17 мая 2020 года президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву исполнилось 67 лет. В честь этого события пока не переименовали ни один город и не перекрыли ни одну трассу. Более того: глава государства даже попросил, чтобы его не одаривали и не поздравляли, и отметил праздник дома. Итоговые программы рассказали об этом каждая по-своему: кто-то просто упомянул, кто-то начал с этого события выпуск. А кто-то и вовсе «забыл».
Но понятно, что топ-новость недели — отмена режима ЧП в Казахстане. И эту новость все тоже интерпретировали по-своему.
В нашем мониторинге традиционно — итоговые программы КТК, «Хабара», «Первого канала Евразия» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
Программа началась с новостей по коронавирусу — ведь на этой неделе в Казахстане отменили режим ЧП. Предприятия потихоньку открываются, но людей через границу города всё равно почти не пропускают. Первый сюжет — именно о том, где сняли жёсткие ограничения, а где режим, наоборот, ужесточили и почему. Сборный материал по регионам.
Далее «Большие новости» снова подступились к теме роста цен на продукты. Например, директор мясного рынка в начале сюжета говорит: «В связи с карантинными мерами сократился поток скота на забой», — мол, поэтому говядина подорожала. Не очень понятно, поток откуда? Если из Казахстана, почему сократился — у коров тоже коронавирус? Если из-за рубежа, то как-то это надо объяснить? Впрочем, общий смысл материала: подешевел тенге — подорожало вообще всё, потому что прямо или косвенно у нас к доллару это всё привязано. То есть ни о каких «потому что границы закрыты, но это не точно» уже речи не идёт.
Почему в четыре раза стали дороже лимоны, тоже неясно: вот фермер, который выращивает лимоны, рассказывает, что в январе продал всё по 400 тенге за килограмм, а так в этом году собрал уже 40 тонн лимонов, но «цены поднялись из-за карантина» (у кого? У него? Или вообще? Собрал или уже продал? Так поднялись всё-таки цены конкретно у него? И в каком смысле «из-за карантина»? Фермер явно лукавит, но у него ничего уточнять не стали). Вот уже продавец на городском рынке говорит — лимоны наши, отечественные, но завоз вроде сократился, поэтому они продают по цене больше 1000 тенге за килограмм (так фермер их по какой цене продал? И если продал, тогда куда и по какой цене эти лимоны увезли?). И успокаивает: скоро цены снизятся. В общем, все винят карантин, кто виноват — непонятно. Зато нам популярно объяснили: сейчас всё плохо, дальше будет ещё хуже. В конце — симпатичный стендап: корреспондент говорит, что придётся экономить, и заваривает лоточек лапши быстрого приготовления.
Сюжет про вакцинацию получился полным и насыщенным. Высказаться дали всем — и медикам, и чиновникам, и родителям с разными точками зрения.
Почему государственная ипотечная программа «5-10-20» (ведущий Алексей Рыблов в самом начале объяснил: пять — это процентная ставка, 10 — первоначальный взнос, то есть 10 % от стоимости жилья, 20 — лет, срок выдачи займа) доступна не для всех? Об этом — следующий материал. Его суть: программа есть, но для самых незащищённых она не работает, потому что у малоимущих и многодетных всё равно нет денег на первоначальный взнос, особенно сейчас, и скопить его нет возможности, а у кого-то ещё и прописки нет, а без прописки никак. Или кто-то не стоит в очереди на жильё, а это тоже обязательное условие. Как быть им — чиновники в сюжете не говорят (только в закадровом тексте есть что-то такое про «программу обещают доработать»). Да у них никто и не спрашивает. Семью, для которой программа работает и станет решением жилищной проблемы, журналисты тоже не показали. То есть у материала явные проблемы с балансом.
О дне рождения Касым-Жомарта Токаева в «Больших новостях» сказали в одном из новостных блоков — с акцентом на «президент отметит праздник дома, просил ничего не дарить и не поздравлять».
«7 кун», «Хабар»
Несмотря на предположение ведущего, что следующий выпуск будет уже из студии, команда «7 кун» решила остаться дома до конца карантина.
День рождения Касым-Жомарта Токаева — первая тема программы, она с неё началась. Нам показали пост пресс-секретаря президента Берика Уали, в котором он рассказывает, что глава Казахстана в свой день рождения будет работать дома.
Отмена режима ЧП не означает снятие карантина — блокпосты по-прежнему работают, передвижение граждан ограничено. И тут нам то ли намекнули, то ли прямо объяснили, зачем вообще в Казахстане нужно было вводить этот режим: «Cнят только режим чрезвычайного положения, который являлся больше политической мерой, позволяющей президенту и правительству принимать оперативные решения без лишней бюрократии». То есть вот зачем это нужно было?
Первый сюжет выпуска посвящён снятию режима ЧП, который длился 56 дней. Здесь и синхроны Токаева, и перечисление предприятий, которые могут работать, и открытие авиасообщения, и прочие новости, которые были у всех.
Отдельный сюжет — как Токаев с рабочим визитом в Алматы приехал. «Хабар» — всё-таки по-прежнему «Хабар». Сюжет протокольный, но полезная информация в нём есть.
…И вот «7 кун» возвращает в свой эфир и материалы про госпрограммы! Акмолинская область отличилась по программе «Ауыл — Ел бесігі»: здесь реализуется уже шесть проектов. Комментируют аким района и директор сельского дома культуры Кокше — в рамках программы его обновят. Изменения заметили и местные жители, говорит корреспондент, но самих жителей почему-то не показывает. Зато показывает главврача сельской больницы — она объясняет, как всё было плохо, и как теперь всё будет хорошо, — им тоже выделили деньги на ремонт. В общем, сёла меняются и преображаются. Это прекрасно. Было бы ещё лучше, если бы зрителю дали бэкграунд — что это за программа, и в чем её суть.
Следующий сюжет посвящён онлайн-покупкам — 900 тысяч заказов сделано через один из казахстанских банков. Это была откровенная реклама, но без оповещения о том, что это — реклама, как того требует закон «О рекламе».
И — гвоздь программы: Амир Саменбетов рассказывает о том, как закипела жизнь после снятия режима ЧП. Тем более, что погода располагает — в столице +30. Корреспондент поговорил с людьми, которые долго ждали и очень рады, что можно погулять. Но все они без маски, отмечает корреспондент, который сам в одном из стендапов неправильно её носил. Из центра города съёмочная команда отправилась на окраины — там уже люди вовсю купаются в водоёмах. Во время стендапа Саменбетов забегает в фонтан. Представитель «Казгидромета» рассказывает, чего ждать от погоды. Традиционная добивочка — ведущий Александр Трухачёв в домашнем бассейне. Лето на пороге.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
«Аналитика» начала программу с новости об отмене режима ЧП и сюжета про то, как одни люди возвращаются на работу и в кафе, а другие идут или не идут ремонтировать дороги, чтобы заработать хоть что-то. Причём показали и человека, который считает, что «мало этого, чтобы прокормить семью», и девушку, которая резонно возражает: «Мало — это больше, чем ничего, надо идти». В материале использован «фирменный» приём «Аналитики» — вставки из художественных фильмов. На этот раз — из «Иван Васильевич меняет профессию». Немного странными казались моменты, когда из уст корреспондента начинали вылетать фразы, которые по идее должны бы быть цитатами, а получилось, что это мнение автора материала (она экономист-плановик?). Например: «…экономике Казахстана нужна не просто реанимация, а масштабная перестройка… В срочном порядке надо пересмотреть подходы к индустриальным проектам. Нельзя допускать показушности. Деньги давать только по-настоящему перспективным проектам», — как бы от своего имени раздаёт поручения журналистка. Начавшийся с живых людей и забавных вставок сюжет во второй половине превратился в исполненное канцелярита и многочисленных синхронов президента перечисление: что наше родное правительство делает/сделает для того, чтобы нам было жить хорошо.
В сюжете про криминал во время ЧП много видео нарушителей, которых снимали на мобильник, — как обычных граждан, так и власть предержащих. Но лица героев этих роликов то блюрили, то нет. Непонятно, по какому принципу. Может, не блюрили только «обычных граждан»? Как вариант.
Сам материал местами сделан примерно тем невозможным языком, которым изъясняются блюстители закона (с характерными для него тавтологиями). Например: «Лишь повышенная бдительность и непреклонность одного из стражей правопорядка, а также общие усилия общественников позволили добиться расследования резонансного дела», «Длительное пребывание в замкнутом пространстве», «Режим чрезвычайного положения вынудил казахстанцев жить в режиме как финансовых, так и психологических ограничений. Кто кем выйдет из этого периода — общий вопрос с большим количеством персональных ответов». Такое ощущение, что журналист не о жертвах насилия писал, живых людях и их трагедиях, а отчёт в полицию.
Сюжет про казахстанских и не только селебрити на карантине — как они выступают онлайн — стал изюминкой программы. Но он мог бы быть ещё лучше, если бы не штампы (которыми, честно говоря, вообще грешат почти все авторы «Аналитики»), как то: «президент высоко оценил труд артистов», «Оказался в солнечном Марокко», «ценители изобразительного искусства», «отдаются на все сто» и так далее. А вообще прям хорошо, под конец можно даже прослезиться.
Дню рождения Касым-Жомарта Токаева программа посвятила три с лишним минуты закадрового текста в конце выпуска, перечислив, что успел сделать президент номер два для страны за год с небольшим.
Apta, QAZAQSTAN
Главная новость по версии Apta (никто больше про это вообще не рассказал) — наводнения в Туркестанской области, на этот раз — из-за проливных дождей. Материал получился информационно насыщенным, хорошее видео, живые синхроны, комментарии чиновников — баланс соблюдён. Не очень понятным был только один момент: из закадрового текста следовало, что сельский аким не поверил жителям про семь-восемь погибших коров (он уверен, что погибло только пять), этого акима показали, но когда он давал комментарий, его подписали как «жителя села Каскасу». Так аким или житель? Понятно, что каждый аким — житель. Но не каждый житель — аким.
После этого сюжета логично было бы напомнить, как обстоят дела с людьми, пострадавшими от прорыва дамбы в Узбекистане. И нам об этом рассказали: как учатся дети в сёлах в Мактааральского района, что будет со школами и медицинскими пунктами, когда подсчитают убытки, дехкане просят об отсрочке по кредитам на будущий год и так далее. Подробный и полный сюжет.
Далее — тема коронавируса. Первый материал — про последствия так называемого коронакризиса. Авторы материала постарались ответить на вопрос: что будет с перспективами работы в Казахстане? Каким будет уровень безработицы? В сюжете несколько героев, которые лишились работы и дохода во время карантина, есть цифры — по официальным данным, уровень безработицы в РК составил 4,8 %. Эксперты называют эту официальную статистику очковтирательством. Комментариев от профильного ведомства нет.
Программу завершил материал про спортсменов. Из-за пандемии Токийскую олимпиаду отложили на год. В сюжете — про то, как обстоят дела у спортсменов, которые занимались дома во время карантина, как на них повлиял перенос олимпиады, как они намерены восстанавливаться физически и психологически. Были комментарии спортсменов, тренеров, Национального олимпийского комитета. В конце материала возникла ещё одна тема: президент Токаев написал твит, что на Олимпийские игры выделяется много денег, а лучше обратить внимание на развитие массового детского спорта. Корреспондент привёл в пример футбол — на него деньги выделяют, но результата нет, две тысячи школ даже не имеют спортзала. И сюжет внезапно закончился. Тема не получила развития.
Про день рождения Касым-Жомарта Токаева в Apta — которая иногда даже начинается с твитов президента! — не сказали ни слова. Наверное, выполнили его просьбу «не поздравлять».
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.