Каждый день мы читаем пугающие сообщения о статистике по COVID-19. В то же время с улицы слышны призывы через рупор — оставаться дома. Во дворах и подъездах появляются люди в защитных костюмах, занимающиеся обработкой. Всё это напоминает кадры из апокалиптических фильмов, и панике поддаются даже те, кто всегда скептически относился к любой информации и проверял её по нескольку раз.
В прямом эфире подкаста What The Fact от .три.точки. Знай, что смотришь! Гульнар Асанбаева, региональный консультант по медиаграмотности Internews, рассказала, как изменилось отношение людей к информации с приходом пандемии, представила результаты социологического исследования медиапотребления, проведённого по заказу Internews Исследовательским институтом «Общественное мнение», и поделилась мнением по поводу перспектив развития медиаграмотности в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане.
Летом 2019 года впервые провели социологические исследования в формате опроса. В каждой стране опросили 1000 человек, и это было первичной диагностикой уровня медиаграмотности в республиках.
Каким типам медиа вы доверяете? Вряд ли вы скажете, что телевидению, ведь сейчас его считают скорее традиционным медиа. Вопреки ожиданиям, по результатам опроса во всех трёх странах лидирует именно телевизор. Больше всего — 77,1 % — указали его в качестве надёжного источника информации жители Узбекистана. В Казахстане телевидению доверяют 59,6 %, что тоже достаточно много. Следом идут интернет-порталы, социальные сети, друзья и газеты. В Таджикистане другая ситуация — там тоже лидирует телевидение, но газетам доверяют больше, чем социальным сетям. Можно посмотреть подробные результаты исследования в Казахстане, Таджикистане и Узбекистане, а также можно пройти специальный тест и определить свой возраст в интернете.
На основе исследования также выводили индексы медиаинформационной грамотности в трёх странах. По российской методике за основу взяты 57 параметров. Один из самых главных — умение верифицировать и критически оценивать информацию через альтернативные источники. Максимально возможный балл — 7, однако ни одна из трёх стран не смогла в результате опроса набрать больше половины.
— Удивительным стало и то, что, согласно опросу, многим из опрошенных неизвестно понятие fake-news. В июле 2019 года, когда проводился опрос, возможно, это и было новым термином. Сейчас же хочется думать, что большая часть населения знает, какой информации не стоит верить. Тот вал информации, который свалился из-за коронавируса, научил нас многому, — рассказывает Гульнар Асанбаева.
Если смотреть на уровень медиаграмотности в целом по странам, то в Казахстане больше всего людей из средней категории — 63,6 %. Но если смотреть на количество людей с высоким уровнем медиаграмотности, то показатель существенно ниже — 5,7 %, 1,4 % и 2,5 % для Казахстана, Таджикистана и Узбекистана соответственно. Это те люди, которые правильно ответили на большинство из 12 заданных вопросов.
Последнее исследование DataReportal.com за апрель 2020 года показывает, как пандемия изменила медиапривычки пользователей. Во всех группах, независимо от возраста, выросло число пользователей социальных сетей не менее чем на 30 %. Изменилось и потребление — на 35 % вырос просмотр новостей, на 29 % вырос просмотр фильмов и шоу, на 24 % выросло использование мессенджеров.
Женщины в сети оказались более активными — две трети женщин в возрасте от 16 до 24 лет проводят больше времени в социальных сетях. Больше 75 % пользователей интернета от 16 до 64 лет стали больше использовать свои смартфоны.
79 % населения Казахстана присутствует в интернете — это на 4,5 % больше, чем год назад. Самая популярная площадка — Instagram. Её предпочитают 8,3 миллиона пользователей, в Facebook — 1,9 миллиона.
В Таджикистане также произошли большие изменения — больше 26 % населения теперь присутствуеют в интернете, и это на 15 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Instagram остаётся популярной площадкой и для таджикистанцев — там проводит время практически 500 тысяч человек. Удивительно, что большинство из них — мужчины.
В Узбекистане в интернете находится 55 % населения. Количество активных пользователей социальных сетей выросло на 44 % по сравнению с прошлым годом. 2,3 миллиона человек предпочитает Instagram, 1,1 миллиона — Facebook. Как и в Таджикистане, большинство пользователей социальных сетей — мужчины.
Психологически, когда человек ищет информацию, он хочет найти то, что соответствует его ожиданиям. Поэтому теории заговора стали особенно популярны в период пандемии. Даже серьёзные люди, с учеными степенями и критическим подходом к информации, охотно верили в слухи и домыслы.
— Кроме теоретического анализа, никаких практических исследований о причинах появления и отношении к теориям заговора не проводилось. Это очень интересная тема, которая могла бы указать на параметры для замера температуры общества, — говорит Гульнар Асанбаева.
Internews работает над повышением медиаграмотности среди жителей стран Центральной Азии уже второй год — проводит тренинги по медиаграмотности для людей разных возрастных групп и профессий, готовит преподавателей по МИГ, разрабатывает учебное пособие. Уже сейчас заметно, что работа ведётся не зря: участники тренингов загораются желанием глубже изучить тему и стать фактчекерами, в школах и вузах медиаграмотность вводится как отдельный модуль или даже самостоятельный предмет.
— Камень с мёртвой точки сдвинулся, но этого недостаточно, чтобы справиться с напором той информации, которая обрушивается на неподготовленных людей. Нужна государственная поддержка, которая должна прямо ставить вопрос о введении этих дисциплин, — как на школьном уровне, так и на уровне университетском, — считает Гульнар Асанбаева.
«Три точки» — информационная кампания по медиаграмотности. Её задача — повысить иммунитет нашей аудитории к манипуляциям и пропаганде, и чтобы людей с критическим мышлением стало больше. Все материалы «Нового репортёра» совместно с .три.точки. Знай, что смотришь! можно найти здесь.
Кампания создана и поддерживается в рамках проекта «Содействие стабильности и миру в Центральной Азии», реализуемого при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание публикаций на этой странице является предметом ответственности Internews и не отражает точку зрения Европейского Союза.