9 июня 2019 года в нашей стране прошли президентские выборы. А 11 июня 2021 года на YouTube-канале «Казинформа» появился фильм Асылбека Абдулова «Новый курс президента Токаева». Конечно же, приуроченный к двухлетию важного события.
Название для любого, знакомого с творчеством Абдулова, нельзя назвать неожиданным. Те же два года телевизионный деятель оказывает информационную поддержку деятельности главы государства в программе «Новый курс» на телеканале «Хабар». И в первую очередь мне было интересно понять, как изменился Абдулов за это время.
Невыносимая лёгкость
Конечно, автор фильма с названием совсем не старался; с другой стороны, оно сразу выдаёт какую-то нахальную честность, понятную, правда, лишь более-менее просвещённому зрителю. По крайней мере, заголовок не скрывает сути — перед вами пиар-продукт, прикрытый журналистской одёжкой.
Но велико ли открытие — редакционная политика государственного телеканала? Как говорится — кто девушку ужинает, тот её и танцует. В данном случае я про журналистику. Другое дело, что «Хабар» в последние годы демонстрирует интересную гибкость и будто пытается подстроиться под время и меняющиеся запросы аудитории.
Что касается танцевальных па Асылбека Абдулова — они по-прежнему размашисты (я писал об особенностях проекта вскоре после его появления в эфире). Но отличается ли Асылбек Абдулов в фильме «Новый курс президента Токаева» от самого себя в первых выпусках программы «Новый курс»? Кажется, телевизионщик теперь вдохновенно продаёт зрителю более однозначные формулировки.
https://youtu.be/1TOdTGhLxCQ
Сорокаминутный фильм представляет собой студийные комментарии ведущего, дополняемые видеохроникой. Некоторые из комментариев достойны цитирования и заслуживают отдельного разбора.
«Касым-Жомарт Токаев импонирует простым, но политически грамотным казахстанцам своей безупречной репутацией. За все годы Независимости Казахстана он не был замечен в клановых разборках и в номенклатурных группировках», — говорит в начале фильма Абдулов. Как к президенту относятся «непростые» и «политически неграмотные» соотечественники, он почему-то не уточнил. А ещё осталось загадкой, по каким критериям автор эдак вольно размежевал казахстанское общество на две (неравные, видимо) части, и насколько сложны в его картине мира градации «простоты» и «грамотности» (чуть не написал — «святости»).
Смелый в выражениях Абдулов продолжал.
«Он не замечен в лоббировании интересов родственников или кого-то ещё. Биография Касым-Жомарта Токаева не отягощена партийно-номенклатурным прошлым, да и финансово-промышленным тоже. Его биографию не портили все эти порочащие связи, столь присущие другим государственным мужам», — заносило ведущего Абдулова на поворотах, потому что он как-то очень уж лихо писал в красках биографию политического кумира. «Да что он себе позволяет?! — впору бы прикрикнуть благочестивому абдуловскому зрителю на телевизионщика, вдруг оказавшегося вольнодумцем. — Когда это в нашей стране партийно-номенклатурное, да и финансово-промышленное прошлое стало нежелательным фактом биографии?!»
А вскоре Абдулов показал занимательный фокус. С вашего позволения, приведу ещё одну длинную, но увлекательную цитату:
«Невыносимая лёгкость транзита. Главное — электоральный процесс 30-летия в Казахстане на фоне фееричных украинских выборов прошёл вызывающе тихо и несколько скучновато. Но это спокойствие было лишь внешним. Внутреннее напряжение при смене фигуры масштаба Назарбаева было сильным. А процесс поиска адекватной замены, тестирования реакций элит и выстраивания будущих властных конструкций растянулся на годы».
Асылбек Абдулов читал текст с суфлёра, а зрителю в этот момент показывали скриншот из российского «Коммерсанта». Стоило приглядеться к изображению внимательнее, чтобы понять: оказывается, ведущий слово в слово цитирует начало напечатанной там колонки — авторства Виктора Кияницы и… Асылбека Абдулова! То есть ведущий цитировал сам себя из материала, напечатанного ещё в 2019-м, вскоре после прихода к власти нового президента. Совершенно непонятный ход, учитывая, что журналист обошёлся без каких-либо разъяснений: просто прочитал кусок своего текста — дескать, при чём здесь «Коммерсант», догадывайтесь сами — ставьте на паузу и вчитывайтесь. Но фокус состоял в другом. Процитировал себя из российского издания Абдулов неточно. В оригинале был такой речевой оборот: «Внутреннего напряжения при смене фигуры масштаба Назарбаева хватило на пару Зеленских».
То есть в июне 2021-го автор неожиданно решил исключить украинского президента из единиц измерения «внутреннего напряжения» впечатлительного электората. Возможно, осознал спустя два года, что и казахстанцы, и украинцы, и россияне с зимбабвийцами априори больше «напрягаются» из-за содержания собственных, а не чужих повесток дня.
В любом случае, необходимость странного самоцитирования, да ещё и «с редакторскими правками», осталась под большим вопросом.
Один учебник на двоих
Я не буду раскладывать все фрагменты фильма по полкам: боюсь утомить читателя. Расскажу о содержании оставшейся части бегло.
Асылбек Абдулов перечислял события, произошедшие за два года президентства Касым-Жомарта Токаева. Делал он это в подтверждение своим словам о том, что одной победы на выборах мало, и чтобы «стать президентом в более широком понимании слова», нужно доказать свою эффективность — пройти «огонь, воду и медные трубы». Жаль, что политически грамотный Абдулов и здесь решил обойтись без разъяснений: про более широкое понимание слова «президент» с удовольствием бы послушал.
Также Абдулов напоминал о стычках на Тенгизе, о взрывах в Арысе, о проекте «Астана LRT», о кордайском погроме, о пандемии. Очевидно, все события показывались в контексте антикризисной деятельности президента. Также в фильме сообщалось о НСОДе, о погашении кредитов малоимущих и многодетных, о концепции «слышащего государства», о 30-процентной партийной квоте для женщин и молодёжи, о критике квазигоссектора, о внедрении прямых выборов сельских акимов. Событий за два года и правда было немало.
Но по-настоящему неожиданным оказался эпизод о талантливой казахстанской молодёжи, прославляющей страну на весь мир. Абдулов «зашёл» в тему следующим образом: он предположил, что Касым-Жомарт Токаев внимательно следит за «молодёжными трендами». Далее ведущий перечислил объекты предполагаемого внимания главы государства: Димаш Кудайберген, Айсултан Сеитов, Нурлан Сабуров, Евгений Чебатков, Скриптонит, Иманбек Зейкенов. Так кинодокументалист Абдулов, по всей видимости, решил внести свою скромную лепту в строительство образа «президента для всех». Но по факту ведущий низвёл своё повествование до персон — и это особенно иронично, — не обязанных своим успехом властям и получивших признание на чужбине, а не в своей стране. Здесь воспитанный абдуловским «Новым курсом» благочестивый зритель наверняка в очередной раз поморщился бы: а действительно ли понимает журналист, что творит, самонадеянно сдабривая имидж главы государства чужими успехами — да и, в конце концов, где глава государства, а где Скриптонит, поющий про «сучек»?!
Не знаю, по каким учебникам Асылбек Абдулов постигал науку презентации народу его президентов, но, кажется, по тем же, что и россиянин Алексей Пивоваров, о фильме которого, также посвящённого Касым-Жомарту Токаеву, я когда-то писал (о документалке «Президент 2.0» можете прочитать здесь). Совпадение ли, но в пивоваровском фильме Димаш Кудайберген и Скриптонит тоже упоминались (Токаев рассказывал о своём к ним отношении). А ещё, знакомя нас с нашим же главой государства, Пивоваров использовал приём под названием «анекдот от президента». И если в фильме «Президент 2.0» Токаев рассказывал «про писающего мужика», в фильме Абдулова появился анекдот «о жадном хозяине дома». В обоих случаях, думаю, цель была идентичной — показать «человеческое лицо» жителя политического олимпа и близость деятеля к народу.
В конце хотел бы вновь напомнить, что фильм «Новый курс президента Токаева» — это явление не журналистской природы. Но, мне кажется, что даже как пиар-акция к некой дате сделан он как-то механически: перечислить события последних двух лет в хронологическом порядке, обильно сдобрить эту смесь цитатами главы государства и добавить дифирамбов от себя — Абдулов, что называется, «не заморачивался».
Думаю, в итоге этот фильм — медвежья услуга Асылбека Абдулова своему кумиру. Потому что прямолинейная пропаганда и лобовой пиар в эпоху информационного изобилия в лучшем случае работают плохо, в худшем — с обратным эффектом. Впрочем, стоит признать — в эффективности PR-технологий я совсем не разбираюсь. Может быть, телевизионный гуру Абдулов знает какую-то непостижимую тайну.