NAN URSYN: дилетантство как знак зрителю

0
222

YouTube уже давно стал царством новой лубочной изобразительности: зачастую зрителя смешат, поучают, информируют в столь наивной манере, будто нарочно обнуляют накопленный поколениями телевизионщиков и кинодеятелей опыт оказания своих услуг. Думается, это подчёркнутое дилетантство, кроме свидетельства в некоторых случаях профессиональной беспомощности, иногда является эдаким осознанным жестом отрицания ремесленного, перенасыщенного условностями взаимодействия со зрителем. Кроме того, блогосфера с самого начала находилась в ситуации противопоставления с традиционными медиа, растратившими кредит доверия. И это по принципу сообщающихся сосудов добавило деятелям любительского фронта заведомого одобрения аудитории. Блогеры занимают зрителей, делая своим неизменным торговым предложением свободу выражения мысли. YouTube-канал NAN URSYN в этом смысле — один из многих. Но к нему стоит присмотреться внимательнее.

Шутки на миллион

https://youtu.be/46RCHqIMSnA

Вот несколько шуток от NAN URSYN:

«Какое самое популярное ругательное слово из трёх букв в антикоррупционной службе? Правильно, ЛРТ!»

«Вот так Олжас Омарович невзначай настучал министру информации по Божко» (инцидент с «иждивенцами» и последующими комментариями министра Абаева и поэта Сулейменова).

«Аким города Алматы Бакытжан Сагинтаев отчитывался перед горожанами. Сначала зрителям показали очень динамичный двадцатиминутный ролик про успехи нынешнего руководства акимата, который усыпил даже тех, кто выспался».

«Мнения наших министров мутируют быстрее любого вируса».

Каждый выпуск представляет собой непрерывное комментирование новостей с язвительными, колкими заключениями, некоторые инфоповоды при этом даже оказываются достойными небольших сатирических скетчей.

NAN URSYN начинает нравиться не сразу. Та самая любительская стилистика, показной отказ от профессиональной работы в студии, бесконечное цитирование и использование чужих фото- и видеоматериалов в первые минуты, проведённые с авторами шоу, может вызвать отторжение. Особенно если вы давно насытились подобной самодеятельностью. Но это YouTube. И иногда, обнаруживая под невесомой обёрткой настоящее содержание, ты готов признаться, что ради него, а не для удовлетворения своих эстетических ожиданий ты готов посмотреть ещё одну минуту этого молодёжного стёба, а потом ещё минуту… А ведь неплохо! И вот уже собственное недовольство кажется снобистским.

Пионерский задор, с которым авторы берутся за молоты и придвигают поближе наковальни, посыпав их именами казахстанского чиновничества, в итоге разрушает твой зрительский пессимизм. То смелое сочетание юмора, сатиры и быстрого анализа (порой с весьма точными выводами), которого уже давно нет на отечественном ТВ (а было ли оно?).

https://youtu.be/VxRuebeM5Os?t=385

Но главное: многие шутки действительно смешны. Сдаётся мне, талант шутить над актуальными, вполне серьёзными, но мимолётными событиями, выуживая из быстрого потока жизни её маленькие парадоксы, — явление редкое. Ещё важнее другое.

NAN URSYN делается представителями того самого непуганного поколения казахстанцев, представители которого, неожиданно «похулиганив» на марафоне, выделили свой голос из общего гула. Так, подбираясь к зрелости, новая интеллигенция постепенно освобождается от защитной скорлупы аполитичности. Но я до сих пор не понимаю, каким образом это поколение закалило эти свои критические мышцы — не преодолевая течений, отсутствующих в условиях многолетнего политического штиля, не ковыряя засохшие раны потерпевших поражение отцов, не кивая на мифический Запад, не обращаясь к первобытному гневу.

Интересно, что в век торжества в Сети пропагандистов всех мастей и политических окрасов, авторы NAN URSYN не кажутся пленниками своих собственных взглядов. И после просмотра многих выпусков шоу я лишь прихожу к выводу, что их оппозиционность не политизирована. Скорее, это такая естественная форма существования, основанная на вечном заблуждении о справедливой природе вещей. И, кажется, отсюда этот непрекращающийся смех, который в том числе — защитная реакция на трагический дисбаланс: разве не смешно, когда мир настолько несовершенен?

Юмор и сатира авторов NAN URSYN — это беззлобное подтрунивание подросших детей над приоткрывшимися грешками их отцов. И складывается впечатление, что это словесное оппонирование власти имеет альтруистическую природу: противостоят они не государству, а глупости; не конкретным чиновникам, а цинизму вообще, меняющему только лица да эпохи. Смеются авторы NAN URSYN не над управленческими кондициями субъектов своего иронического исследования, а над конструктивными особенностями системы госуправления, которая удивительным образом способна рождать анекдоты — при том, что полностью отвергает любую самоиронию.

«А давайте помечтаем и представим, что министров, вице-министров, депутатов расселили в спальных районах столицы и запретили пользоваться автомобильным транспортом, включая такси. В таком случае уже на следующий день они поменяли бы акима города, через два дня появились бы автобусные полосы везде, где они нужны. За неделю от чиновников, ставших ближе к народу, поступили бы сотни толковых предложений по улучшению общественного транспорта. Через месяц у нас были бы нормальные автобусы, да и в целом разумная транспортная система. А через полгода это была бы уже другая страна», — например, говорит в одном из выпусков ведущая программы.

Даже понимаемые не буквально, а как некая экстраполяция, эти суждения наивны, и в этой наивности я не вижу злорадства, желания притянуть аудиторию на поводке ненависти, намерения отомстить чинам за социальную несправедливость, оторванность от народа и ханжество. В конце концов, нас просят помечтать. Не мечта ли привела этих авторов в YouTube?

Лови волну

На время отставив симпатии в сторону, я готов высказаться о недостатках шоу. Во-первых, это плавающий хронометраж, к которому трудно привыкнуть (16 минут в последнем выпуске — это значительно меньше 22 минут в среднем ). Во-вторых, нерегулярность публикации: в некоторые месяцы NAN URSYN выходил всего два раза, а не каждую неделю. Если соединить две претензии воедино, можно прийти к умозаключению: выпуски вполне могли быть короче, но выходить чаще. Тем более, авторы NAN URSYN зависимы от новостей, которые, как известно, имеют малый срок годности. Иногда получается, что всё их остроумие обрушивается на инфоповод недельной давности, к тому времени не обстёбанный только ленивым и уже покрывающийся пылью. Информационный рынок очень динамичен, и, на мой взгляд, команда YouTube-канала, набирая материал до нужного хронометража, не всегда может удержаться на гребне волны.

Другая претензия — к желанию смешить, которое порой одерживает верх над способностью придерживаться точности. Вот пример.

«Чем отличаются страны Европы и Азии от стран Африки?» — задаёт вопрос зрителям ведущая. Ответ от неё же: «Когда в страны Европы и Азии приходит эпидемия, школьники переходят на дистанционное обучение. В Африке же просто закрываются школы. Объясните казахстанским министрам образования и цифрового развития, что мы вроде как не в Африке находимся!»

Может быть, это и повод для автоматической ухмылки. Но в шутке про отказ властей от онлайн-обучения использованы большие условности (потому что Казахстан — это тоже Азия) и стереотипы (потому что расположенные на любых из этих континентов страны очень сильно отличаются размерами экономик, уровнем жизни, развитостью инфраструктуры). И с тем же успехом в 2020 году можно было использовать не Европу, Африку и Азию, а Северное и Южное полушария. Это лишь один пример, который я запомнил, понимая, что юмористический характер шоу как бы оправдывает любые условности — всё смеха же ради. Но эта шутка уровня плохого КВН сильно разбавляет ощущение, например, от шутки про «биртанских учёных» (по фамилии министра Биртанова) в том же выпуске.

Впрочем, этими мелкими упрёками я хотел бы ограничиться. И готов признать, что NAN URSYN — это одно из самых привлекательных предложений в казахстанском YouTube, на мой взгляд, незаслуженно не пользующееся ещё большей популярностью. Что касается той самой дилетантской стилистики, которая подпортила моё первое впечатление: закрадывается подозрение, что мы имеем дело как раз с тем случаем, когда талантливые и понимающие ремесло авторы шоу воспользовались любительским инструментарием, дабы не просто обособиться от профессиональных канонов, но дать знак зрителю, что ни пикселя опостылевшего «телевизора» он на канале не увидит. Может быть, именно в этом они клянутся. В конце концов, на заставке шоу нам показывают старый телевизор без сигнала и тостер — кажется, кого-то здесь будут «прожаривать».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь