Три столичных СМИ в Узбекистане выпустили материалы о том, как якобы нарушаются права инвесторов в стране, и почему это важно. Аудитория бурно обсуждала публикации, но не за качество текстов. Людям было важно, насколько эти тексты сбалансированные, то есть представляют мнения всех сторон конфликта. Медиакритик «Нового репортёра» Дарина Солод проанализировала материалы и реакцию на них.
Контекст истории
Начиная с 2018 года в Узбекистане идёт массовое строительство — в одном только Ташкенте прямо сейчас работают 320 строительных компаний, которые возводят в городе элитное жильё. И с самого начала этой масштабной стройки в стране возникают скандалы. То в Самарканде собираются сносить здания в историческом центре, который охраняется ЮНЕСКО, то в столице идут стихийные сносы, вырубка деревьев или захват придомовых территорий.
Для социально активных граждан страны журналисты долгое время оставались единственной надеждой на изменение ситуации в лучшую сторону. Так, медиа много и подробно писали об исторической ценности дома № 45 в Ташкенте, который тоже собирались сносить, но в конце концов признали его историческую ценность.
Но в июне 2020 года образу журналистов как народных защитников был нанесён серьёзный урон.
Три публикации
Repost.uz, Uzreport и UPL.uz выпустили на своих ресурсах материалы о конфликте застройщика, который возводит ЖК бизнес-класса, с жителями, утверждающими, что им на этом месте обещали парк. И уже по заголовкам и лидам видно, чью позицию занимают медиа.
Вот видео от UZREPORT TV: Кто защитит права инвесторов? И вот такой лид: «В последнее время наша столица хорошеет день ото дня. Новые современные здания, многоэтажные дома и различные социальные объекты превращают Ташкент в мегаполис. В свою очередь, зарубежные инвесторы находят его всё более и более привлекательным. Но перед ними, желающими вложить инвестиции и внести свой вклад в процветание нашей столицы, появляются некоторые проблемы». В материале есть застройщики и жители домов — правда, только те, кто их поддерживает. В комментариях к видео люди пишут, что представители канала просто не стали ни о чём спрашивать тех, кто против.
С позиции застройщика подаёт материал и Repost.uz. Он называется «Несколько жителей Мирабадского района препятствуют строительным работам иностранного инвестора: что происходит на стройплощадке NRG Oybek?». В тексте подчёркивается, что права строительной компании «грубо нарушены», рассказывается о том, какие убытки терпит частная компания, и как ей мешают жители окрестных домов, но нет мнения самих горожан как стороны «против». Нет и экспертизы документов застройщика, мнения суда, юристов и так далее.
Онлайн-ресурс UPL.uz выпустил материал под названием «Нужен ли центру столицы ещё один парк», где пытается показать, что строительство многоэтажного ЖК столице нужнее, чем парк. Проблема у материала та же, что и у первых двух. И это не аналитика с мнениями экологов, озеленителей, ботаников и архитекторов, а мнение редакции, основанное на перечне скверов города и статистике по приросту населения Ташкента.
Журналистские стандарты, этика и реклама
Журналисты могут работать в интересах тех или иных групп. Хочется нам того или нет, мы всё равно будем предвзяты в определённом смысле этого слова. Хороший журналист может осознанно/неосознанно защищать интересы государства, выбирая работу в госСМИ и продвигая его интересы. Он может продвигать интересы своего работодателя/инвестора и его проектов, а может продвигать свои интересы и взгляды на жизнь.
И чтобы избегать конфликтов интересов, неудобных ситуаций и не подмочить свою репутацию (если это хоть что-то значит для СМИ), был придуман целый свод правил, которые для хорошего журналиста могут быть важнее, чем юридические законы его страны (например, как в деле журналистки Светланы Прокопьевой), или собственные взгляды, взгляды инвестора/владельца/рекламодателя. Для примера можно взять самые известные этические правила — «Международные принципы профессиональной этики журналиста».
По стандартам журналистики, материал должен быть сбалансирован, и речь не только о том, чтобы предоставить слово всем сторонам конфликта. Факты и мнения не должны подаваться так, чтобы создать у аудитории ложное представление о теме. В приведённых выше примерах прослеживается вполне чёткий контекст «хороший бизнесмен вкладывает в экономику и создаёт рабочие места, а плохие жители ему мешают».
Возможно, отношение аудитории к материалам было бы другим, если бы на них стоял значок «На правах рекламы». 11 статья закона «О рекламе» Республики Узбекистан гласит: «Информационный, авторский и редакционный материал, целенаправленно обращающий внимание потребителей на конкретную марку (модель, артикул) продукции либо на её производителя для формирования интереса и способствования реализации продукции, а также содержащий выходные данные (реквизиты) лица, производящего или распространяющего указанную продукцию, считается рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» либо «На правах рекламы»».
В материалах о NRG Oybek было и название компании, и место, где она находится, и вся подробная информация, только не было никаких рубрик «Реклама» или «На правах рекламы».
(В)место СМИ в конфликте
Институт репутации медиа в Узбекистане — понятие неизученное. Например, когда repost.uz уличили в том, что они накручивают аудиторию в четыре раза, редакция просто скрыла счётчик просмотров.
Из-за жёстких комментариев пользователей после публикации о строительстве NRG Oybek UZREPORT TV хотели подавать в суд на жителей дома. Но в итоге это жители, которые, согласно публикации, «спровоцировали накалённую ситуацию», собираются обращаться в суд, готовя иски о клевете и моральном ущербе.
Можно ли было этого избежать? Возможно, достаточно было просто поставить пометку «Реклама» и спасти себя от репутационных неприятностей. Или поработать с темой более глубоко, предоставив возможность высказаться всем участникам конфликта. Но в итоге эти медиа получили от аудитории в социальных сетях сотни комментариев о «предвзятости» и «продажности». И небольшие вроде бы материалы подмочили их репутацию — если она, конечно, играет для журналистов страны хоть какую-то роль.