Школьные туалеты и реклама наркотиков. Мониторинг итоговых ТВ-программ 18-24 ноября

0
144

На этой неделе все программы, которые попали в наш мониторинг, так или иначе осветили ужасное происшествие в Таразе: 12-летнюю девочку изнасиловали в школьном уличном туалете. Только одни тщательно изучили проблему безопасности в школах, другие ограничились сухими фактами. Второй топ-темой минувших семи дней стал скандал с билбордами, рекламировавшими синтетические наркотики.

Мы посмотрели программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Выпуск начался с большого блока про изнасилование 12-летней девочки в школьном туалете в Таразе. Впрочем, это только информационный повод: авторы программы не опустились до смакования подробностей самого происшествия и сосредоточились на важных вещах — например, кто понёс наказание после этой трагедии (12 человек), и почему школьники в Казахстане до сих пор вынуждены ходить в уличные туалеты. Сюжет на тему безопасности в учебных заведениях получился полным и сбалансированным, лица детей заблюрены. Любопытно только, что в середину материала поставили блок про то, какая хорошая охрана в частной школе. Её названия в тексте нет, а в титрах — есть. Впрочем, какая нам разница, реклама это или нет? Главное, смысл понятен: хотите безопасности для своих детей — придётся заплатить (в сюжете сказали даже, сколько именно). И в этом виноваты уж точно не журналисты.

Сюжет про скандальную рекламу наркотиков — в казахстанских городах появились билборды с кьюар-кодом, который вёл на страницу, торгующую синтетическими препаратами. Материал даёт ответ на все вопросы: как так получилось, что за пиар-акция, кто заказчик, кого и как наказали, а кого нет и почему. Правда, видеоряд довольно подробно доносит до зрителя ассортимент сайта по продаже наркотиков. С одной стороны, те, кто «в теме», ничего нового не увидели. Но вот несведующие и любопытные этими томными названиями препаратов, которые прекрасно читались в сюжете, могли и заинтересоваться. А потом пойти и поискать.

«Органы незаконно изымал 37-летний хирург из Шымкента», — прямо заявляет автор следующего материала, про задержанного в городе врача-трансплантолога. Абылая Донбая только подозревают в том, что он покупал почки у бедных и пересаживал их богатым. Но журналист говорит об этом как об уже доказанном факте. В остальном материал полный и содержит интересные факты. Только любопытно, почему в титрах и в подводке к сюжету корреспондент — Станислава Хапина, а представляется она в стендапе по привычке прежней фамилией: Куцай (тут должен стоять смайлик, потому что это даже не придирка, а Станиславу, наверное, можно поздравить?).

Очень полезная тема в рубрике «Больше деталей»: Юлия Яскевич подробно рассказала и проиллюстрировала, какие ипотечные программы сейчас существуют в Казахстане и как они работают.

«7 кун», «Хабар»

В минувшее воскресенье «7 кун» вышла на полтора часа раньше обычного — в 19.30, а не в 21.00. Потому что в 21.00 «Хабар» транслировал «Детское Евровидение».

После начального шестиминутного блока про встречи Назарбаева отдельный сюжет посвятили визиту президента Швейцарии в Казахстан. Авторы не только стандартно отчитались, кто с кем и где виделся, но внезапно внятно рассказали, зачем эта встреча вообще была нужна — вместе с президентом в Казахстан приехали представители крупнейшего бизнеса Швейцарии с конкретными проектами, хотят налаживать авиасообщение между Цюрихом и Нур-Султаном, наши министры предлагают, как решить проблему снижения торгового оборота. Сюжет получится простой, понятный, непафосный.

Ещё один сравнительно небольшой, но внятный сюжет — про то, как Касым-Жомарт Токаев посетил Научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии (НИИТиО). Он же пообещал ему новое здание к 2021 году — оно обойдётся в 26 миллиардов тенге. Это внушительная сумма, но в сюжете объяснили, почему это уникальный центр, и почему ему нужно расширяться. Доводы веские, внутреннего протеста на тему «зачем им деньги» не возникает.

К этой теме «пристегнули» скандал с шымкентским трансплантологом Абылаем Донбаем. И вот тут «Хабар» слегка напустил туману, мягко говоря. Человеку, который не в теме, из этого материала не понятно почти ничего: сказали, что врача задержали за «незаконные трансплантации». «Объяснили»: мол, он якобы проводил операции не только официально, но и тайно. А что это значит? Оперировал в подвале? Незаконно вырезал органы? Получал деньги в чёрной кассе? Не платил налоги? Что такое «тайно»? Тайно от кого? Сколько человек подозревается? Где они брали органы? И вообще: «они» — это кто? То есть всё то, что на КТК разжевали и в рот положили, на «Хабаре» ведущий рассказывал минут пять, но так ничего толком и не рассказал.

«7 кун» тоже поднял тему изнасилования школьницы в туалете и рекламы наркотиков. Пока в основном в русле «что по этому поводу думают чиновники», но всё-таки. Это, кстати, был один сюжет, куда до кучи запихали ещё и нетрезвых водителей и беспомощность егерей. Видимо, это всё — про то, в какую сторону собираются ужесточать законы. Но в итоге материал получился эдакой сумбурной сборной солянкой. В которой, кстати, не было обычных людей, только власть предержащие.

Некоторое недоумение вызвал сюжет про развитие агропромышленного комплекса. До этого три недели подряд «Хабар» рассказывал нам про то, что зерна собрали мало, дефицит, из-за этого подорожает хлеб. А сейчас внезапно оказывается, что в АПК всё волшебно, качество и объёмы зерна растут. В чём правда, брат? И никаких внятных комментариев — ни аграриев, ни сотрудников, ни народа, который это всё потребляет, ни статистики. Такая голая реклама АПК.

И следующий сюжет — тоже голая реклама, но на этот раз товаров отечественного производства. Взяли интервью у руководителя одной казахстанской фабрики, рассказали про другие. На вопросы типа «насколько качественна казахстанская продукция? сколько казахстанцев её потребляют? в каких объёмах производят? что люди думают об этих товарах?» ответов нет.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Началась программа с громкого дела об изнасиловании ученицы в Таразе. Но не с сюжета, а с небольшой заметки — предельно сухо: что произошло, кого наказали, в скольких школах вместо туалета — дырки в полу.

Затем авторы программы предложили нам новый сюжет про Атырауский перинатальный центр (где младенец умер в морозильной камере). Инфоповод: оказывается, за два месяца в этом центре умерло 50 % младенцев из всех умерших новорождённых за 2019 год по республике. Комментирует председатель Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава РК — рассказывает о множественных нарушениях (одноразовые предметы промывали и использовали повторно). Корреспондент предполагает причины — это всё её вопросы, но ответов она не получила (два дня журналисты дежурили под дверьми центра, но и. о. руководителя перинатального центра не выходил на связь). Сюжет вообще в формате расследования: корреспондент пыталась попасть в больницу — не вышло, пыталась найти прачечную, в которой стирали пелёнки из больницы (она подпольная), — закрыто. Опросили пациентов. В общем, хорошо получилось — интересно, полноценно, с экспертами.

Материал про пять месяцев со дня трагедии в Арысе. Истории семей, получивших новые квартиры. История семьи, которой предложили очень маленькую компенсацию за разрушенное жильё (которое вроде было аварийным и до ЧП). Есть комментарии чиновников. Вопрос остался только один — что будет с теми, у кого не всё хорошо сложилось с новым жильём? Им как-то помогут?

Большой сюжет «Аналитика» сделала про медстрахование: с 1 января три месяца будет переходный период, застрахованы будут даже те, кто не платил. Комментирует это всё от власти почему-то замакима Карагандинской области, а не Минздрав. Потому что тестовый период начался именно в Карагандинской области? Но почему аким, а не облздрав, например?

Зато симпатичный «бантик» был у программы: про казахстанца, который сам конструирует автомобили — нестандартные и забавные, — и вообще про интересные машины Казахстана.

Apta, QAZAQSTAN

Анонс программы содержал самые актуальные темы недели, но сама программа началась с визита президента Токаева в НИИТиО. Он получился стандартным и протокольным.

Любопытно, что и самую горячую новость недели — про трагедию семиклассницы в Таразе — авторы Apta тоже подали сквозь «призму президента»: подводку начали с твита Касым-Жомарта Кемелевича с поручением уволить акима города. Но вообще тему дворовых школьных туалетов осветили очень коротко и сухо, с комментарием министра образования и науки, а вовсе не учителей и родителей.

21 ноября был Единый национальный день приёма граждан. В сюжете об этом событии нам, соответственно, рассказали, как министры, областные и городские акимы принимали граждан. Мнение самих граждан по этому поводу тоже записали. В стендапе корреспондент сидит за столом с бумажками и напоминает, что президент, мол, строго следит за тем, чтобы чиновники обращали внимание на проблемы простых людей. А кто не обращает, тех уволят.

«Обычные люди» стали главными героями сюжета о тех, кто исчез, попал в рабство и так далее. Материал получился трогательным, с реальными историями, авторы приводят статистику с инфографикой по без вести пропавшим. Но комментариев полиции и прокуратуры нет. Как и ответа на вопрос, почему так много людей пропадают без вести, почему их не находят.

Сюжет про некачественный ремонт казахстанских дорог также не был сбалансирован. В материале хороший видеоряд, есть комментарии чиновников, жалобы водителей, активистов-общественников, экспертов. Но только не, собственно, строителей, подрядчиков. А ведь именно к ним — основные претензии.

Заканчивается программа историей про оленевода из Туркестанской области. Интересный и добротный сюжет с любопытными подробностями про оленеводство.

Напоминаем, что мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь