Борат, казахстанский флаг и реформа МВД. Мониторинг итоговых программ 26 октября — 1 ноября

0
126

Неделя выдалась не такая уж плохая. Да, число заражённых у нас опять растёт, но зато кое-где уже открывают кинотеатры. Да, «Борат-2» вышел, но зато казахстанцы внезапно полюбили собственный флаг. Да, полицию снова хотят как-то реформировать, но зато даже «Хабар» уже не доверяет официальным данным, касающимся наших стражей порядка.

«Большие новости» также показали любопытный сюжет про мусор, «Аналитика» дала советы, как сэкономить, «7 кун» интересно рассказал, как прошла первая онлайн-четверть учебного 2020-2021 года, а Apta выпустила мощный материал про тюремные пытки в Казахстане.

«Большие новости», КТК

Программа началась с информации о предполагаемом задержании бывшего министра здравоохранения Елжана Биртанова — его якобы подозревают в крупном хищении. В Комитете по финансовому мониторингу эту информацию «Большим новостям» не подтвердили… Но и не опровергли. Откуда именно эта информация появилась у журналистов — неясно: ведущий Алексей Рыблов произнёс только туманное «СМИ сообщают».

В рубрике «Большая политика» — материал об очередном реформировании МВД. По официальным данным, сейчас полицейским совсем не доверяют лишь 11 % граждан. Ведущий рассказал, что изменилось в органах за два года, правозащитник Жовтис — что надо сделать, чтобы реально что-то поменять в этой системе.

В субботу в Алматы прошёл санкционированный митинг за политические реформы и свободу политзаключённых. Кроме «Больших новостей», об этом не рассказала ни одна итоговая программа.

Казахстанский флаг можно будет «использовать в патриотических целях», — во всяком случае, такое поручение (изменить законодательство) дал на этой неделе Касым-Жомарт Токаев. То есть, например, вывешивать на балконах: сейчас это нельзя. А триггером послужила история с выходом продолжения фильма про Бората и промо-ролика к нему, где с казахстанскими флажками по пляжу бегали полуголые двойники комика Саши Барона Коэна. После в казахстанских соцсетях запустили флешмоб гордости за наш флаг. Корреспондент программы попыталась понять, можно ли в нашей стране быть патриотом, не нарушая закон, и начала сюжет с изображения флага Казахстана, а фоном звучало начало знаменитой песни Розы Рымбаевой: «Как много лет во мне любовь спала, мне это слово ни о чём не говорило». Ещё в материале — опрос на улицах: что символизируют цвет нашего флага, а также орёл и солнце. Про кейс с роликами «Kazakhstan: very nice!» ничего не сказали, а вообще сюжет получился полным, внятным и информационно насыщенным.

Пластик, стекло и картон в Казахстане закапывать нельзя. Но закон этот не работает. Теперь запретят захоронение строительных и пищевых отходов (наверное, тоже всё равно продолжат закапывать) и планируют строить мусоросжигательные заводы. Но сенаторы говорят, что это дорого и опасно для экологии. С сортировкой и переработкой тоже сплошные проблемы. Этой теме посвящён следующий материал. Он получился полным, полезным и интересным, а девушка, которая весь мусор тщательно сортирует по пакетам, и даже пищевые отходы замораживает, а потом отдаёт экофермерам, поражает воображение.

Ну вот и настали времена, когда материал, посвящённый коронавирусу, стоит последним в вёрстке. После традиционной статистики нам показали сюжет о том, как будут открываться кинотеатры, и смогут ли прокатчики отбить потери от семимесячного простоя. Также в материале: почему залы всё равно пустуют, сколько теперь стоят билеты, что крутят, как дела в киноиндустрии. Словом, в сюжете есть всё, что вы хотели знать, но боялись спросить. Авторы не стали скрывать название сети кинотеатров, чьи сотрудники говорили о проблемах — учитывая тематику сюжета, это точно не реклама.

«7 кун», «Хабар» 

«Количество регистрируемых за сутки случаев инфицирования коронавирусом в Казахстане на неделе увеличилось в 10 раз по сравнению с минимальным показателем, которого удалось достичь после того, как отхлынула первая волна пандемии, во время которой был карантин и была самоизоляция максимального количества населения. Очень не хочется в это верить, но, судя по всему, вторая волна ковида не обходит нашу страну стороной, и, как бы того не хотелось, но именно с этого мы вынуждены начинать сегодняшний выпуск». Если пропустить все остальные сложные для аудиовосприятия слова и обороты, в подводке к первому сюжету нам рассказали, что ВКО вновь закрыли на карантин, а казахстанцы по всей стране продолжают проводить массовые мероприятия. Люди не задумываются о последствиях, и поэтому нам предлагают посмотреть, как свирепствует вирус в других странах.

«Напомню, генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антонио Гутерриш, даже на фоне происходящих событий в Нагорном Карабахе, где не прекращаются боевые действия, назвал пандемию коронавируса главным врагом, с которым ООН столкнулась в свой юбилейный 2020 год. Противостояние этой угрозе сейчас является темой номер один и для высшего политического руководства нашей страны». Это подводка к сюжету о том, как в Казахстане готовятся ко второй волне.

Сюжет «Степень готовности» начинается с ситуации в ВКО — рассказали о новых ограничениях для области. А в СКО переживают за состояние воспитанников школы-интерната села Мамлютка — у двоих детей подтверждён коронавирус, а контактировали с ними ещё 17 человек, сейчас все на карантине. Почему эта ситуация вызывает наибольшую обеспокоенность — непонятно. Количество детей не поражает масштабами, дети переносят ковид легче взрослых. В чём проблема? В других регионах, наоборот, защитные меры ослабляют. Интрига выпуска — что скрывается за блюром на маске у парня, который рассказывает, что соскучился по кино. Что там такого, что нужно было блюрить?

Оказалось — просто название фильма, с которого начался прокат во вновь открытых кинотеатрах. Но почему это тайна, да ещё и на канале, где в принципе нет рекламы, а содержит его государство? Да и у наших киношников и так проблемы, а госканал зажал им даже такую безобидную рекламу, как лого? Если вам интересно, что это за фильм, просто посмотрите последний сюжет «Больших новостей» на КТК: там, на коммерческом канале, никакого блюра, этот же парень в этой же маске на фоне этого же плаката. В целом в шестиминутном сюжете нам попытались рассказать обо всём подряд, но по-прежнему непонятно, готов Казахстан ко второй волне или нет.

Выпуск продолжается сюжетом про школьников. О том, кто и на каких условиях сможет выйти в школы офлайн, нам не рассказали, потому что до середины ноября ситуация может измениться, зато рассказали, как прошла первая четверть в онлайн-формате. Вышло хорошо: есть архивные кадры, разные регионы, комментарии учителей, детей, родителей, проблемы такого формата обучения, и даже нашлись плюсы: родители не переживают за безопасность своих чад.

Далее — сюжет про импорт. В подводке обещали разобраться, почему в Казахстан завозят товары, которые в принципе производятся на внутреннем рынке. Чиновники отвечают: сейчас ключевыми продуктами внутренний рынок обеспечивает себя на 60 %, остальные 40 % завозятся из стран ближнего и дальнего зарубежья, а к 2023 году мы сможем обеспечивать себя полностью. Рассказали про господдержку в отрасли, про её нестабильность, завышенные требования на её получение. Затронули и тему ВТО — по соглашению Казахстан предлагает квоты импортёрам, и поэтому местным производителям тяжело конкурировать. Хороший сюжет о проблемах с единственным минусом: непонятно, как эти проблемы решать. Выходить из ВТО? Снижать требования к местным производителям? Менять программы господдержки?

Первый сюжет про президента Токаева посвящен поддержке предпринимателей, которые вынуждены перепрофилировать бизнес из-за пандемии. Здесь истории предпринимателей, новые и старые меры поддержки, решение продлить программу «Дорожная карта занятости». Всё в этом материале очень светло и радостно: бизнес и дальше будут холить и лелеять, а президент всё контролирует. Есть ли недовольные, проблемы или нарушения указов, не рассказали.

Следом — про амнистию к 30-летию Независимости и повышение зарплат полицейским на 30 %. Нам рассказывают истории полицейских: Карим Калиев, который служит в Майкудуке, недавно получил звание подполковника, а Арман Кабдуллин, капитан из Петропавловска, рассказывает, что чаще всего его вызывают на бытовые конфликты. Следом — тезисы из выступления Токаева перед полицейскими, а за ним — опрос людей на улицах, которые рассказывают, доверяют ли они полицейским. Так «Хабар» решил проверить результаты опроса, проведённого по заказу МВД. Тут очень интересно получилось. «7 кун» показал инфографику:

Далее корреспондентка говорит: «Тех, кто не доверяет полицейским вовсе, судя по всему, не нашлось». Хотя если немножко знать арифметику, то можно сложить 38 и 51, получить 89 и понять, что не доверяют полиции 11 % населения, а не «вовсе не нашлось». И правильно, вот те же результаты из инфографики КТК*:

В любом случае, радует, что корреспонденты программы не стали петь дифирамбы доблестной полиции, а отправились на улицы и заново опросили людей. И практически все респонденты высказали недоверие к стражам порядка. Заметьте: их снимали на камеру, снимал госканал, но они всё равно сказали это! О проблемах в сюжете говорил и Токаев — рассказывал о кейсах, когда полицейские сами оказывались преступниками. В общем, получился хороший, полноценный, критичный сюжет о работе казахстанских полицейских.

Финальный сюжет посвящён окончанию реставрации храма Вознесения Господня. Это архитектурный памятник республиканского значения, над восстановлением которого несколько лет трудилась интернациональная команда специалистов. В сюжете нам рассказали историю храма, что именно и как реставрировали, какие реликвии хранят, показали торжественную церемонию освещения. Комментируют служители церкви.

Про якобы задержание Елжана Биртанова «Хабар» не рассказал.

«Аналитика», «Первый канал Евразия» 

В начале программы нам проанонсировали и остросоциальную тему — как сэкономить семейный бюджет, и коронавирусную — как сейчас обстоят дела в Казахстане, но начать почему-то авторы решили со… сводки происшествий. Самые громкие (так и хочется написать: яркие, иначе непонятно, по какому принципу их собирали, а так понятно — по принципу «есть видео») ЧП недели. Не только преступления, но и ДТП, и взрывы с пожарами, и всё это сдобрено кусочком выступления главы МВД, который туманно рассказал, что вроде бы они то ли уже, то ли собираются уменьшить количество краж и повысить раскрываемость. Рассказали даже про котика, которого спасли смелые пожарные, и алматинца, который вытащил из реки собачку. В общем, получилась какая-то программа «Рейдер» внутри «Аналитики».

Следующий материал — про коронавирус: а как у нас, а как «у них». Нам ещё раз напомнили: будет ли в Казахстане ещё один локдаун, зависит во многом от нас самих. В сюжете показали, как работают так называемые мониторинговые группы — те, что выявляют нарушения карантинного режима: вот в кафе разрешают курить кальян, вот закрытый якобы компьютерный клуб на самом деле оказался открытым, а внутрь набилось около 60 человек. За границей бушует вторая волна, в Европе по-прежнему всё плохо, а в США — ещё хуже. Зато в Австралии готовятся снять карантин.

«Аналитика» коротко рассказала про кейс с роликами «Kazakhstan: very nice!», авторами его назвала «группу инициативных казахстанцев», без конкретики, зато ведущая подробно процитировала Сашу Барона Коэна, который сказал, что Казахстан на самом деле — полная противоположность той стране, что показана в его фильме, а сам фильм — прежде всего сатира на Америку. Также коротко рассказали про предполагаемые нововведения в правилах использования казахстанского флага.

Далее — снова криминальный дайджест, но с несколько другим уклоном: «Аналитика» собрала сомнительные уголовные дела, которые, например, прекращали на этапе следствия и так далее. Информационный повод: на этой неделе в ВКО суд второй инстанции оправдал мужчину, которого до этого суд присяжных приговорил к 16 годам лишения свободы. Автор сюжета попытался понять, как работает в нашей стране Фемида, собрал действительно интересных героев, но ко всем этим историям с различными судебными несправедливостями остро не хватало комментариев второй стороны. То есть нам рассказали обстоятельно «кто и как», но не рассказали «почему». В итоге в конце сюжета так и хочется спросить: «И что?»

Автор следующего материала разбиралась, являются ли библиотеки пережитком времени, или их нужно обязательно сохранить. Получилось интересно, информационно насыщенно, местами трогательно.

«Казахстан подешевле» — существует ли он? Как перекупщики задирают цены, и как в этих условиях можно сэкономить — там следующего сюжета. Зачастую материалы на эту тему только кажутся несложными, но на деле внятно объяснить ценообразование и ответить на вопрос «почему всё только дорожает» непросто. Поэтому глобальными вопросами авторы не задавались, зато собрали советы, на чём можно сэкономить, и расспросили человека, который попытался летом прожить месяц на пресловутые 42 500. И вообще подняли много интересных тем — от того, почему в супермаркетах бывают скидки, до идеи, на чём сэкономить владельцам мини-маркетов и как получать бонусы с помощью приложений.

Про предполагаемое задержание экс-главы Минздрава Биртанова в программе «Аналитика» не сказали ни слова.

Apta, QAZAQSTAN

В первом сюжете программы (после традиционной статистики по ковиду) — о том, как пандемия повлияла на малый и средний бизнес Казахстана. Основой материала стало участие Токаева в VII съезде НПП «Атамекен». Президент говорил о льготном кредитовании бизнеса, развитии агросектора, увеличении несырьевого экспорта. Получился протокольный сюжет, состоящий только из слов президента.

Далее, как и у всех, — тоже о реформе МВД. Высказывания Касым-Жомарта Токаева были дополнены в этом сюжете комментариями юристов, общественных деятелей, экспертов.

За 16 лет по разным госпрограммам на развитие аулов было выделено более двух трлн тенге. Но до сих пор более двух тысяч сёл нуждаются в питьевой воде. Журналисты побывали в нескольких аулах Сарыагашского района Туркестанской области. Воды здесь нет уже 30 лет. Получился сюжет с комментариями от всех сторон, показывающий, как трудно живётся сельчанам.

Вторая часть интервью с акимом Кзылординской области Гулшарой Абдыхалыковой (первая часть вышла на прошлой неделе) была про развитие Малого Арала, рождаемость в регионе, доступ к интернету, подготовку ко второй волне коронавируса, компенсации для врачей.

В ВКО молодой парень, подозревающийся в краже скота, умер в полицейским участке. Родственники и сельчане считают, что его пытали полицейские, и потребовали взять виновных под стражу. Получился эмоциональный сюжет с историей, комментариями людей, которые прошли через пытки, есть высказывания родственников умершего парня, жителей села, адвоката, представителей власти. Дело сейчас расследуют, трое полицейских взяты под стражу.

Интернет-мошенничество стало самым распространённым видом мошенничества в Казахстане. Героем сюжета стал мужчина, который перевёл часть денег на счёт другого человека. Ещё одна героиня отправила данные своей карточки и лишилась всех денег. Получился материал и о том, как трудно раскрывать такие преступления, и про новые виды интернет-мошенничества, и о том, как себя обезопасить.

Apta тоже сделала материал о том, что снова заработали кинотеатры в некоторых городах, и тоже подробно рассказала обо всех их трудностях.

Чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов завершил карьеру. Эта новость стала поводом для последнего сюжета о развитии MMA в Казахстане.

Про Елжана Биртанова и Бората ничего не сказали.

*Как выяснилось, оба телеканала сделали некие предположения, поскольку глава МВД в своём выступлении не озвучил, что же в опросе на самом деле сказали оставшиеся 11 %. На КТК предположили, что «не доверяют». На «Хабаре» — что, «по видимому, не доверяющих не нашлось», ведь, как справедливо заметила автор материала, «…эта часть могла затрудниться с ответом, ответить «не знаю», да что угодно». Внести ясность в этот вопрос в итоге могут только в МВД РК, а журналисты — сделать вывод, что иногда предполагать не стоит.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь