Сиюминутность, «здесь и сейчас» – этот принцип определяет работу новостных редакций, журналистов, репортеров. Очень часто его же применяют в построении бизнес-модели СМИ, в планировании всей деятельности редакций.
То есть, плана на годы вперед как такового обычно не существует.
И, может быть, с таким стремительным ростом технологий, которые меняют механизмы работы информационщиков, его бессмысленно иметь? Эксперты по будущему считают, что план нужен всегда! И строить его надо на основе прогнозов и исследований, которые медиаэксперты для нас готовят.
Наша основная задача — думать нелинейным путем, путешествовать во времени, как назад, так и вперед. Чтобы научится реагировать на тенденции и заблаговременно адаптироваться к изменениям.
Что ждет медиа через десять лет и останутся ли они вообще? Как будет распространяться информация и как ее будут потреблять? Вот, как видят будущее футурологи.
Эмми Уэбб — футуролог, основатель Института Future Today Institute (Институт «Будущее Сегодня») занимается прогнозированием того, как изменится технологический мир от окружающей действительности до расширенной (дополненной) реальности в будущем.
В очередном выступлении на конференции Online News Association 2017 Уэбб «напророчила» не самое благоприятное время для СМИ через 10 лет – редакциям снова и снова придется адаптироваться к новым условиям.
Балом будет править искусственный интеллект, голосовое (речевое) управление станет обыденностью, журналистика автоматизированной, а смартфоны в нынешнем своем варианте исчезнут, как вид. Все это «значительно изменит то, как люди будут воспринимать и потреблять информацию».
Прежде, чем перейти к трендам, спикер обрисовала картину будущего информационного мира в общих чертах. Представляем основные тезисы.
- Данные о человеке будут ценным ресурсом. Данные — это следующая нефть.
- В 2027 нас ожидает переход на носимые (wearable) компьютеры.
- Системы машинного самообучения (machine learning system) будут принимать решения быстрее, чем люди.
- Все человечество, с точки зрения машин, представит собой множественную многомерную регрессию.
- Системы машинного самообучения (machine learning system) знают, где ответ верный, а где не верный, но не определяют «что такое хорошо, а что такое плохо».
- Наступает заря функционального искусственного интеллекта
- 9 крупных компаний — Google, Amazon, Tencent, Baidu, IBM, Facebook, Apple и Microsoft, которые постоянно работают над развитием искусственного интеллекта, также будут контролировать и распространение всех новостей.
Уэбб отмечает — несмотря на то, что мы уже стоим на пороге следующей технологической эры, когда журналисты окажутся на другой стороне медиаландшафта, редакции не просто не готовы к изменениям, они не хотят их даже признавать.
К примеру, по данным исследования The Global Survey of Journalism’s Futures, проведенного Future Today Institute, 69% редакций очень слабо следят за изменением tech-трендов и тем более за тем, как они повлияют на производство новостей в ближайшие 5-10 лет.
58% редакций вообще практически не задумываются о следующих 10-20 лет в журналистике.
78% — никогда не участвуют в каком-либо долгосрочном планировании сценариев будущего своей работы.
Редакторы проводят большую часть своего времени, думая только о ближайшем будущем — на 12 месяцев вперед.
Составление плана на 5 лет – это большая редкость. Менеджеры, ответственные за будущее журналистики, по большей части, «науисты» — «сейчасники» (Nowists – зацикленные на настоящем времени).
Уэбб представила следующие тренды будущего, объединенных ею в три группы:
- Графические/визуальные вычисления
- Голос и речевой интерфейс
- Система доступа к информации
Эти три направления резко изменят способ распространения и потребления новостей в течение следующего десятилетия, считает футуролог.
Почему для журналистов настолько актуальны перспективы графических вычислений?
Первая группа включает:
— фотографические вычисления (computational photography);
— применение мини-спутников CubeSats, которые способны фотографировать в режиме реального времени,
— системы самообучения, способные распознавать людей, предметы и места в самых разных условиях;
— внедрение методов динамического самообучения через устранение ошибок/конфликтов (adversarial machine learning);
— специальные программы распознавания лиц типа Facee++ от компании Megvii и др.
«Сейчас мы обучаем машины, распознавать людей, предметы и места при самых разнообразных условиях! Что же из этого получится?» — задается вопросом эксперт по будущему.
Нас ждут очки дополненной реальности, подобные тем, которые мы носим сегодня. Но в паре с другими носимыми устройствами, такими, как, например, кольца на пальцах, мы будем делать то, что делают сейчас смартфоны, но уже без самих смартфонов. Достаточно лишь будет «щелкнуть двумя пальцами» — и вся информация мгновенно появится.
Этот мир может стать «гигантским холстом», где «материальный мир и цифровой объединяются». Мир, в котором вы можете узнать человека по осанке. Взглядом выбрать понравившуюся одежду в магазине или на прохожем, и взглядом же оформить ее покупку.
В качестве одного из примеров была приведена китайская компания Megvii, которая создала платформу «глубокого обучения» Face++ , позволяющую распознавать человека по его осанке, походке или физической форме, без распознавания лица.
Графические вычисления выполняют задачи определения эмоций, диагностики заболеваний и установления других параметров – возраст и даже сексуальную ориентацию, имеют способность отследить месторасположение.
В Megvii считают, что сейчас, когда интернет несет все больше коммерческих и социальных функций, распознавание лиц — это совсем не достижение, а просто часть сетевой инфраструктуры. В принципе, мы уже к этому готовы, так как знаем, что такое Apple Face ID. А в ближайшем будущем и другие телекоммуникационные компании представят свои подобные наработки.
Уэбб считает, что в будущем эта технология, сочетающаяся с носимыми компьютерами, может позволитьлюдям быстро найти знакомого человека, находящегося неизвестно где.
Другие программы графических вычислений, которые сейчас также активно используются в мире:
— фенотипическая геномная идентификационная программа, которая на базе анализа ДНК способна создать точное трехмерное изображение человека;
— приложение «Smile To Pay” от Alibaba — когда при покупке достаточно посмотреть на специальный экран;
— Shaming Jaywalkers – распознание нарушителей правил пешеходного перехода улиц в Китае по походке.
Эти и другие сервисы,будут только расширять свои технические возможности.
Прогноз: Наступит эпоха цифровой дискриминации
В катастрофическом сценарии будущего по версии Уэбб новостные организации могут столкнуться с проблемой массовых увольнений, после того, как рекламодатели уйдут на рынок новых визуальных платформ. Но проблема в том, что эти цифровые суррогаты утратят способность отличать реальную новость от фейка.
И самообучаемые системы, перенявшие человеческие предрассудки и стереотипы, будут принимать решения и влиять на жизнь людей.
В другом варианте будущего, который Уэбб называет «прагматичным» и считает его наиболее вероятным (а это 70%), эксперт видит, что новостные организации не смогут перестроиться и построить устойчивую бизнес-модель с использованием графических вычислений.
Они также не смогут справиться со слишком быстрым циклом распространения информации. Поэтому многим придется выйти из медиабизнеса. Предрассудки и стереотипы в суждениях – это то, что мы настойчиво прививаем компьютерам. Наступает эпоха повальной цифровой дискриминации.
Почему для журналистов настолько актуальны перспективы речевого/ голосового интерфейса?
Вторая группа техно-трендов включает в себя:
— речевой интерфейс
— поиск с речевым управлением
— осмысление машиночитаемой информации (machine reading comprehension)
— алгоритм генерации речи (generative algorithms)
Мы уже не вводим информацию, мы даем голосовую команду, то есть, разговариваем с машинами. А машины в свою очередь учатся читать, через речевые интерфейсы, такие, как Алекса от Amazon, они могут отвечать на наши вопросы и делать выводы из прочитанного или услышанного ими в интернете.
Все это вызывает серьезные вопросы к тому, как будут развиваться новостные редакции.
«Это чрезвычайно важно, потому что через 10 лет не будет пользовательского интерфейса, будут только машины, которые начнут решать за нас, какие новости нам озвучивать».
В качестве примера спикер задала вопрос Google на тему недавних событий в Лас-Вегасе “Можно ли проносить оружие в номера отелей в Лас-Вегасе?”.
Поисковая система в ответ предложила список ссылок на статьи, вышедшие на новостных сайтах. Далее Уэбб, используя искусственный интеллект системы Audioburst (она осуществляет поиск аудиоконтента), задала этот же вопрос Алексе.
Через несколько секунд Алекса озвучила свой ответ, проанализировав и прослушав материалы по этой теме. И, кстати, ответ ее был положительным – в отели Лас-Вегаса можно пронести оружие. Правовую сторону вопроса машины еще не научились оценивать.
Тем не менее, факт в том, что Алекса дает нам уже проанализированную информацию, причем не указывает на названия изданий, откуда она ее берет. В тоже время рекламные баннеры, подсвеченные заголовки, рекомендуемые статьи по теме, то есть все то, что сейчас продается на новостных сайтах – все это проходит мимо нас, “читателей”.
Что же делать с монетизацией СМИ в будущем? – этот вопрос открыт. Но уже 50% людей в развитых странах при взаимодействии с компьютерами будут использовать голос к 2021 году.
Что касается алгоритмов генерации речи, то сейчас разрабатываются программы, которые синтезируют голос конкретного человека. Как пример был использован инструмент Lyrebird AI, который может скопировать и воспроизвести голос любого человека. Так программа позволяет генерировать монолог, который данный человек сам никогда не произносил. Вот здесь пример того, как Lyrebird AI воспроизвел голос Барака Обамы.
Прогноз: Все это создаст «экзистенциальную угрозу будущему журналистики».
Уэбб прогнозирует, что повысится доверие к машинам и алгоритмам, которые будут принимать решения за нас. Сами же новостные бренды и правообладатели контента перестанут упоминаться.
Искусственный интеллект, влияющий на будущее новостей, будет находиться под контролем tech-гигантов Google, Amazon, Tencent, Baidu, IBM, Facebook, Apple и Microsoft. Они же будут контролировать и речевой интерфейс. Новостные организации передадут всю медийную экосистему этим корпорациям, а сами потеряют способность предоставлять что-либо еще кроме контента.
Сейчас большинство редакций практически не экспериментируют с чат-приложениями и голосовыми сервисами (такими, как Alexa от Amazon или Google Home), но в будущем эти программы могут стать ключевыми элементами экосистемы новостей.
Алгоритмы генерации речи будут тестироваться и чаще использоваться.
Ситуация с фейковыми новостями только ухудшится. Доверие к журналистике подорвется. А значит, потребители контента будут менее информированы.
Почему нужно беспокоится о доступе к качественной информации?
Третья группа: Механизм доступа. В ней объединены такие тренды, как:
— Сплинтернет – кибер-балканизация (splinternets) (Wiki: Балканизация Интернета или Кибербалканизация, или Сплинтернет — превращение глобальной сети Интернет во множество локальных сетей, границы между которыми устанавливаются искусственно на уровне национальных законодательств и государственного регулирования Интернета)
— радикальная прозрачность (radical transperancy)
— распределённая база данных или блокчейн для новостей (blockchain for news)
По мнению Уэбб они имеют более опасное потенциальное влияние на развитие медиа.
К 2027 году интернет на карте мира может выглядеть склеенным из осколков (splinternets), и в каждом осколке есть свои собственные законы регулирующие процессы и способы обмена информацией.
Глобальные платформы (к примеру, Facebook, Twitter и Google) и дистрибьюторы информации столкнутся с множественными непохожими друг на друга системами правового регулирования по всему миру.
Нынешние проблемы с дезинформацией покажутся цветочками, ведь получаемая информация может быть полностью зависимой даже от места в мире, в котором вы находитесь.
Сейчас многие отрасли, такие, как страхование, правоохранительная деятельность, недвижимость, медицина и другие экспериментируют с Блокчейн.
Блокчейн для новостей – это когда информация будет публично аутентифицирована, то есть проверена на подлинность. И только после этого она попадает в сеть. Такая технология может помочь замедлить новостной цикл до более разумных темпов, считает Уэбб.
Прогноз: Нас ждет «раздробленный» интернет?
Прагматичная версия прогноза футуролога говорит о том, что доверие к средствам массовой информации потеряется. Интернет станет сплинтернетом (кибер-балканами). Поэтому Google и Facebook начнут тратить сотни миллионов долларов на развитие региональной системы.
Катастрофическая версия выглядит так:
— Новостные организации проиграют свою долю рынка стартапам, публикующим «сверхскоростные» новости.
— Нормой станет генерация новостей, основанных на предварительной информации.
— Распространители информации не смогут управляться с глобальной системой раздробленного интернета — сплинтернета.
— Системы станут уязвимыми для кибератак.
— Массивные вбросы дезинформации станут набирать обороты
— Демократия потерпит крах.
После таких устрашающих прогнозов Эми Уэбб напоминает, что пока ничего еще не произошло. И, возможно, даже нет никакой гарантии, что все будет согласно ее видению.
«Это не потому, что я пессимист. Я не тот, кто постоянно думает о гибели. Я всего лишь прагматик, — говорит Уэбб — Если мы примем необходимые решения уже сейчас, мы сможем наметить другой курс на будущее, потому что эти сценарии еще не произошли».
Для этого нужно адаптироваться к тем изменениям, которые уже происходят, не нужно игнорировать тенденции, надо двигаться вместе с ними каждый день, советует футурист.
Автор благодарит Генеральное консульство США в Алматы за возможность посетить Online News Association’s 2017 в рамках “Go Viral Reporting Tour”.