Две главные темы этой недели: с 1 февраля в Казахстане начнётся вакцинация от COVID-19, а на днях жителям страны официально разрешили снимать часть пенсионных накоплений, чтобы приобрести жильё, погасить ипотеку и т. п. (при условии, что пенсионных накоплений достаточно, а достаточно их у очень небольшого количества людей).
Хорошими получились эксклюзивные сюжеты: «Большие новости» задорно рассказали про казахстанских тиктокеров, «Аналитика» в плане «лёгких» материалов на этой неделе вообще была в ударе — тут и про знаменитых казахстанцев, и про моржа с бешбармаком, — Apta рассказала про побочные эффекты ковида, а «Хабар» в принципе прилично рассказал про пользу и проблемы экономической интеграции стран ЕАЭС.
«Большие новости», КТК
После затянувшихся на месяц новогодних каникул программа снова в эфире.
«В жуткой истории о младенце в холодильнике наконец поставили точку», — начинает выпуск Алексей Рыблов. Врача, руководителя перинатального центра, который отправил ребёнка умирать в морге, чтобы не переделывать документы, осудили на 18 лет, в ответ тот устроил скандал в зале суда. В сюжете корреспондент подробно излагает обстоятельства дела и даёт слово адвокату главврача, который добавил интриги и заявил, что тело ребёнка подменили. Кто — и, главное, зачем — это сделал, он не пояснил. В целом материал динамичный и информационно насыщенный.
Следующая тема выпуска — казахстанцы теперь могут претендовать на часть своих пенсионных накоплений. Сюжет делать не стали, зато озвучили интересные цифры: всего 761 тысяча казахстанцев имеет право на досрочное снятие, треть из них проживает в Алматы.
В обществе снова обсуждают законопроект «О противодействии семейно-бытовому насилию». Многодетные матери посчитали, что он противоречит казахским традициям и вообще нарушает права семьи. Оказалось, это протест против тех самых пунктов, благодаря которым забрать ребёнка из предположительно неблагополучной семьи можно будет без суда, недавно сюжет об этом делала «Аналитика». На протяжении нескольких минут нам рассказывают про опасения матерей: мол, насилием могут посчитать даже традиционное обрезание или шлепок по попе, а ещё, якобы, согласно законопроекту, у каждого ребёнка должна быть своя комната. Далее ведущий и правозащитники говорят, что всё не так (но как на самом деле, толком не объясняют, только общими фразами), а президент вообще написал в Twitter, что мнение народа надо учитывать и документ доработать, так что депутаты его уже отозвали. Значит, в документе всё-таки что-то не так? Но что? Загадка. «Вот только не получится ли так, что сила в итоге победит над разумом?» — туманно и не вполне правильно грамматически завершает блок ведущий.
После небольшого блока про новости коронавируса перешли к теме важной и животрепещущей: с февраля в Казахстане начнётся вакцинация от COVID-19 (хотя новости коронавируса скучнее, они всё равно стоят раньше по вёрстке). Безопасно ли это? Разбирались авторы следующего сюжета. Отличный и очень внятный материал, дающий ответы на все основные вопросы — кого будут прививать в первую очередь, будет ли прививка делом добровольным, насколько она эффективна, есть ли побочные эффекты и доказанные случаи смертей от вакцины. Плюс пара совершенно чудесных спикеров.
Далее коротко рассказали про субботние митинги в России в поддержку Алексея Навального, в том числе сообщили, что в Москве в акциях протеста приняли участие примерно 40 тысяч человек. Но никаких ссылок на источники этой информации не было.
Заключительный сюжет препарирует секреты популярности казахстанских тиктокеров. Креативная подводка Алексея Рыблова, бойкий и крайне любопытный материал Ирины Криштоп. В Казахстане, оказывается, тоже есть TikTok-дома! Впрочем, наверняка для целевой аудитории молодёжного приложения это не новость.
«7 кун», «Хабар»
Программа начинается с сюжета об экономической интеграции Казахстана с другими странами: интеграция — это хорошо, говорят нам. В подводке ведущий Александр Трухачёв первым делом рассказывает, как опасен обратный процесс — дезинтеграция, приводя в пример брексит, который «вернул на границы бюрократию и бумажную волокиту» и спровоцировал транспортный коллапс. Но первый сюжет у «7 кун» почти всегда про президента — первого или второго, — и этот материал не исключение: он посвящён, в том числе, предложениям, с которыми Касым-Жомарт Токаев обратился к коллегам по ЕАЭС. Часто авторы таких сюжетов умалчивают о проблемах и рассказывают только о том, как всё прекрасно. Однако этот материал начался именно с проблемы: Россия нашла в выращенных в Актобе помидорах инфекцию и запретила их продажу на своей территории. Но вроде местная экспертиза эту заразу в наших томатах не выявила. Такие вопросы должен решать Высший евразийский экономический совет. К теме автор подошла ответственно, комментирует в сюжете не только Токаев, но и эксперты-экономисты и политологи (не только Казахстана), и производители пресловутых помидоров, которые в том числе рассказывают и о трудностях. Материал украсило бы, если бы он был написан более простым и доступным языком, лишённым оборотов вроде «решительных действий в русле экономической интеграции внутри союза» и «глобальный вектор перспектив экономической пятёрки».
Далее очень по-хабаровски нам проанонсировали сюжет на тему, которая волнует всех, — начало вакцинации от коронавируса в Казахстане, но сначала — «к другим подробностям встречи президента с главой правительства», которая, честно говоря, не в такой степени заставляет живо трепетать, как и рабочие встречи Назарбаева. Текст о том, как провели эту неделю оба президента (а также обзор «Твиттера» Токаева), длится несколько долгих минут и написан таким зубодробительным канцеляритом, что даже подготовленный человек едва ли поймёт, что конкретно герои этого текста обсуждали. Максимум — с кем они это делали.
Далее блок о том, как эксперты «продолжают обсуждать» новый пакет реформ от президента, закадровая речь ведущего при этом яснее и бесканцеляритней не стала.
Ещё пять минут были посвящены работе «нового кабмина» (состав, которого, впрочем, мало изменился). Именно в этом материале рассказали о начале и порядке вакцинации в нашей стране. Но ответов на важные вопросы вроде «будет ли вакцинация добровольной?» или «зарегистрированы ли смертельные случаи после вакцинации, какие побочные эффекты у вакцины?» сюжет не содержал. Авторам показалось, что людям важнее узнать статистику по заболеваемости и количество установленных КПП.
Из следующего сюжета про то, будут ли в аптеках лекарства, которые применяются при лечении симптомов КВИ, мы узнаём, что есть некий перечень препаратов, официально утверждённый, на которые снижена предельная стоимость. 11 минут (вполне можно было уложить и в три) журналист Анна Абрамова рассказывала нам азбучные истины, которые в таких сюжетах повторяются постоянно: государство требует снизить цены на лекарства, аптекари жалуются, что тогда будут работать себе в убыток, государство заверяет, что у него есть стабилизационные фонды, и если что они «будут осуществлять поставки лекарств» (куда?). Но нет ответа на вопрос, какие именно препараты входят в этот пресловутый список (нам назвали лишь несколько, а где узнать про остальные?), и как простой человек может проверить, отпускается ли это лекарство в конкретной аптеке по разрешённой цене.
Завершается «7 кун» разъяснительным сюжетом про то, как работает программа по досрочному изъятию пенсионных накоплений. Сюжет именно разъяснительный, никаких героев в нём нет, хотя они бы украсили материал и облегчили бы понимание информации, которая в нём содержится.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Программа началась с сообщения, что куриные окорочка в Казахстане подешевели, а вот говядина, наоборот, подорожала, и повторного приглашения самого молодого депутата Мажилиса, 25-летнего Мади Ахметова, на интервью. Вот уже вторую неделю юный избранник народа избегает встречи с журналистами «Первого канала Евразия» — дескать, устал от общения с прессой. Вот и стал героем заметки, в которой препарировалось его высказывание, что он идёт в парламент не за бизнес-проектами, и его не продвигали ни агашка, ни кокешка. Откуда у молодого депутата мысли, что в Мажилис идут за бизнес-проектами по чьей-то протекции? — спрашивают (и не сказать, чтобы зря) авторы «Аналитики». Не очень, правда, понятно, почему они так упорно добиваются внимания молодого политика, а ещё — почему этот довольно личный, скажем так, выпад стоит в самом начале программы, когда так много более важных вещей произошло на неделе.
Также не очень понятна и логика вёрстки следующего сюжета: Ольга Витукевич без какого-либо информационного повода взялась расследовать работу микрофинансовых организаций. По ходу материала выяснилось, что, оказывается, появились новые правила работы МФО. В сюжете показали героев, экспертов и даже представителей ломбарда.
О возможности снятия пенсионных денег рассказали коротко, закадровым текстом, просто информация.
Выпуск продолжает обзор погоды в мире и в Казахстане, там же — прогноз для нашей страны на февраль. Один из героев сюжета — морж и блогер Владимир Пекарский, который регулярно купается в проруби и в ней же что-нибудь ест: мороженое или бешбармак, например.
О смене президентов в США и подробностях инаугурации Джо Байдена рассказывает автор следующего сюжета. Он запомнился забавным стендапом Эльмиры Ишмухаметовой, который она произносит будто бы стоя (благодаря монтажу) за президентской инаугурационной трибуной. Материал хорош во всех смыслах, кроме, пожалуй, неправильного использования слово «сулило» (во фразе «которому два раза сулило отстранение от должности»): посулить может кто-то кому-то что-то, в смысле пообещать либо предсказать; здесь же правильно было бы использовать «грозило».
На инаугурации Байдена пел Димаш Кудайберген, и этот факт стал поводом для создания следующего сюжета — о казахстанцах, ставших известными за рубежом. И снова информационно насыщенный сюжет, хорошо написанный, с любовью и гордостью снятый, полный любопытных подробностей, но его омрачили мелкие огрехи, вроде титра «Медиа канал». Коллеги, «медиа» пишется слитно со всеми словами (исключение — когда это вторая часть слова: масс-медиа). Нам кажется, редакторы республиканского канала такие вещи должны знать.
Материал про коронавирусные новости начинается с кучи скучных цифр, а всё интересное — позже: про вакцинацию. Там, впрочем, опять куча цифр. Такое ощущение, что автор решил, будто бы этим сделает свой материал более убедительным. Но нет. К тому же информация о вакцинации не была полной: да, в сюжете был косвенный призыв вакцинироваться, но ни слова о возможных (или наоборот) побочных эффектах и так далее.
Завершается выпуск возобновлённой рубрикой шеф-редактора «Аналитики» Олега Журкевича «Не до шуток»: она была посвящена резкой, злой и местами забавной критике прилетающих в Казахстан пассажиров без ПЦР-теста.
Apta, QAZAQSTAN
Apta началась, как это часто бывает, со статистики по коронавирусу, после цифр (ну почему наши коллеги на всех каналах считают, что цифры так важны, даже если есть более важна тема? От цифр все давно устали) перешли уже к теме вакцинации. Помимо прочего, авторы материала искали ответ на вопрос про отечественную вакцину и насколько казахстанцы готовы ставить себе эти прививки (провели опрос на улицах). Мнения разделились. Хорошо также, что авторы программы рассказали: в Сети распространяют ложную информацию о прививках.
Снятие части денег из пенсионных накоплений — вторая тема программы. А основой сюжета стал анализ — насколько это повлияет на стоимость жилья. В сюжете есть не только информация и анализ, но и герой, которому хватает накоплений, чтобы их можно было снять. Также комментировали аналитики, риелторы, строители и чиновники. Хороший сюжет со мнениями всех сторон.
Далее — к зарубежным новостям: рассказали про митинги в поддержку Навального (единственный госканал, который об этих событиях упомянул) и инаугурацию Джо Байдена. В последнем материале особенно ценной была попытка понять, как избрание нового президента США повлияет на получение казахстанцами американских виз.
Среди тех, кто вылечился от коронавируса, есть люди, страдающие от других проблем со здоровьем — побочных эффектов после перенесённой болезни. В сюжете есть истории героев, комментарии врачей, психолога. Хорошо объяснили, что такое последствия болезни, отчего это происходит и как восстановиться.
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения Мустафы Шокая (по новому стилю). Подводка сюжета получилась длинной. А сам материал повествует о наследии знаменитого политического и общественного деятеля. Комментировали учёный из США и казахстанские учёные.
Статья Токаева «Тәуелсіздік бәрінен қымбат» стала основой для последнего сюжета. Из неё взяли отрывок про красивые места Казахстана. А сам материал посвящён Чарынскому каньону. Много прекрасных кадров, а содержание получилось справочным. Также есть информация, что у природных инспекторов зарплата 80-90 тысяч тенге, они просят её поднять, но вопрос про это не задали ни одному профильному чиновнику.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.