«Президент 2.0»: халтура варяга Пивоварова

0
48

«Халтура» — так в народе называют не только недобросовестно сделанную работу, но и лёгкий дополнительный приработок. После просмотра фильма российского гостя Алексея Пивоварова о президенте Касым-Жомарте Токаеве у меня появилась мысль, что автор чересчур увлёкся заработком на стороне (конечно, если его привлекли как автора за деньги) и создал фильм весьма спорного качества. Подходящим для него оправданием после выхода в эфир документального фильма «Президента 2.0» на «31 канале» было бы что-то вроде «моя журналистика работает только для моей страны». Что, на мой взгляд, у главреда RTVI и создателя набирающего обороты YouTube-канала «Редакция» и получилось в фильме, так это исполнить роль свахи. У меня есть нарекания к фильму, и все они лежат в профессиональной плоскости. Итак, по порядку.

Зачем он был нужен

Ключевой вопрос — почему россиянин Пивоваров? Вообще-то приглашение варяга для создания документалки о нашем президенте многое значит.

Во-первых, это признание: ТАМ всегда могли лучше донести слово до зрителя. Там — это в странах, где принципы развлекательного информирования усвоили внимательнее. А на практике показали, что неплохой уровень образования и высокая конкуренция приводят к профессионализму в журналистике чаще, чем в иных условиях.

Во-вторых, высокий обещанный для аудитории статус. Красота в глазах смотрящего, а «заграница интересуется» — это в провинциальном сознании жителя мировой периферии знак качества сам по себе, даже без уточнений.

В-третьих, имя. Об имени подробнее.

Кто такой Алексей Пивоваров? Если не брать последние годы его карьеры, лежащей в области телевизионного продюсирования и редакционного менеджмента, он крепкий российский журналист. Работал с Леонидом Парфёновым в информационно-аналитической программе «Намедни». Один из известных сюжетов Пивоварова — об инаугурации Владимира Путина в 2004 году — пример блестящего аналитического репортажа, снятого на стыке исторической эпохи. В нём автор запараллелил прибытие в Кремль вновь избранного главы государства и царя Александра Третьего из «Сибирского цирюльника». Молодой тогда ещё журналист отметил: в России едины Пятиконечная звезда и Двуглавый орел, республика и абсолютизм, президент Российской Федерации и Государь Император Всероссийский.

Западническая ирония молодого журналиста о возрождении трона казалась острой и актуальной. А в целом это была очень качественная, выверенная до секунды работа.

Прошли годы. В казахстанском эфире в минувшее воскресенье оказался совсем другой Пивоваров.

Даже если не оценивать фильм только с точки зрения журналистики, я против халатности. Если тебя пригласили как заморского мага, играй роль до конца. Отчего-то Алексей Пивоваров взялся за имиджеукрепление главы Казахстана, но не захотел или не смог исполнить это так, чтобы комар носа не подточил.

Фильм представляет собой большое интервью с вмонтированными в него фотографиями и архивной видеохроникой. Также в нём есть стендапы, то есть появление ведущего в кадре с комментариями. Кардинально локация меняется лишь в заключительной части, когда зритель видит кадры визита Токаева в одну из сельских школ. Такое навешивание на длинное сквозное интервью иллюстраций и «репортажности» — один из самых энергоэкономных способов создания телефильма. Общее ощущение: Пивоваров провёл на съёмках в Нур-Султане не более одного-двух дней. Потому что, теоретически, при хорошей организации процесса он успел бы побывать на всех точках съёмки и поговорить с главой государства перед телекамерами и за день.

Но всё равно непонятно — почему в эфирном варианте фильма так много мелких недочётов, вроде засветки на лице автора во время интервью — так бывает, когда неправильно выставлен свет или неточно настроены телекамеры. Спишу на неоткалиброванность экрана моего телевизора. Но некоторым другим увиденным недочётам фильма я уделю внимание — ведь они неожиданные, так как сделаны безусловным профессионалом. И потому стоят обсуждения.

Извините, спешу

С первых минут становится понятно: Пивоваров бежит галопом по Европам. Он забрасывает собеседника вопросами про всё вообще, словно пытаясь составить политико-биографический минимум, удобный для запоминания.

Коллективизация, родня, Сталин, космос, Семипалатинский полигон, Великая степь, казахский язык, МГИМО, Лавров, Китай, социализм, Трамп, религия, демократия, автономный интернет, Скриптонит, настольный теннис.

Фильм Пивоварова — это, если вы ещё не поняли, знакомство нас с вами с президентом. С этой точки зрения автор со стороны нужен для безэмоционального посредничества. И в роли свахи он хорош, потому что поверхностно, но всё же успевает описать за эфирный час основное приданное.

Коллективизацию осуждает. Родные воевали. К Сталину отношение неоднозначное, но голод 30-х не прощает. В семье разговаривали на казахском. В МГИМО поступил без протекций. Лаврова знает со студенчества. В Китае видел, как расстреливали коррупционеров, — не осуждает. Трагедию на площади Тяньаньмэнь считает вынужденной мерой. Демократизация — процесс исторически не скорый. Скриптонита слушал, но не понял, зато слушал Димаша и, кажется, оценил по достоинству.

Из-за обилия тем, которые автор широким движением пытается зачерпнуть из личной библиотеки фактов, фильм получается несколько схематическим: Пивоваров будто перебирает рандомные картонные карточки с вопросами, а ему в ответ показывают картинки с ответами. По сути, эта беседа не столько интервью, сколько набор сигналов к демонстрации нужных данных. Причём, как я уже говорил, месседжи бьют с прицелом в разные социальные страты — от пожилых людей, заставших полёт Гагарина, до молодёжи, видевшей взлёт Скриптонита. При этом логика расстановки этих сигналов во времени не совсем очевидна — зачастую их можно менять местами, на общем впечатлении это никак не скажется. А ещё заметен конфликт формы и содержания — автору приходится напрягаться, чтобы уместить в свой хронометраж столь внушительный объём информации. Заметны смысловые стыки, которые Пивоваров либо не пытается сгладить, либо ему просто не удаётся этого сделать.

Вот, например, после ответа Токаева о Сталине мы слышим закадровый текст: «В 1953-м, как раз, когда закончилась сталинская эпоха, в Алма-Ате, в семье Кемеля Токаева и Турар Шабарбаевой появился на свет их первенец Касым-Жомарт. В те годы родились многие нынешние президенты стран СНГ. Токаев — ровесник Армена Саркисяна, президента Армении при премьере Пашиняне, на год младше Путина и Рахмона, на год старше Лукашенко. Послевоенное поколение — беби-бумеры, будущие руководители постсоветских государств. Ярчайшее событие оттепели: страна с полувоенной экономикой и невысоким уровнем жизни запускает человека в космос», — неожиданно подводит автор к теме космоса и Байконура.

Перечисление беби-бумеров в креслах глав государств и резкий заход с полётом человека в космос скрепляются суровой нитью без наркоза — «и так сойдёт». Текст, будто вырванный из парфёновской программы «Намедни» об истории минувших десятилетий. Но если у пивоваровского старшего товарища это оправданно — Леонид Геннадьевич перечисляет факты, об этом и программа, то здесь такая смысловая спайка, не подкреплённая ничем, кроме желания поскорее перейти к новой теме разговора, выглядит странно.

Небрежен, формален и последующий стендап Пивоварова, подводящий к теме ядерного полигона: «Байконур и Семипалатинск — два главных места в советском Казахстане второй половины ХХ века. С Байконура взлетали в космос. Под Семипалатинском взрывали атомные бомбы. Такие получились два бренда — победный и секретный. Ну, в целом, конечно, один и тот же военно-промышленный комплекс СССР».

Байконур и Семипалатинский полигон — два бренда и один и тот же военно-промышленный комплекс. Спорное обобщение. Можно обсуждать и употребление слова «бренд», и легкомысленную поспешность в обнаружении общего признака — мысль получается слишком размытой. Но таким образом автор кое-как выкручивается, соединяя на скорую руку две темы в условиях ограниченного времени.

А чего стоит история знакомства Касым-Жомарта Токаева с Нурсултаном Назарбаевым, который, позже став первым президентом, разыскал старого знакомого и, по свидетельству Пивоварова в стендапе, пригласил поработать «крылатой фразой». «Бери шинель, иди домой», — неожиданно врывается в стендап российского мэтра Токаев. Это такой монтаж: вот Пивоваров заканчивает речь в кадре, а спустя доли секунды уже цитируется президент, продолжая начатую ведущим реплику.

Да, в общем-то, известный на телевидении приём. Но есть такая штука, как тайминг — определение момента. На ТВ всё решают миллисекунды — слишком короткая либо слишком длинная пауза выбивают продукт из ритма. По моему мнению, Пивоварову в упоминаемом эпизоде удалось совершить дилетантскую ошибку — пауза между его репликой и продолжающей репликой героя получилась слишком короткой. Странно, но при обсуждении работы безусловного профессионала приходится скатываться в такие, чисто технические, подробности.

Я не могу себе позволить разобрать «на детали» весь фильм, но приведённые примеры считаю достаточно красноречивыми, чтобы подкрепить утверждение: в воскресенье мы увидели не того скрупулёзного Пивоварова, к которому привыкли, а лишь его бледную копию.

Разговор о галстуках и здравствуй, школа

Два эпизода фильма хочу отметить особо. Потому что они меняют настроение картины кардинально.

Каким-то чужеродным в калейдоскопе больших тем оказывается затянутое, ломающее галоп повествования обсуждение деловых костюмов и галстуков Касым-Жомарта Токаева. Во время этой передышки глава государства, между прочим, рассказывает, что носит галстуки отечественного производителя. Эпизод, на который я не обратил бы внимания, но…

Но за этим невинным диалогом следует анекдот от президента про «писающего мужика и музей». Анекдот с употреблением обсценной лексики был в этом месте словно для того, чтобы добавить красок строгому образу героя, в сознании народа существующего в вечном деловом костюме и в галстуке, повязанном по долгу службы. Так Пивоваров добавляет щепотку человечности — чтобы открыть героя фильма как простого и весёлого человека.

На мой вкус, здесь россиянин, что называется, пережал. Из анекдота выглядывают уши пивоваровского старания незамысловатым приёмом оттенить имидж госслужащего в тёмной униформе. Но избавить эпизод от какой-то обязательности и демонстративности автору не удаётся. Вообще не очень понятно, для чего Пивоваров оставил этот анекдот в окончательной версии — тем более, президент сам же перед рассказыванием делал ремарку: если что, анекдот авторы из фильма уберут. Не убрали.

Впрочем, несмотря на критику, стоит признать: задуманный эффект отчасти был достигнут вопреки всему. Мне как простому казахстанцу было интересно послушать анекдот из уст Токаева — так работает элементарное любопытство человека, который и правда знакомится с новым президентом.

Другой эпизод.

Ближе к концу фильма Алексей Пивоваров показывает нам посещение президентом одной из сельских школ. Как сказал автор — визитёр приехал без предупреждения. Президент говорит напутственные слова школьникам, те ему благодарны.

Но главный смысл Алексей Пивоваров спрятал в финальной части фильма. Вот визит в школу завершился. «Высокий гость попрощался, уехали журналисты. Школьные коридоры опустели», — говорит Пивоваров за кадром. В кадре подтверждение — пустой коридор, безлюдный класс и парты. Нет, одна девочка не уехала — вот она звонит родным. Зачем-то по громкой связи и не стесняется наведённого на неё объектива телекамеры. Рассказывает — приезжал президент, обещал построить новую школу, удачи желал.

— Молодец он вообще, — говорит ей кто-то по телефону.

— Вообще, блин, такой приятный, — отвечает старшеклассница.

Вновь показывают коридор. У подоконника школьник. Тоже рассказывает кому-то по телефону о визите высокого гостя.

— Я тебе серьёзно говорю, я лично рядом стоял, беседовал, — говорил парень, — я ему про нашу школу сказал, то, что «построите ли вы нам новую школу?», а он ответил: «Обещаю, я вам построю новую школу».

Как я уже говорил — школьники говорят по громкой связи и не стесняются камер. Вообще-то, даже если отстать от мэтра и не оценивать спорный момент с помощью журналистских критериев, одна претензия останется. Было бы неплохо хотя бы подсказать зрителю, почему школьники ведут себя именно так. Любое отклонение от жизни вызывает вопросы, а вопросов у зрителя оставаться не должно — таковы правила хорошего тона на ТВ. Надо ли уточнять, что никто ничего не объясняет? Пивоварову будто всё равно. Почему-то уверен — в школе его и не было.

Напоследок приведу интересную цитату Алексея Пивоварова из мастер-класса по журналистике, опубликованного на YouTube-канале «Академия ТВ» четыре года назад: «Всякий раз, когда вы идёте на компромисс, вы должны «отщёлкнуть» у себя в голове, что «упс, я пошёл на компромисс», и запомнить это. И не обманывать себя, что «да нет, это не компромисс, на самом деле… так это правильно — так было. Ну а если посмотреть по-другому на эту ситуацию — ну да, в общем, правда». Вот так вот делать не надо, можно так говорить. Я и сам не образец бескомпромиссности и честности и ни от кого этого не вправе ждать. Наоборот, всем нужно зарабатывать, себя кормить, семьи кормить, всем хочется продвижения карьеры. Но «отщёлкивать» для себя нужно».

Надеюсь, он «отщёлкнул».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь