Самая главная телестудия – это телестудия в моей голове

0
91

«Я нашел в галерее Тенгри Умай подушку, она похожа на телевизионный матрас», — так начинает свою лекцию в Алматы один из основоположников немецкого видеоарта Клаус фом Брух.

Эта разноцветная полосатая подушка в стиле телевизионной настроечной таблицы удивительным образом дополняет всю его лекцию, доказывая, как важно для искусства телевидение, как фрагментарна жизнь, и как переплетаются творчество и действительность.

«В середине прошлого века художникам стало понятно, что традиционное искусство не может выразить всей глубины философских мыслей. Что искусство важно, потому что оно по телевизору», — говорит профессор Брух и начинает показывать работы классиков видеоарта: Брюс Науман, Билл Виола, Йозеф БойсДжоан Джоанс.

Профессор находит знаменитое видео на YouTube и вспоминает, что в 80-х, чтобы показать такое количество работ, нужно было выделить отдельную комнату под кассеты с пленкой. Сегодня каждый человек у своего компьютера, если у него есть выход в Интернет, может устроить себе выставку видеоарта.

Брух рассказывает, как от первых работ, где художники снимали чаще всего себя и через себя передавали образы, видеоарт пришел к экспериментам с пространством. «Если на одной стене мы сделаем проекцию ружья, а на другой стене проекцию животного, то между ними в пространстве будет сцена охоты».

От компьютера к краю сцены для того, чтобы объяснить аудитории свободную природу видеоарта.

«В Германии до конца 70-х нельзя было иметь в личном пользовании видеокамеру. Потому что государство понимало, что это искусство не подвластно цензуре. В этом видео может быть секс, могут быть откровенные сцены. Здесь идет совмещение литературы, музыки, истории и мифологии».

Рассказывая о мифологии и свободе, Брух снова вспоминает немецкого постмодерниста Йозефа Бойса. В своих работах Бойс использовал топленый жир и войлок. И это была часть его личной «мифологии», по которой его самолет во время Второй Мировой Войны сбили над Крымом, и местные татары выходили его.

Бойсу, который истово отстаивал право художника на свободу от контроля государства, принадлежит и цитата, которая, на мой взгляд, очень четко передает суть видеоарта: «Самая главная телестудия – это телестудия в моей голове».

Несмотря на то, что я лично очень далека от искусства, лекция профессора вызвала удивительное желание создать какой-то визуальный образ. Помогли новые технологии и сервис Mobile Monet HD.

Лекции Бруха в Алматы только начинаются. В рамках проекта «Арт и Факт»  пройдет также мастер-класс профессора. Приезд Клауса фом Бруха в Алматы стал возможен благодаря Институту Гете.

 

 

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь