ШОС, дружба народов и чемоданные настроения казахстанцев. Мониторинг итоговых ТВ-программ 9-15 ноября

0
88

Главные события на этой неделе в Казахстане были сугубо протокольными: заседание глав стран-участниц ШОС и Ассамблеи народа Казахстана. Ну и вообще всякие встречи Нурсултана Назарбаева. Но если на КТК оттолкнулись от этого инфоповода и сделали, например, сюжет про «чемоданные настроения» казахстанцев, то «Хабар» и QAZAQSTAN, не мудрствуя лукаво, стандартно создали протокольные материалы, даже не попытавшись их как-то оживить.

Эксклюзивы на этой неделе тоже были: «Большие новости» рассказали про дефицит охранников в республике, «7 кун» показал один сюжет с живыми людьми, про долевое строительство и ипотеку, «Аналитика» попыталась сделать бодрый материал про утреннюю зарядку на предприятиях, а Apta подняла тему защиты прав детей, но с какой-то странной историей.

«Большие новости», КТК

В Алматы прошла спецоперация — накрыли подпольный оружейный цех. С этого начинается выпуск. На оперативном видео почему-то геотитр «Нур-Султан».

Следом — блок про выдвижение кандидатов на выборы в парламент. Партии начали менять свои названия. Так, КНПК решила, что она больше не коммунистическая. Председатель партии Айкын Конуров на съезде партии рассказал, что это якобы позволит расширить электорат. Партия «Бірлік» теперь «Адал». Nur Otan уже определился со списками кандидатов. «Ак Жол» объявила бойкот законопроекту «О техрегулировании». Это не помешало его принятию в первом чтении, и не совсем понятно, как эта информация относится к выборам.

В Алматы прошёл митинг обманутых вкладчиков финансовых пирамид (ломбардов). Акция прошла спокойно, просили наказать звёзд и блогеров, поддержавших пирамиду. Не хватило информации: что сейчас происходит с расследованием этого дела? Будут ли возвращать деньги пострадавшим хотя бы частично?

От финансовых пирамид — снова к парламенту: здесь обсудили пенсионную реформу и вопрос частичного снятия пенсионных накоплений. При единовременном изъятии накоплений казахстанцам придётся платить подоходный налог — 10 %, и сенаторы предложили разделить эту сумму на 16 лет, платить нужно будет после выхода на пенсию. А чтобы казахстанцы успели выплатить «пенсионный кредит», предложили снизить пенсионный возраст с 63 лет до 60.

Сюжет на эту тему начинается с истории жительницы Алматы, которая по закону уже может снять часть накоплений. Она заплатить налог с этой суммы не против. После того, как в сюжете повторили то же, что и в подводке, только с комментариями властей, в кадре появились экономисты, которые раскритиковали реформу. Зато идея снизить пенсионный возраст поддержки у них не нашла — население стремительно стареет, система может не справиться. В отдельную линию вывели тему того, как живётся нашим пожилым людям. Рассказывают истории пенсионеров, казахстанских и зарубежных, сравнивают пенсии в европейских странах и Казахстане. Очень много разных сюжетных линий в одном материале, немного сбивает с толку.

На этой неделе Нурсултан Назарбаев сообщил, что переживает за «чемоданные настроения» казахстанцев. КТК не смог пройти мимо и проанализировал ситуацию. В принципе, здесь всё то, о чём все уже знают: уезжают много, уезжают специалисты. В сюжете пытались разобрать причины миграции и способы её остановить. Есть и истории казахстанцев, переехавших в другие страны, и мнение Назарбаева по этому вопросу, и статистика с комментариями политологов. Показали итальянца, который переехал в Алматы и решил здесь остаться. Истории хорошие, а новизны в теме нет совсем.

Следующий блок программы начинается с коронавирусной сводки, количество заболевших продолжает расти.

Депутаты и МВД разрабатывают новые требования к охранникам. Сейчас они себя ощущают чуть ли не главными людьми на объекте — этот тезис подтверждают видеонарезкой из скандальных историй с участием охраны. При этом охранников в республике остро не хватает. В сюжете на эту тему есть интересные истории, а также
признаки рекламы без соответствующих пометок.

«7 кун», «Хабар»

«Привычного анонса с перечислением основных тем выпуска сегодня не будет», — так начинает ведущий Александр Трухачёв программу. Зрители затаили дыхание: что случилось? А, нет, ничего: «Вместо этого мы дадим слово первому президенту Казахстана, который на неделе буквально в трёх предложениях очень ёмко сказал, что происходит прямо сейчас в стране и в мире», — объяснили нам. Спойлер: ничего революционного президент не сказал. Он произнёс привычные нам всем уже давно слова с расплывчатыми формулировками о «давлении на экономику» и ещё что-то про «реформы» и «новые экономические модели». На анонс целого «7 куна» не тянет, простите.

Далее пошла тоже привычная для «Хабара» риторика, но пока не про экономику, а про то, как у нас в Казахстане всё хорошо с межнациональным согласием. Можно было подумать, что это подводка к сюжету о Нагорном Карабахе, но нет — к материалу об очередном заседании Ассамблеи народа Казахстана. Это, с точки зрения «7 кун», — главная тема недели. Стоит ли смотреть этот материал? Он написан пафосным канцеляритом, состоит из речевых и визуальных клише и штампов, а также в основном из высказываний Нурсултана Назарбаева, и всё это на 11 минут; если вы видели один такой сюжет на «Хабаре», вы видели их все. Так что решайте сами.

От сюжета в стиле «у нас всё хорошо» — к коронакризисному сюжету о том, что в этом плане происходит в Казахстане и мире. В подводке акцент был сделан на то, что рушатся экономики самых благополучных стран на планете, с этого же начали и материал. Автор даже вспомнила Великую депрессию («дэпрессию», как она это произнесла). Общий посыл материала: в мире всё плохо, все умирают, экономика «идёт вниз», а казахстанские врачи при этом «рапортуют о своей готовности ко второй волне». «На траекторию роста удастся выйти лишь небольшому числу государств, говорят эксперты», — резюмирует автор. Кто эти эксперты, и войдёт ли в это «небольшое число» Казахстан, осталось загадкой.

Оказалось, что отечественной экономике посвящён следующий сюжет. «Бизнес не на словах, а на деле должен получить государственную поддержку», — сразу заявляет ведущий, и у нас вопрос: а до этого он, значит, только на словах поддержку получал? «Доходы национальных компаний должны использоваться максимально эффективно и работать на повышение благосостояния граждан», — продолжает Александр Трухачёв, и снова вопрос: а что, до этого было не так? Оказалось, за всё это отвечает Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», и чтобы он «ещё эффективнее» работал, надо его… правильно, реформировать. Сюжет на эту тему сразу начинается с картинки очередного заседания Нурсултана Назарбаева. Опять ссылки на неких экспертов. «Есть риск, что и казахстанская экономика будет находиться под большим давлением», — говорит нам автор материала. То есть в мире всё рушится, а с казахстанской экономикой лишь «есть риск»? Смотрим дальше. Может, в сюжете будут субъекты этой самой экономики? Бизнесмены, люди, работающие у них? Но нет. Это снова канцелярит и синхроны исключительно Нурсултана Назарбаева и его чиновников. Если перевести этот сюжет с чиновничьего на человеческий, получится примерно следующее: всё не так уж плохо уже сейчас, а благодаря мудрому руководству страной и фондом «Самрук-Казына» всё будет очень хорошо завтра.

Но вот беда: отечественное мясное животноводство едва не потеряло всё своё элитное поголовье! С такого тревожного сообщения начинается подводка к следующему материалу программы. Падёж? Нет, оно едва не ушло по бросовой цене (живой скот по цене сырого мяса) за границу. В сюжете выясняется, что не «едва не ушло» — в принципе, всё это время уходило (к «братьям-узбекам»). Это можно было бы объяснить толково через историю какого-то фермера, который бы сказал: да, я продавал, потому что у нас всё плохо с перерабатывающей промышленностью. Но вся информация опять передана каким-то чиновничьим наречием, опять ссылки на неких непонятных экспертов. В итоге картина такая: экспорт живого скота запретили, разрабатываются некие меры по поддержке, но только практикующий фермер мог бы объяснить: проблема появилась не вчера, решать её почему-то начали вчера (почему?), а если в стране не развита перерабатывающая промышленность, запретом на экспорт её не решить. Это вопросы, на которые авторы сюжета не ответили.

У следующего сюжета инфоповода не было, начался он с ветхих домов в Актобе (жителей которых будут селить в новые дома за счёт государственно-частного партнёрства), затем перешли на проблемных дольщиков столицы и далее к перспективе выдавать ипотеку на строящееся жильё. Но в материале есть синхроны людей, у которых проблемы. Не чиновников, живых людей. Поэтому будем считать, что это просто такой неплохой сюжет про проблемы населения Казахстана с жильём.

Почти уже в конце — не традиционный «бантик», а про то, как в очередной раз (но теперь уже онлайн) заседала Шанхайская организация сотрудничества. Обычный протокольный, интересный лишь для чиновников сюжет.

Ну и на закуску — материал о том, как бодро в Казахстане развивается цифровизация услуг. И вроде бы даже в сюжете была одна потребительница этих самых услуг, которая сказала что-то про то, что «не выходя из дома оформила», но текст был явно заученным, а истории, что она оформила и зачем, сильно не хватило. Тот случай, когда героя в сюжет вставляют чисто формально. О проблемах (а не озвучиваемых бодрой начиткой достижениях) цифровизации не было сказано ни слова.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Постоянная ведущая программы Альмира Кульмухамедова по-прежнему отсутствует, вместо неё в студии — вновь шеф-редактор Олег Журкевич.

Первый сюжет программы носит говорящее название «Напряжение нарастает» — о том, как обстоят дела с коронавирусом у нас и в мире. Из интересного: в Актюбинской области нарушителей карантинных мер ищут с помощью квадрокоптера — «птичку запускают по пятницам, субботам и воскресеньям»; ивент-агентства научились делать онлайн-тои «под ключ»; в мире очередной всплеск заболеваемости — последствия Хэллоуина; в Казахстане заболеваемость тоже неуклонно растёт; эффективность российской вакцины — 92 %, и главы двух стран уже договариваются о возможности её производства в Казахстане; хранить вакцину трудно, нужны дорогие специальные холодильники; застрахованные по системе ОМС казахстанцы могут бесплатно пройти реабилитацию после того, как переболели. А для всех и каждого корреспондент Светлана Пенькова показала простой комплекс упражнений, который поможет организму восстановиться после болезни, психолог дал рекомендации, как бороться со стрессом (из серии «пожуйте жевательную резинку, попейте воды, погладьте домашнее животное»). Как видите, собрали в кучу всё подряд, но смотреть было интересно.

Следующий материал — восемь минут про конфликт в Нагорном Карабахе и его последствия. Авторы попытались соблюсти баланс и максимально отстранённо и сбалансированно подали точки зрения представителей конфликтующих сторон — как глав государств, так и простых людей. В закадровом тексте излагали факты, оценки происходящего — только в комментариях спикеров. В кадре много жителей разных городов, в титрах почти ни один город не склоняют, так и продолжают писать: «Жительница города Ереван», хотя надо — «Еревана».

Далее вернулись к теме коронавируса: репортаж из Павлодара, который сейчас находится в красной зоне по степени опасности и живёт в режиме «локального локдауна». Сюжет получился вполне стандартным: весной такое все снимали про Алматы, например.

Небольшой, но душевный сюжет про развитие конного туризма в Казахстане. Смотришь на людей, которые в тумане на привале пьют чай из самовара, и тоже хочется. Плюс эффектный стендап корреспондента, гарцующего верхом.

«Разнарядка», пришедшая недавно из Минздрава по поводу физзарядки на предприятиях (не обязательной, но рекомендованной), дала «Аналитике» повод снять сюжет про производственную гимнастику. Он начинается с архивных кадров — как это происходило с утра в учреждениях, заводах и фабриках СССР. Также из материала мы узнаём, что многие чиновники взяли под козырёк и теперь разминаются каждое утро. А в одном салоне красоты, например, и без рекомендации Минздрава уже давно делают зарядку всем коллективом. Недовольных нет. Также авторы использовали в сюжете все «приёмы», которых и ожидаешь: кадры из фильма «Джентльмены удачи» и песню Владимира Высоцкого «Утренняя гимнастика».

Apta, QAZAQSTAN

Программа началась со статистики по COVID-19 и коронавирусной пневмонии.

Первый сюжет — про заседание Совета глав государств-членов ШОС. Обычный протокольный материал. Не менее обычный и протокольный — про заседание Ассамблеи народа Казахстана с участием первого президента РК Нурсултана Назарбаева, материал и состоит из слов Назарбаева. Своего рода продолжение темы — завершился конфликт в Нагоном Карабахе. Сюжет на эту тему называется «Армения vs. Азербайджан 1:1». Много информации, есть комментарии политологов.

Как живётся в аулах на севере Казахстана, на границе? Плохо. Журналисты рассказали, что люди уезжают из таких населённых пунктов, потому что там нет инфраструктуры. Яркая картинка, которая наглядно демонстрирует, что в сёлах проблемы с дорогами, связью; комментируют местные жители и представители акимата.

Из-за нехватки денег не внедряются инновационные технологии в агросектор страны, в агронаучную сферу. Сюжет, снятый в Алматинской области, показывает жизнь чабанов, которые занимаются овцеводством, и их личный опыт внедрения инновационных технологий.

В рабочей группе Мажилиса обсуждаются законодательные нормы для защиты прав детей. Но некоторые из них могут лишить мам и пап родительских прав из-за обычной ругани. Сюжет на эту тему начался с истории ребёнка, который потерялся (остался в кабинете информатики и заигрался). Его нашли полицейские. Далее журналисты говорят, что некий «уполномоченный орган» отправил его в психбольницу. Какой орган может без суда взять и отправить несовершеннолетнего в такое учреждение, непонятно. Но бабушка подняла шум, и внука ей вернули. История совершенно непонятная и никак толком не объясняется. Родителей у мальчика нет, его воспитывает бабушка, в семье, кроме него, ещё трое детей. Лица их в сюжете были не заблюрены, указали имя мальчика. В материале пытались дать слово всем сторонам, вот только авторы поправок из парламента пока журналистов избегают.

Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь