В этом году к 8 Марта СМИ Узбекистана традиционно опубликовали поздравления для женщин от имени президента страны и его старшей дочери Саиды Мирзиёевой. Но медиакритик Умида Маниязова обратила внимание, что традиционному потоку хвалебных речей в адрес женщин в честь праздника в медиапространстве страны предшествовало два скандала. И оба они были связаны именно с женщинами. Что по поводу этих скандалов писали СМИ и встали ли они на защиту их участниц? Читайте в материале.
«В стране больше не осталось тем для обсуждения, только цвет моих штанов»
Активная в соцсетях старшая дочь президента Саида Мирзиёева 8 марта поделилась «пожеланием от всего сердца» и подняла вопрос о правах женщин. «Я хочу, чтобы в нашем обществе уважение к женщинам было постоянно. Чтобы женщины не были объектами насилия и притеснения, вредных стереотипов и снисходительного отношения. Я хочу, чтобы женщинам не нужно было бороться за свои права. Я хочу, чтобы женщины воспринимались как равноправные участники общества», — написала она.
В дни праздника страницы СМИ пестрели красивыми историями о подарках, материальной помощи и других способах почитания женщин, а несколькими днями ранее медиасообщество страны всколыхнула новость о лишении на месяц лицензии певицы, выступающей под псевдонимом Каниза (настоящее имя — Шахризода Ахмедова), за «безнравственные» видео в социальных сетях. Там распространилось видео, на котором Каниза поёт на свадьбе. Как отмечает узбекоязычное издание daryo.uz, пользователи раскритиковали певицу, потому что она выступала в брюках телесного цвета. Некоторые YouTube-каналы подали это так, что артистка выступала «без штанов».
О лишении певицы лицензии изданию сообщил заместитель министра культуры и туризма Узбекистана Бахадыр Ахмедов. Издание опубликовало статью под заголовком «Канизу лишили лицензии из-за безнравственных видео». При этом daryo.uz ни в заголовке, ни в тизере не оформляет оценочные слова «безнравственные» и «непристойные» в кавычки. Далее издание цитирует собственно заместителя министра культуры Бахадыра Ахмедова: «Члены совета единогласно одобрили решение об отзыве лицензии у Канизы Ахмедовой. Ей сделали серьёзное предупреждение. Если она в течение месяца «придёт в норму», то сможет повторно подать заявку на лицензию. Честно говоря, мне интересно, почему эта девушка поступила так. Зачем ей нужны такие вещи? Она здравомыслящий, интеллигентный, высокообразованный человек. Если в течение месяца она исправит ошибки, то исправит, если нет, то будут приняты более серьёзные меры. Будет хорошо, если другие артисты сделают выводы из применённых к Канизе Ахмедовой мер».
Штаны певицы Канизы также обсудили на заседании Минкульта с участием около 50 известных деятелей культуры и искусства Узбекистана, среди которых было замечено лишь 4–5 женщин. «Орут во всю глотку… До каких пор… Нужно немного держать себя в рамках… Нет никакого смысла в словах песни, а ещё умничают… Пусть лучше идут в дом Аллаха и молятся, чем фотографировать и рекламировать себя…» — звучат на высоких нотах слова всё того же Бахадыра Ахмедова. В ответ на «воспитательном» заседании ему одобрительно кивают головами присутствующие мужчины-артисты.
Кому именно адресованы слова замминистра, в видеоролике не уточняется, но понятно, что они сказаны для всех женщин-артисток Узбекистана. Так как в тот момент на видео показывают участниц заседания, большая часть которых сидит в хиджабах. «Это не цензура! Нужно думать о последствиях…» — отмечает при этом замминистра, подняв указательный палец.
В ответ на это Каниза в соцсетях выложила видеоролик с комментарием, в котором выразила удивление, почему [руководство Минкультуры и Узбекконцерта] обсуждают её одежду: «Со вчерашнего дня все обсуждают мои штаны. Я не поняла. Я не хотела реагировать на эти негативные комментарии, особенно неграмотные… Что, в Узбекистане не осталось больше тем для обсуждения, только мои штаны?»
Местами экспрессивное выступление замминистра походит на лекцию проповедника, когда он показывает, как «оторвавшихся» от земли «Всевышний призовёт к себе одним рывком со словами «Ты слишком много вмешиваешься в мои дела», предупреждая, что такие артисты останутся «под семи слоями земли».
Издание daryo.uz единственное в стране, которое в более полной версии разместило в видеохостинге YouTube выступление замминистра во время заседания, однако на своём сайте этого не сделало и отстранилось от его обсуждения даже от лица экспертов.
В скандале со штанами на сторону певицы Канизы встали известные узбекские блогеры и эксперты. Так, советник министра юстиции Узбекистана и одновременно блогер Шахноза Соатова на своей странице в соцсетях написала: «Подруги, нам всем стоит открыть свой гардероб и критически проанализировать цвет своих штанов. Если есть цвет, противоречащий «духовности», сожгите их — как наши прабабушки сожгли свои паранджи 100 лет назад». По мнению советника, «государственные организации принимают необоснованные решения, думая, что они должны отреагировать на любой хайп в социальных сетях. Я думаю, что это неправильно. В этих случаях критериями должны служить закон и справедливость. Никогда не думала, что буду писать о чьих-то штанах. Но заставили. Не я первой начала», — пишет Соатова.
Политолог Алишер Ильхамов сравнил заявление замминистра с режимом «Талибан». «Сейчас мы наблюдаем в Узбекистане признаки тоталитарной истории. Выдача лицензии артистам, и если вдруг что-то кому-то не понравится, лишать лицензии — это один из пережитков тоталитарного режима… И то, что государственные органы занимаются обсуждением цвета штанов артистов, — это позор для Узбекистана», — написал эксперт.
Как отметил в интервью узбекской службе «Озодлик» («Радио Свобода») узбекистанский блогер Никита Макаренко, действие Минкульта и Узбекконцерта — не что иное, как «цензура». «Я считаю, что система выдачи лицензии артистам противоречит Конституции. Потому что это цензура, а цензура в Узбекистане запрещена. По моему мнению, нужно лишить Узбекконцерт права выдавать лицензии. Потому что это пережиток нашего советского прошлого, и целью лицензии является контроль над искусством. А в современном Узбекистане нам это не нужно».
Скандал с рекламой
Скандалу с певицей предшествовала не менее пикантная история с рекламой нижнего белья в магазине «Милавица» в Ташкенте.
14 февраля один из пользователей Twitter выложил пост, в котором критикует витрину магазина нижнего белья «Милавица» в Ташкенте с фотографиями моделей. На видео мужчина обратился к руководителям района и заявил, что «их несовершеннолетние дети тоже проходят по этой дороге», и вопрошал, «примут ли меры».
Через день, 15 февраля, издание Gazeta.uz сообщило, что фотографии с моделями убрали — руководитель магазина сказал, что по требованию администрации района. В администрации района в Ташкенте, в свою очередь, отметили, что провели «разъяснительную беседу» с руководством магазина.
В пресс-службе администрации Мирзо-Улугбекского района прокомментировали, что с представителями магазина была проведена «разъяснительная беседа», что такие фотографии моделей в нижнем белье недопустимы «с человеческой точки зрения».
Как иронично отметила Gazeta.uz, позже «автор жалобного ролика поблагодарил руководителей за то, что убрали фотографии этих проституток», а также убедился, что, «если мы все как одна команда ударим кулаком в одно место, можно решить многие проблемы».
Позднее местные власти заявили, что не оказывали давления на руководство магазина и не давали ему никаких поручений о убрать фото моделей.
Лишь в соцсетях эта новость вызвала крайне резкую реакцию, а некоторые блогеры назвали мужчину «экстремистом» и «борцом со светскостью».
Через день, 16 февраля, магазин вернул фотографии моделей на витрину. Как сообщило Главное управление внутренних дел Ташкента, автора ролика, критиковавшего фотографии моделей, вызвали в отдел внутренних дел по месту жительства и оштрафовали за религиозный контент. Как выяснилось, мужчина «в нарушение закона распространял на личной странице в социальных сетях различные материалы на религиозную тему».
ГУВД Ташкента напомнило, что в Узбекистане недопустимо судить других по своим личным религиозно-нравственным взглядам, а также каким-либо образом вмешиваться в соблюдение норм и правил поведения в обществе, любые подобные действия будут строго преследоваться по закону.
И если силовое ведомство на своих страницах пишет о недопустимости вмешательства в чужие правила поведения, то СМИ страны, взяв пример с ГУВД Ташкента, должны чаще напоминать министерствам, ведомствам и просто чиновникам страны об этом. Так как после случая с громкими заявлениями замминистра о штанах певицы ни одно издание страны не раскритиковало действия чиновника.
Медиасообщество должно чаще напоминать и о том, что все виды гендерной дискриминации недопустимы в современном мире, и женщины наиболее подвержены ей в политической, экономической, семейной, религиозной и социальной сферах общественной жизни.
Праздник 8 Марта, наверное, просто символ того, что уважение к правам женщины должно быть обязательным условием все 365 дней, а не только один день в году.