Почему вы бы посоветовали идти в журналистику сегодня?

0
461

В «Русском репортере» вышло интервью с Ириной Петровской. Она — известный российский телекритик. Было время ее называли совестью современного ТВ. Совесть осталась, ТВ изменилось. И стало меньше прислушиваться к советам старших товарищей.

Ирина Петровская. Фото со страницы в фейсбуке

И вот в этом интервью говорит Ирина, как мне кажется, о важном для журналистов: о том, как мы профессию теряем. Или потеряли.

И кто в этом виноват. Власти, цензура, застой, большие деньги, равнодушие большинства общества или мы сами?

Есть там такая цитата «предположить, что журналист может что-то написать искренне, многие уже тогда были не в состоянии». 

Каждый день, читая статусы в социальных сетях, просматривая комментарии на сайтах многих СМИ, я вижу это недоверие.

Журналист = враль и продажная сволочь. И так думает очень много людей.

Мы знаем, что это все просто обобщения. И на самом деле в профессии много честных, порядочных, тех, кому не все равно. Кто за неделю пропустит через себя кучу историй, а потом валерьянкой отпаивается по выходным — обычно, если повезет — это вторники.

Съездив на очередную резиденцию на региональный телеканал или в газету, мне становится стыдно, потому что они остаются и продолжают работать. Не уходят, не бросают. Журналистика, как когда-то меня учили, не терпит измен.

Ирина в интервью говорит:

«Сегодня я никому не посоветовала бы идти в эту профессию. Но если уж хочется, то старайтесь действовать так, чтобы впоследствии, в другие времена не было мучительно стыдно. А другие времена всегда наступают». 

Для меня ответ на этот вопрос не так очевиден. Иногда с друзьями — они все в прошлом были в активной журналистике — обсуждаем это — есть ли желание вернуться? У половины — оно пока еще есть.

Я попросила ответить на этот вопрос журналистов, редакторов из разных стран. Они все работают в разных изданиях и телекомпаниях. И каждый из них прав. Где-то.

Ержан Сулейменов, телепродюсер, телеведущий, Алматы: 

«Почему стоит идти в журналистику?

Причин много. Во-первых, если ты журналист, то можно аккредитоваться и бесплатно попасть на концерт, на презентацию и на какой нибудь закрытый предпоказ фильма. Там тебя могут даже угостить и подарить какой-то сувенир. А если ты еще и пишешь в соцсетях, то могут взять в блог-тур. Так авиакомпания одна любит возить народ по заграницам, да и торговые марки тоже.

Работая журналистом ты поднимаешь свою самооценку, а еще и мама может похвастаться родственникам. Ну и что не маловажно, работа не на износ. А еще можно под псевдонимом самоутешиться в соцсетях — показать такую фигу в кармане.

Почему не стоит идти в журналистику?

Тоже много причин. Тебе придется тратить деньги на приличную одежду и обувь, правда только, если ты хочешь попасть в тусовку, которую зовут на предпоказы и в блог-туры. К тому же, придется общаться с кучей неприятного народа, который презирает журналистов, за то, что они пишут не то, что думают, а так, как считает правильным их главный редактор. Этот же редактор может послать тебя в выходной не на гламурное мероприятие, куда ты собрался, а смотреть, как горит куча мусора.

Ну и проблема, если ты девушка, то в редакции фиг ты найдешь нормального мужика».

Фото с блога http://elena-kuzmina.blogspot.com

Андрей Лошак, редакционный директор журнала Esquire, Москва:

«Я бы советовал идти в журналистику всем неравнодушным людям, кому окружающий мир кажется далеким от совершенства.

Журналистика — реальная возможность менять этот мир к лучшему.

Но я бы никому не рекомендовал заниматься журналистикой на телевидении до тех пор, пока оно обслуживает интересы правящей верхушки. Ничему хорошему там сейчас молодого человека не научат, зато там можно научиться врать, лицемерить и пресмыкаться.

Сейчас как для кармы, так и для профнавыков лучше делать карьеру в интернет-медиа».

Фото с сайта www.tv2.tomsk.ru

Мелани Бачина, продюсер вечерних новостей «ТВ-2», Томск:

«Это довольно сложная тема. Я бы не советовала сейчас идти в журналистику. Просто потому, что по большому счету, идти некуда. Нет сейчас журналистики. В полном понимании этого слова. Ложь и пропаганда заменили журналистику на государственном телевидении.

Журналисты, в большей своей части, стали холопами, обслуживающими интересы власти. И то, что мы видим в федеральных российских СМИ, к профессии не имеет никакого отношения. Профессионалы из журналистики ушли.

Те из них, кто остался, выбирают «тактику малых дел». Не говорят о политике ни слова, делают хорошие сюжеты о социалке, о культуре и т.д. Появилось подражание жанру мокьюментари. Но все это не то, чем должны заниматься настоящие журналисты.

Конечно, в России нет традиций по-настоящему свободной прессы. Не успели сформироваться. И то, что мы наблюдаем сегодня – это выжженное поле. Телевидение, в основном, развлекает массовую аудиторию. И что общего во всем этом с профессией журналиста? Ничего.

Хотя я люблю свою работу. Я больна журналистикой. И мне вдвойне обиднее говорить все эти вещи о профессии моей жизни. Я не могу представить себя без журналистики. Но мне повезло. Трудиться в наши непростые времена в компании, где соблюдаются принципы профессии, где есть понятие «журналистская этика», где все еще верят, что свобода лучше, чем не свобода, где придерживаются либеральных взглядов и отстаивают честность, независимость, объективность в подаче информации.

Я знаю, как это нелегко сегодня. Я знаю о давлении, которое оказывается на руководство компании. Именно поэтому я не советую идти в журналистику. Но я не советую это делать честным людям, людям, для которых важно говорить правду, придерживаться принципов профессии. Им просто пока нечего там делать».

Дмитрий Сурнин, медиаэксперт, Москва:

«Посоветовал бы, потому что журналистика — это коммуникации. А самая развивающаяся сейчас отрасль — это коммуникации. Все меняется быстро и будет меняться дальше. Скучно не будет. Самому можно придумать себе работу. А не надо идти по той же причине, потому что непонятно, что будет дальше. Нет определенности. Непонятно, какой навык и в каком объеме понадобится через 10 лет».

Фото со страницы в фейсбуке

Толеген Байтукенов, корреспондент газеты «Время», Алматы:

«Я бы не советовал.

Во-первых, журналист — это, скорее, призвание, некая природная данность, а не воспитываемый навык. То есть, можно научиться профессиональным уловкам, но обостренное чувство справедливости, стремление вытаскивать и обнародовать факты (особенно скрытые) присущее всем хорошим журналистам — оно или есть, или его нет. Если оно есть, то в текущем состоянии казахстанского общества оно принесет лишь обострение неврозов, и будет перманентно ввергать в печаль, либо приводить к твоему дому посетителей в погонах.

Для не-журналиста это терпимо, поскольку можно спускать пар на кухнях и в фейсбуке, а репортер либо будет писать об этом и попадать в неприятности, либо не будет, что вызовет у него когнитивный диссонанс. Зачем вам все эти проблемы?

Ну а если под «журналистом» понимается просто полупроводник для ретрансляции правительственных заявлений — то да, конечно, идти в журналистику надо. Плюс бесплатно покушать можно на фуршетах».

Екатерина Пархоменко, медиаэксперт фонда «Новая Евразия», Москва:

«Стоит ли становиться журналистом теперь? На этот вопрос по-прежнему два ответа.
Если вы любопытны, азартны, амбициозны, критичны, готовы напрягаться в поисках информации, любите людей, не боитесь вступать в контакт, не боитесь переработать и не заглядываетесь на чужое богатство — ваш ответ «да».

Если вы любите стабильность и режим (во всех смыслах этого слова), не любите сюрпризов, верны традициям предков, просто консервативны, не слишком любите сталкиваться с людьми за пределами своего ближнего круга, твердо решили к 25 заработать миллион (это точно не в нашем цеху, это к финансистам и прочим девелоперам) — вам не стоит заниматься журналистикой, вы будете нашим героем и нашим читателем.

И еще пара аргументов: никакое развитие новых информационных технологий не отменяет профессии. Всегда нужен кто-то, кто добудет своевременную, точную, достоверную информацию, никакому блогингу это не под силу, это к нам.

И чем дальше, чем информации в мире становится все больше и больше, тем более востребован будет тот, кто умеет работать с информацией профессионально. А будет ли это текст, фото, аудио или видеоформат — не так важно».

Гульнора Амиршоева, главный редактор газеты «Вечерка», Душанбе:

«…потому что, на мой взгляд, это — самая интересная профессия, особенно для тех, у кого обостренная гражданская позиция. И именно журналистика сможет реализовать все амбиции (в хорошем смысле этого слова) в этом плане.»

Фото со страницы в фейсбуке

Тамара Еслямова, главный редактор газеты «Уральская неделя», Уральск:

«Идите в журналистику, потому что это верный способ узнать, что такое настоящая свобода и ответственность. А еще это верный способ узнать, на что ты способен. Но это работает только в том случае, если журналистика — ваше предназначение, то, для чего вы пришли в этот мир. Если так, то в этом случае работа в СМИ будет приносить вам множество моментов радости от чувства удовлетворенности с собой.

Не идите сюда ради денег — это будет большой вашей ошибкой.

Деньги, карьера, слава — это все придет к вам как побочный продукт вашей любви к профессии. И если вы хотите изменить мир вокруг себя, то занятие журналистикой позволит вам самореализоваться в этом. Потому что это место как никакое другое заставляет тебя делать постоянную сверку самого себя с основными принципами выдранной профессии — объективность и еще раз объективность. То есть, вам придется выращивать в себе уже осознанно честность и любовь к людям.
Непростая это работа — журналистика, со всех ее сторон. Она требует постоянной работы над собой, самосовершенствования — личностного и профессионального. В общем, это то место, если ты из тех, кто кидает себе сильные вызовы».

Фото со страницы в фейсбуке

Павел Шеремет, обозреватель издательского дома «КоммерсантЪ», Москва:

«Заниматься сейчас журналистикой — дело неблагодарное. Мало денег, много цензуры, почти исчезло слово «эксклюзив». Надо очень много работать, и все равно не успеешь за толпой блогеров и интернет-троллей. Каждый человек превратился в журналиста. Сумасшедшая конкуренция.

Но это не значит, что профессия накрылась медным тазом.

Журналистика — это постоянный драйв, новые люди, богатство красок и полнота ощущений. Потом в этом информационном хаосе кто-то же должен разбираться и помогать людям ориентироваться. И вес адекватного и серьезного слова вырос в этом хаосе из информационного мусора.
Сейчас хорошее время для молодых журналистов — легко можно стать известным и прозвучать на весь мир».

Фото со страницы в фейсбуке

Ольга Колоколова, главный редактор «Нашей газеты», Костанай

«Что касается  похода в журналистику….Если исходить из реалий  сегодняшнего дня (зарплата, трудности,  уровень профессии в Казахстане), то я бы навряд ли посоветовала своему сыну, например,  туда углубляться.

Но! Если смотреть на ближайшее завтра, то для человека упертого, с гражданской позиицией, ориентирующегося в современных средствах коммуникаций и желающего как-то воздействовать на реалии общественной жизни лучшего приложения сил и не найдешь, наверное. Потому что такой человек разом получает в руки невиданно богатый набор инструментов, чтобы рассказать о том, что его волнует, быть услышанным и — что особо важно — поддержанным.

И если бы мой сын, например, демонстрировал эти качества, я бы настоятельно рекомендовала ему для начала хорошенько помеситься на хорошем информационном сайте, а лучше на десятке — другом. А потом прочесть десяток умных книжек. Традиционный журфак не обязателен. Пусть сначала понюхает свежего ветерка, а потом ударится в теорию. А то потом уже нюх не тот».

Рустем Сафронов, советник генерального директора по развитию телеканала RT

Фото со страницы в фейсбуке

В нынешнее время молодежь в журналистику манит любовь к слову, любопытство, жажда приключений. А почему нужно идти журналистику? Ну, хотя бы потому, что её нужно чистить. От грязи и цинизма, которыми она пропиталась в 90-ые годы.

Много было продажности, алчного пиара, который по недоразумению стали путать с журналистикой. И новому поколению предстоит это сделать. Они же, уже в условиях свободы, выработают новые этические критерии. И совместят это с профессионализмом. Он же ведь во много оказался утраченным в анархический период 90-х.

Где журналисты страноведы, подобные Фариду Сейфуль-Мулюкову? Их нет. Господствует верхоглядство. Где мастера слова, способные на философские обобщения, подобные Евгению Богату? Таких тоже немного. Но такие мастера нужны обществу.

Новому поколению, выросшее уже без тисков советской цензуры и мусора 90-х предстоит сказать новое слово в журналистике.

Видеоразмышлизмы на тему записаны во время интервью с редакторами и издателями СМИ Центральной Азии: 

[youtube]http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=bhJgnX8p8zM[/youtube]

А с каким из утверждений согласились бы вы? Почему?  

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь