стройках и системах «Империал Виллей» и «Индийская». Фирмы Соединенных Штатов ценят меня как практика с трезвым разумом делового американца. Я видел золотоискателей Калифорнии, я знаю изобретателей примусов, мечтающих стать Эдисонами, я беседовал с Гербертом Уэллсом — увлекательнейшим романистом нашего времени. У них, друзья мои, смелые мысли и страшные планы. Но то, что задумано вами на Вахше, на целую голову выше всего этого. Я утверждаю, что человечество не знало подобных работ в подобных условиях. Простите, но мне кажется, это неосуществимо. После некоторого раздумья председатель Совнаркома Таджикской ССР Абдулло Рахимбаев ответил коротко:
— Мы справимся, мы советские люди, мы обязательно справимся».
У этих материалов большие просмотры и очень много положительных реакций аудитории. О том, почему даже спустя 100 лет советское мифотворчество всё ещё пользуется спросом в независимой стране, «Азия-Плюс» отвечает в других своих статьях, посвящённых СССР. Например, в материале о переоценке советского прошлого — вернее, о том, нужна ли она Таджикистану, — историк Камол Абдуллаев объясняет, что, согласно таджикской историографии, советская власть, несмотря на все допущенные ею ошибки, спасла таджиков от ассимиляции с «пантюркистами». Критика репрессий неизбежно приведёт к критике Сталина, который для многих таджиков остаётся «героем и спасителем».
Более подробно о причинах трогательного отношения таджиков к Сталину Камол Абдуллаев рассказывает в материале для «Радио Озоди» «Сталин основатель Таджикистана: миф или реальность?» и тексте «Узбекистан и Казахстан осуждают Сталина, а таджики простили «отца народов». Почему?». В этих публикациях историк рассказывает о взаимной выгоде, которую получили от своей особой связи Сталин и таджики. «Таджики — это особый народ. Это не узбеки, не казахи, не киргизы, это — таджики, самый древний народ Средней Азии», — говорил он в 1941 году. Таджикистан был эффективным инструментом достижения важных целей сталинской этнополитики и усиления личной власти самого Сталина», — пишет Камол Абдуллаев и объясняет, что во многом положительное отношение таджиков к Сталину и влияет на то, как в республике до сих пор описывается Советский Союз.
Узбекистан
Советский Союз и правивший им с 1920-х годов до своей смерти Иосиф Сталин в узбекских СМИ упоминается в основном на фоне сообщений о реабилитации тысяч репрессированных и убитых узбекистанцев.
Недавно, 19 апреля, Верховный суд Узбекистана реабилитировал ещё 208 человек, репрессированных в 1930 и 1931 годах. Ранее, в декабре 2022 года, Верховный суд Узбекистана оправдал 173 узбекистанца, репрессированных в советское время.
Эта тема в Узбекистане обязательно поднимается каждый год в День памяти жертв репрессий, 31 августа. Он отмечается в стране с 2001 года. Ежегодно президент страны Шавкат Мирзиёев и представители старшего поколения, а также государственных и общественных организаций собираются в Мемориальном комплексе «Шахидлар хотираси» («Памяти жертв репрессий»), построенном на месте массового захоронения репрессированных в 30-е годы. В этот день президент и собравшиеся читают суры из Корана, подаётся поминальный плов.
Мемориальный комплекс, где выступает в этот день Мирзиёев, был торжественно открыт в 2000 году. Точно так же называется первый государственный музей, созданный в уже независимом Узбекистане. «Мы не зря каждый раз приходим сюда и почитаем их память. Добиться независимости было непросто. Хотя независимость и была обретена 31 год назад, наши деды пытались сделать это более 100 лет назад. 100 тысяч наших соотечественников были репрессированы, 13 тысяч беспощадно расстреляны. Почему? Потому что они были нашими величайшими героями, достоянием нации. Знали по два-три языка. У режима было понимание, что они способны освободить нашу Родину, привести её к процветанию», — цитирует Национальное информагенство УзА Шавката Мирзиёева.
Говоря о советском режиме, президент использует слово «тоталитарный», вспоминая, что ещё в 80-х годах прошлого века тысячи узбекистанцев «были брошены в тюрьмы и подверглись преследованиям под разными клеветническими предлогами». Мирзиёев имеет в виду «хлопковое» дело, отмечая при этом, что следователи советского режима тогда «придумали ложные обвинения, чтобы подавить наших лидеров».
Вот как пишет об этом в ноябре 2022 года издание upl.uz, сообщая о кончине одного из следователей, который вёл «хлопковое дело»: «По данному делу были осуждены более четырёх тысяч человек. Необходимо отметить, что в Узбекистане хлопковое дело считают трагедией народа и негативно относятся к следователям, которые расследовали это дело».
Издание Kun.uz 31 марта этого года опубликовало на узбекском языке обширный материал, в котором рассказывает о «сталинском большом терроре» в 30–40 годах прошлого века. В статье Сталина называют «убийцей народов» и приводят имена людей, участвовавших в «уничтожении наиболее интеллигентной прослойки узбекского народа».
Власти страны позаботились о том, чтобы информация о «сталинском режиме» и репрессиях против узбекистанцев была доступна не только в интернет-СМИ, которые читает в основном молодое поколение и люди среднего возраста. В сентябре 2019 года постановлением президента страны был создан круглосуточный телеканал O‘zbekiston tarixi («История Узбекистана»). Там транслируются интервью, а также специальные телепередачи и документальные фильмы о личностях, уничтоженных «сталинским режимом». Создана рубрика «Милат фидойиллари» («Жертвы эпохи репрессий»), в которой раскрывают информацию из архивных материалов и рассказывают о трагических судьбах узбекистанцев, раздавленных репрессивной машиной.
Как отмечается в одной из таких программ, в 20-е годы прошлого века в Германию на обучение были отправлены около 70 членов узбекской молодежи, что должно было оказать огромное влияние на развитие Узбекской ССР во всех сферах.
Однако «советский режим, заинтересованный в колониальном укладе Узбекистана, изначально потребовал возвращения этих студентов и признал их как немецких шпионов, бунтарей и националистических элементов». Практически всех их ожидала одна судьба, они были осуждены, сосланы и казнены, в их числе были и девушки. Как рассказывает ведущий телепередачи, кинорежиссер Юлдаш Али Хайдар, отец одной из расстрелянных в Ташкенте в октябре 1938 года Гулсум Рахимовой — Каюм-ота — в 1953 году после смерти Сталина собрал всех своих оставшихся детей и внуков и сказал им: «После того, как мы избавились от этого страшного палача, который стал самым злым бичом, несчастьем и бедой многих народов на земле, теперь я могу с миром закрыть глаза», — и в том же году ушёл из жизни.
Отношение к Сталину, советскому режиму и связанными с ними политическими репрессиями в государственных и частных СМИ Узбекистана негативное. На экранах и в онлайн-изданиях этот период в истории страны называют «тоталитарным», «кровавым», «эпохой великой резни», а Сталин упоминается почти всегда как «палач», «убийца».
В этом вопросе узбекские СМИ солидарны с зарубежными и оппозиционными изданиями, которые задолго до узбекистанской «оттепели» освещали вопросы репрессированных Сталиным узбекистанцев. Однако тема тысяч осужденных за свои политические и религиозные взгляды в период независимого Узбекистана, во время правления первого президента Ислама Каримова, все ещё остается закрытой для медиа страны. Несмотря на то, что многие из них были оправданы и помилованы уже нынешним главой государства Шавкатом Мирзиёевым.