Главной темой недели в итоговых выпусках новостей стала вакцинация от COVID-19. Все программы так или иначе рассказали о разработке российских учёных и том, что в Казахстане сделают бесплатные прививки врачам, педагогам и сотрудникам силовых структур.
Порадовали эксклюзивы: «Аналитика» рассказала, чем могут обернуться жёсткие розыгрыши, «Большие новости» проверяли доступность инфраструктуры для жителей с инвалидностью, «7 кун» продолжил рассказывать о проблемах предпринимателей, Apta поведала о влиянии TikTok на детей и подростков.
«Большие новости», КТК
Первый большой блок выпуска посвящён громкому делу врачей перинатального центра в Атырау, обвинённых в смерти младенца. Следствие завершилось, прошёл и суд — обвинение запросило от трёх до 20 лет для пятерых подсудимых. После подробной подводки с бэкграундом и деталями дела тема продолжается в сюжете, где ещё подробнее описывается случай, показывают кадры из зала суда, рассказывают, на чём строилось обвинение. Врачебное сообщество настаивает на декриминализации врачебных ошибок, но Уголовный кодекс пока никто не менял. Есть в сюжете и истории других рожениц из разных регионов страны, которые либо пострадали сами, либо пострадали их дети. Вывода в сюжете никакого нет, но, может быть, это как раз та ситуация, когда вывод каждый должен сделать сам.
Сводка про начало вакцинации получилась информационной: рассказали о том, что она началась, что вакцинируют российским препаратом, что казахстанский препарат проходит испытания, а первыми бесплатные уколы получат врачи, учителя и представители силовых структур. Вот только вопросы после заметки тоже остаются: почему озвучивается цена сразу за две дозы? Одной недостаточно? Согласны ли врачи и учителя вакцинироваться? Команда КТК и сама знает, насколько это болезненные вопросы, но почему-то даже попытки на них ответить в этот раз не было.
От вопросов здоровья к вопросам жилья — государство в период карантина освободило некоторые предприятия от уплаты социальных налогов, и теперь сотрудники этих предприятий не могут оформить ипотеку, потому что банковские системы считывают их как неплатежеспособных. Тем временем, государство разработало новую жилищную программу, и этому посвящён второй сюжет выпуска. В нём рассказывают истории казахстанцев с низкими доходами и подробно, с экспертами, — о лестнице доступного жилья, той самой программе, согласно которой чем выше доход, тем выше процентная ставка по ипотеке. Попытка покритиковать идеальную программу — на очередь за жильём сможет встать любой казахстанец без жилья — есть, но слабая: корреспондент просто перечисляет возможные опасения без какого-либо анализа или экспертов.
Проблемы казахстанцев с инвалидностью стали следующей темой в «Больших новостях». Недостаток реабилитационных центров, отсутствие вакансий и доступной инфраструктуры — все эти тезисы из подводки разбирались в сюжете на основе историй людей с инвалидностью. Корреспонденты вместе с одной из героинь выпуска Ажар Аязбаевой проводят эксперимент — пытаются на инвалидной коляске попасть в аптеку, спуститься в подземный переход, сесть в автобус. Хороший социальный сюжет.
Финальный блок выпуска посвящён рекламе нового сериала КТК под названием «#Дурь». Ведущий Алексей Рыблов берёт четырёхминутное интервью у режиссёра и главного актёра сериала.
«7 кун», «Хабар»
«Вопросы обеспечения коллективной геополитической безопасности в условиях пандемии становятся ещё более острыми и актуальными», — считает Александр Трухачёв и начинает выпуск с заседания совета ОДКБ. О чём говорили представители стран-участниц, рассказывают в сюжете. Токаев назвал мирное соглашение по конфликту в Нагорном Карабахе, выработанное при посредничестве России, историческим. Так же считает и премьер-министр Армении. Беларусь переживает за военное присутствие НАТО в Польше. При этом все страны-участницы переживают за борьбу с коронавирусом. В общем, все семь минут сюжета строятся на цитатах из заседания ОДКБ, на которых представители стран-участниц озвучивают болевые точки, просят помощи, предлагают решения, благодарят друг друга за содействие в кризисах.
Следующий 10-минутный сюжет выпуска посвящён Дню Первого Президента. Политические деятели из Казахстана и мира собрались, чтобы поздравить Елбасы. Сюжет строится на воспоминаниях собравшихся, поздравлениях коллег, архивных кадрах работы Назарбаева и трогательного (а как иначе) закадрового текста корреспондента. Присутствовал ли сам бывший президент на встрече имени себя самого, непонятно. Для тех, кому не хватило, презентовали двухминутную добивку: письменные поздравления от иностранных политиков, оформленные в цитаты.
Токаев принял участие в онлайн-конференции, посвящённой развитию искусственного интеллекта. Сюжет на эту тему начинается интересно — с текста, созданного роботом. На этом интересности заканчиваются, и корреспондент фокусируется на цифровизации Казахстана — 80 % госуслуг уже онлайн, готовится большая цифровая платформа, перенимается опыт других стран. Казалось бы, сколько интересного можно было по-разному рассказать о конференции, но нет — синхроны Токаева с врезками корреспондента. Неудивительно, что самый запоминающийся момент из сюжета про Токаева и технологии принадлежит… Путину: робот Афина спросила у лидеров, может ли искусственный интеллект стать президентом.
Далее в выпуске появляется подробный сюжет о пандемии. Количество заражённых в мире превысило 66 миллионов. Ничего сенсационного: в некоторых странах продолжается карантин, где-то начинают первую вакцинацию. Судя по тому, насколько подробно остановились на вакцинации в Казахстане, можно предположить, что задача была рассказать о защитном уколе в стране: российские прививки поставят казахстанцам, находящимся в зоне повышенного риска, местная вакцина появится не раньше марта.
Зато тема следующего сюжета — проблема бизнеса в пандемию — хоть и повторяется, но всё равно не теряет актуальности. На этот раз рассказали про штрафы для предпринимателей за несоблюдение защитных мер: отсутствие санитайзера, нарушение режима, снятые маски. Эксперты говорят, что представители полиции не имеют права выписывать такие штрафы, и в рейдах обязательно должны присутствовать санэпидемиологи. Другая проблема, связанная со штрафами, — вопрос коррупции. Представитель НПП «Атамекен» рассказывает, что поступают жалобы от бизнесменов, у которых якобы вымогают взятки. Дали слово и самим предпринимателям, которые ежедневно теряют деньги. Хороший, критичный сюжет, с экспертами и предпринимателями.
Наблюдателям на предстоящих выборах в парламент посвящён отдельный сюжет. В нём эксперты рассказывают о важности работы международных наблюдателей — без них выборы не признают легитимными. Не менее важны местные наблюдатели — граждане страны должны быть убеждены в том, что выборы прошли честно. Рассказали и о том, как стать наблюдателем — обратиться в политическую партию и заявить о своём желании. Это тот тип сюжета, после которого вопросов остаётся больше, чем ответов. Что должны делать наблюдатели? До какого момента человек может зарегистрироваться в наблюдатели? Кто следит за нарушениями самих наблюдателей? Могут ли отказать человеку в желании стать наблюдателем? Это так, навскидку.
В финале выпуска — традиционная рубрика о работе государственных программ, которые должны улучшать ситуацию в стране. «Сегодня мы поговорим о льготном кредитовании бизнеса, который в условиях пандемии и снижения стоимости углеводородного сырья на мировых рынках особо нуждается в средствах». Казалось бы, задача корреспондента — просто и понятно объяснить условия работы той или иной программы. Но нет. Зато финансовый директор нефтесервисной компании рассказал, как им пришлось приостановить проекты, потерять в прибыли, и государство им помогло. Что делать другим предпринимателям, куда бежать, к кому обращаться, какие документы предоставлять — все эти вопросы оказались лишними в сюжете, разъясняющем программу.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Итоговую программу продолжает вести Олег Журкевич, шеф-редактор. Постоянная ведущая Альмира Кульмухамедова по-прежнему имеет «уважительную причину» для отсутствия.
Выпуск начался с развёрнутого сюжета о коронавирусе — поводом стала поспешная регистрация в Великобритании вакцины против COVID-19. «Очень тяжёлая» ситуация в развитых странах мира противопоставляется оптимизму России и Казахстана. Автор сюжета сообщает, что в первой уже якобы началась массовая вакцинация, хотя в действительности оснований для таких заявлений нет. Тот же закадровый голос проинформировал, что с 22 декабря выпуском российской вакцины займутся уже и казахстанские заводы. Как эта информация согласуется с тем, что новый профильный завод про производству вакцин заработает в Жамбылской области лишь к концу года, так и осталось непонятным. Автор предпочла не озвучивать и темпы прироста заболеваемости в Казахстане — вместо этого аудитория узнала о тревожной статистике Германии, Греции, Италии и мира в целом.
Следом канал порадовал зрителей сюжетом об опостылевшем дистанционном образовании. Из примечательного в нём — комментарий вице-министра образования, комментарий директора одного из департаментов Министерства цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, а также «зарисовка о том, как порой школьники занимаются на удалёнке». В главных ролях — корреспондент канала Эльмира Ишмухаметова. Девушка продемонстрировала, как школьники без зазрения совести просыпают уроки, намеренно выключают веб-камеру, разговаривают с друзьями по телефону или «с усердием проходят очередной уровень какой-нибудь новой игры» прямо во время занятий. В результате Казахстан (да и мир в целом) столкнулся с большими потерями в качестве образования.
«Мы решили сравнить показатели успеваемости учеников за первую четверть прошлого и нынешнего учебных годов, обратились в управления образования столицы и Павлодара. Судя по оценкам, качество знаний в 2020-м оказалось выше, чем в 2019-м», — автор сюжета предприняла попытку фактчекинга. Объяснить противоречивые результаты попросили вице-министра: тот сослался на поблажки от учителей.
Середина выпуска отметилась подробным сюжетом о фактически неудавшейся реформе ЖКХ. С начала года казахстанцы, напомнили на канале, имеют право создавать объединения собственников имущества и отказываться от услуг непрозрачных КСК. Правом воспользовались очень немногие — в доказательство инфографика, из которой видно, что в трёх областях на сегодняшний день так и не создано ни одного ОСИ. Более того, большая часть созданных объединений не смогла приступить к работе: например, в Алматы из 126 ОСИ это удалось сделать лишь порядка 10 %. Красной нитью в сюжете — идея о том, что действующее законодательство позволяет КСК сколь угодно долго не передавать полномочия по управлению домом его собственникам. За разъяснениями съёмочная группа канала отправилась в городской акимат, где замруководителя управления жилищной политики успокоил разволновавшихся граждан: «Сейчас прорабатывается вопрос касательно того, чтобы исключить данный документ, и вместо этого предоставлять только свидетельство о государственной регистрации собственникам имущества».
Заключительные сюжеты выпуска были посвящены молодому гению резидентов и выпускников Назарбаев Университета, а также индустрии жестоких розыгрышей, которые в некоторых случаях могут обернуться реальным приводом в полицию.
Apta, QAZAQSTAN
На этой неделе выпуск начался с коронавирусной сводки. Рассказали о рейдах и старте вакцинации.
Тем временем, президент Казахстана принял участие в заседании ОДКБ, чему и посвятили первый сюжет. В последнее время выпуски Apta всё больше напоминают формат «Хабара» — весь материал построен на синхронах Токаева.
Следом тема предстоящих выборов, по публикациям политологов из социальных сетей рассказали о постановлении ЦИК РК на ограничения для независимых наблюдателей. Все представленные эксперты одобрили документ, были ли те, кто остался решением недоволен, — неизвестно.
Аварийные и ветхие дома в регионах страны стали поводом для следующего сюжета. История аварийного дома в Атырау, безусловно, поражает абсурдностью: по документам его снесли в 2014 году, но на деле он все ещё стоит, и в нём живут люди. Жильцы активно комментируют ситуацию, но ответа на вопрос как так получилось, в сюжете не находится. То ли корреспонденты забыли поговорить с чиновниками, то ли им не ответили — непонятно. Зато рассказали, сколько всего домов находится в аварийном состоянии, и скольким семьям удалось переехать. Немножко меньше жутких кадров и заблюренные лица детей, живущих в ветхих домах, позволили бы назвать сюжет хорошим, но, к сожалению, пока есть к чему стремиться.
Питер Гриффитс, генеральный директор АО «Авиационная администрация Казахстана», побывал на этой неделе в студии программы Apta. Там он рассказал о введении в эксплуатацию аэропорта Туркестана, итогах расследования катастрофы самолета BekAir и об общей оценке авиационной сферы в стране.
Сюжет о защите государственной границы Казахстана начался с кадров работы погранзаставы в Кордае. Исторические врезки о том, как Нурсултан Назарбаев утвердил границы страны после развала СССР, добавили в материал патриотизма.
В Казахстане увеличивается число детей с аутизмом, и поэтому специалисты Назарбаев Университета провели исследование, как выявить аутизм на ранней стадии. Начали с истории матери, у которой у всех троих детей диагностирован аутизм. Лица тщательно заблюрены — и это определённо плюс. Кстати, не единственный: дальше родители, врачи-психиатры и учёные подробно рассказывали о часто встречающихся симптомах, почему так сложно диагностировать аутизм, как ситуация осложняется в регионах, и почему врачам нужно повышать квалификацию. Хороший разъяснительный сюжет.
Вред TikTok для детей и подростков стал поводом для заключительного сюжета программы. Говорили о запретах на использование соцсети в странах и популярных трендах платформы. Популярные дети-тиктокеры из Казахстана давали интервью, рассказывали, как и почему этим занимаются. А с одной из героинь сюжета корреспондент и вовсе снял видеоролик. Получилось интересно.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.