Онлайн-ресурс о журналистике и новых медиа journalism.co.uk представил обзор ключевых моментов в развитии журналистики 2015 года, которые, по мнению ведущих медиаэкспертов (BBC, CNN), станут основными в следующие 12 месяцев.
360-градусное видео
В этом году медиа представили множество проектов виртуальной реальности и видео с эффектом присутствия.
Инга Тордар, главный редактор и программный директор CNN Digital International, считает, что медиа могут и будут стремиться к созданию своих собственных проигрывателей 360-градусного видео, чтобы избежать сильной зависимости от Facebook или YouTube.
«Сейчас 360-градусное видео становится довольно обычным делом. У большинства медиаорганизаций нет проигрывателей в этом формате, думаю, в 2016 этот пробел будет восполнен.
Уровень вовлечения аудитории в историю у подобного рода очень высок, формат охватывает сразу три момента, которые, как я думаю, в 2015 были ключевыми, и их мы возьмем с собой в 2016:
- очень дружественный к мобильной платформе продукт,
- социальный продукт,
- и он переносит вас в место сюжета, чего и ждут люди от онлайн-журналистики – почувствовать, что они являются частью истории».
Глен Малкахи, руководитель по инновациям в ирландском медиа RTE, не так уверен, что публике действительно интересен этот формат.
«Мы до сих пор не знаем, как в конечном итоге будет реагировать на него аудитория. У меня недавно появилась отличная цитата – мы делали один из наших проектов в 360-градусном формате около двух недель назад, и кто-то прислал мне твит со словами: «Почему вы снимали пол?», и до меня доходило около двух минут, что означает это сообщение.
Когда я задумался об этом, я представил, что они посмотрели видео на телефоне и, очевидно, положение, в котором они держали свой телефон, было направлено к полу, поэтому в видео 360-градусного формата они смотрели на другой виртуальный пол».
Он считает, что аудитория недостаточно осведомлена о специфике продуктов такого рода и том опыте, который они могут дать.
«Действительно трудно предсказать, как все пойдет, потому что это действительно чрезвычайно отличный опыт от того, к чему привыкли люди», – говорит Малкахи.
«И если судить по трехмерности и ее эволюции, то иногда технический мир может стать чрезвычайно обеспокоен какой-то новой технологией, а аудитория – она просто не понимает ее».
Мобильный мир больше не является расширением сетевого мира
«Мобильные устройства на диаграммах, описывающих каналы потребления информации, всегда подбирались к отметке 50% в предыдущие годы», — говорит Тордар. «Но в 2015 году они оставили эту линию позади, тенденция стала расти и сохраняет этот рост».
Джейн Сингер, профессор по инновациям в журналистике при City University в Лондоне, верит, что 2015 – это год, когда медиаорганизации стали относиться к мобильному миру не просто как к «расширению сетевого мира, но как к явлению совершенно другого рода».
«Очень похоже на то, что СМИ сначала думали об интернете. В первое время это было просто расширение газеты или способ размещения транскрипций ТВ-программ в сети.
Затем журналисты начали задумываться о том, что такое «интернет-постранство» само по себе, и мне кажется, что сейчас мы находимся примерно на этом месте с мобильными устройствами.
Мобильными версиями занимаются уже какое-то время, но пока как расширением интернета, а теперь начинает расти креативность в размышлении о мобильном мире как об отдельном явлении».
Прямые репортажи как «свидетельские» медиа
Популярность живых репортажей как способ поделиться картинкой и чувством момента в сети стала расти, когда Periscope начал внедрять социальный аспект в живые репортажи, предоставляя возможность отправлять вопросы и другие комментарии вещателю в реальном времени.
Но живые репортажи стали также важным источником свидетельских медиа с мест, где происходят «горячие» события, объясняет Марк Франкел, редактор социальных медиа BBC News.
Во время террористических атак в Париже и во время последствий многие обратились к Periscope, чтобы поделиться тем, что они видели.
«Мы были свидетелями множества качественных видеоотрывков на Periscope», – сообщил Франкел. – «Мы смогли стать ближе к драме и кошмару по мере их развития и использовать это в контексте нашей журналистики, чтобы попытаться извлечь смысл из того, что происходило».
«То, как люди используют живые репортажи, особенно Periscope и Facebook Mentions, вместе с желанием вещателей и новостных организаций принимать их более серьезно внутри экосистемы своей собственной журналистики, – это определенно стало тенденцией».
Приложения для чатов как инструмент сбора новостей
Еще одним инструментом, который оказал влияние на сбор новостей в 2015 году, стали приложения для частного общения. Издатели долгое время размышляли над тем, как использовать WhatsApp и другие приложения для общения в качестве каналов распространения своих сюжетов.
Но в этом году, говорит Франкел, эти приложения стали полезным инструментом для сбора пользовательского контента и даже получения подсказок от аудитории.
«Во время землетрясения в Непале в начале этого года мы обнаружили огромное количество людей, от которых к нам приходили уместные текстовые сообщения, видео и фотографии свидетельств того, что там происходило».
Он сказал, что у BBC был похожий опыт во время атак в Париже, бомбежек в Бангкоке и атак террористов в Тунисе.
«Приложения для чатов сыграли очень большую роль в создании сюжетов об этих событиях по мере их развертывания, почти независимо от части света, где они происходили».
Например, один из первых сигналов о столкновении на американских горках в парке развлечений Alton Towers в начале года был получен нами от кого-то через WhatsApp несколькими минутами ранее того, что мы увидели и прочитали на новостных каналах», – добавил он.
Источник фото на превью: flickr.com.