«Списки подарков, которые понравятся всем женщинам», «букеты цветов в знак уважения» или пожелания «наполнять мир добротой и гармонией» – все эти клише, к сожалению, до сих пор в своих материалах используют журналисты Центральной Азии. Несмотря на то, что они появились на базе гендерных стереотипов, медиа чаще всего прибегают к ним, когда готовят контент, посвященный 8 марта – дню, когда во всем мире принято говорить о правах женщин.
«Новый репортёр» собрал самые распространенные штампы, которые журналисты в наших странах используют в этот день и попросил гендерных специалисток – Жанар Секербаеву, соосновательницу Казахстанской феминисткой инициативы «Феминита» и Ниссо Расулову, гендерную специалистку из Таджикистана, разобрать их во время специального онлайн-вебинара, который состоялся 1 марта 2024 года.
Предлагаем текстовую версию разбора распространенных штампов.
«Праздник 8 марта потерял свое первоначальное значение, сейчас это праздник весны и красоты»
На самом деле достижения, которые женщины имеют сегодня, появились в нашей жизни не так давно. Иногда нужно посмотреть назад, чтобы увидеть за что боролись женщины и каково им приходилось. Это были довольно жесткие виды борьбы. К сожалению, сейчас нет дискуссий, конференций, где люди обсуждали бы эту историю. Во многом это связано с тем, что государства сами не хотят погружаться в неё, поскольку, если, например, Казахстан это сделает, то придется вспоминать отмену калыма, отмену многоженства. И это будет звучать для определенной группы населения, особенно мужского населения, неприятно. Потому что в Казахстане до сих пор практикуется многоженство; оно не легализовано законодательно, но мы встречаем его на практике.
Причем, нужно говорить о локальной истории женских движений. Особенно стоит обращать внимание на 90-е годы, когда многие женщины в Центральной Азии стали руководительницами различных гражданских инициатив, посвященных правам человека. Очень интересно посмотреть, что делали активистки в это время, какие они вызовы видели, какие запросы выдвигали.
И они могли бы рассказать, как они праздновали 8 марта, что они вкладывали в этот праздник. Не нужно уходить только в зарубежное прошлое, потому что, конечно же, имена Клары Цеткин и других феминисток, активисток, очень важны. Но нам нужно изучать локальный контекст, который крайне важен. И когда мы разберемся в нашей истории и задокументируем её, у нас будут темы для обсуждения на 8 марта.
«8 марта мужчины традиционно освобождают своих женщин от домашней работы»
Проблема неоплачиваемого труда или бытового рабства крайне актуальна для женщин Центральной Азии. В домашних хозяйствах региона женщины вынуждены заниматься не только вопросами воспитания детей, приготовлением пищи и уборкой жилища, но и проводить закупки, отвечать за логистику и т. д. Если домашний труд, который выполняет женщина, перевести в деньги, то получится очень большая сумма. Такую работу выдерживают не все. Кроме того, неоплачиваемый труд, которым вынуждены заниматься женщины, не позволяет им развиваться, получать образование и обычные человеческие радости в жизни. И учитывая такую ситуацию, говорить об освобождении от труда на один день в качестве подарка на праздник, звучит крайне цинично. Напротив, этот день может стать поводом для того, чтобы обратить внимание на проблему неоплачиваемого труда, визуализировать труд женщины, чтобы показать его. Посмотреть, сколько времени уходит у женщины на выполнение такой работы.
«Вы [женщины] наполняете этот мир добротой и гармонией, дарите любовь и заботу близким, прививаете подрастающему поколению гуманистические идеалы, трудолюбие, стремление к знаниям»
В подобных поздравлениях мы снова приписываем женщине роли, которые основаны на гендерных стереотипах. Это роль только матери. Безусловно, такая роль есть, и она очень важная, но у женщины должен быть выбор: она хочет становиться матерью или не хочет по каким-либо причинам. Общество приписывает женщинам необходимость всегда благоухать, наполнять мир добротой и гармонией. Это ответственность женщин. Общество желает, чтобы женщины были красивыми, добрыми, гармоничными. Но когда вы поздравляете женщин одним и тем же нарративом, вы не даёте права женщинам права быть разными.
Было бы здорово, если бы у женщин спросили, как бы они праздновали 8 марта, если бы им дали свободу выбора? Наверное, многодетные матери, сказали бы: «Можно я один час побуду без детей?». А предпринимательницы сказали бы: «Можно я забуду о дедлайнах и уеду на природу?». Активистки захотели бы один день не бороться за существование, а студентки – успеть сдать все экзамены. Очень важно слышать разные голоса, не навязывать женщинам свое представление об их желаниях, а дать им возможность высказаться.
«Список подарков, которые понравятся любой женщине»
Эти списки также содержат множество стереотипов и подразумевают, что есть какой-то универсальный подарок, который понравится каждой, потому что все женщины, по сути, одинаковые. Как правило, в таких списках – косметика, одежда, парфюмерия. Но женщины могут мечтать о мощных компьютерах или наушниках, о накопителях, спортивной обуви. Женщины разные и у них разные увлечения; нет одного подарка, который устроит всех.
Универсальные списки, как правило, снова напоминают женщинам, что они должны быть красивыми, мягкими и пушистыми, приятно пахнущими, ухоженными. В сторону мужчин такие списки тоже не работают. Есть мужчины, например, которых обрадовал бы хороший фен, потому что у них волнистые длинные волосы, которые сложно укладывать. Но фен в мужских списках тоже не появится.
Конечно, такие материалы допустимы, но нужно понимать, что люди разные. Спросите у женщины-спортсменки, что она хочет на 8 марта, узнайте, о чем мечтает женщина из сферы IT. Показывайте, что женщины разные, с разными запросами и мечтами.
«8 марта – это праздник распущенных женщин, доставшийся в наследство от СССР»
Несмотря на то, что деколонизация действительно актуальная для стран Центральной Азии, мы также должны понимать — какая сейчас есть альтернатива. Если не устраивает 8 марта в качестве дня, посвященного правам женщин, то мы можем выбрать другой день, который будет коррелировать с локальными событиями в стране. Неважно, какую даты вы выбираете, главное, не изменить само желание женщин говорить о своих правах.
Например, в Казахстане есть женщина, которая выступает против феминистского марша 8 марта, которая сама разведена. Что это означает? Что женщина использовала достижение советских активисток, которые боролись за право на развод, и теперь она выступает против современных активисток. К сожалению, есть такое понятие, как историческая неблагодарность. Особенно наблюдается, к сожалению, среди женщин. Потому что женщины, выступая против таких феминистских инициатив, часто просто добиваются одобрения мужчин.
«Демонстрация уважения к женщинам в день 8 марта за счет подарков»
Когда журналисты говорят о подарках, цветах на 8 марта, как показателе уважения к женщинам, это подмена понятий. Тем более, что далеко не все женщины рады цветам. Женщины не могут быть уважаемыми просто потому, что они женщины, но предлагая им эти общие приятные слова, подарки, цветы общество в нашем регионе как будто откупается, пытается закрыть глаза на проблемы, на отсутствие прав и возможностей, с которыми имеют дело женщины во всех странах Центральной Азии.