Штамм омикрон снова вгоняет нас в мир, где куда ни глянь — очереди из скорых, смерти в «красных зонах» больниц и локдауны. Или всё же нет?
Ключ к ответу — в том, что мы знаем о вакцинах и вакцинации. Именно вакцины помогли нам научиться хоть как-то контролировать COVID-19. И, как считают многие эксперты, именно скептицизм в отношении программ вакцинации мог быть одной из причиной нынешнего эпидемического всплеска.
Этот скептицизм особенно широко распространён в странах Восточной Европы и постсоветских государствах. Почему? И как журналистам писать о нём, не впадая в проповеднический тон и не тиражируя теории заговора?
Чтобы получить ответы международных экспертов на эти вопросы, примите участие в открытой конференции Internews «Вирус, варианты и вакцины: вопрос восприятия». Мы проводим её при поддержке Института вакцин Сэбина.
В разговоре примут участие:
Александра Архипова, антрополог, приглашённый исследователь Wilson Centre, специалист по изучению теорий заговора.
Сюзанна Мнацаканова, менеджер программ в сфере здравоохранения представительства Международной федерации обществ Красного креста и Красного полумесяца в Украине
Олег Бенеш, старший специалист отдела иммунизации Европейского бюро ВОЗ
Модератор — член совета Internews по освещению пандемии, журналист и редактор Артём Лисс.
Вы сможете задать гостям любые вопросы и затем цитировать участников конференции в своих статьях.
На этом мероприятии Internews также объявит о запуске программы грантовой поддержки публикаций о вакцинах от коронавируса. Примите участие в нашем разговоре, и вы первыми узнаете о новых грантах.
Открытая конференция пройдёт в ZOOM в понедельник, 13 декабря, в 21:00 по времени Алматы / 20:00 по времени Душанбе. Чтобы получить ссылку на неё, зарегистрируйтесь, пожалуйста, здесь.
В конце ноября в областном центре Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО) в Таджикистане произошли тысячные митинги. Люди вышли к зданию администрации области с акцией протеста после спецоперации силовиков, в результате которой был убит 29-летний Гулбиддин Зиёбеков. По сообщениям местных жителей, силовики вывели молодого человека из дома и посадили в машину. При этом Зиёбеков не оказал сопротивления, говорят очевидцы. Спустя некоторое время родственникам вернули тело мужчины с огнестрельными ранениями.
В первые же дни митингов в ГБАО отключили мобильную связь и интернет, дороги были перекрыты, официальная информация практически не поступала, далеко не все независимые эксперты были готовы говорить на эту тему. Как в таких условиях работали журналисты независимых и государственных СМИ, рассказывает медиакритик «Нового репортёра» Навруз Каримов.
«Азия-Плюс» и «Радио Озоди»
Как обычно при возникновении подобных ситуаций (кстати, конфликты между местным населением ГБАО и властями происходят не в первый раз) наиболее полную картину происходящего оперативно передавали два издания — независимое медиа «Азия-Плюс» и таджикский офис «Радио Свобода» — «Радио Озоди». Несмотря на сложности, вместе они выпустили 28 материалов, для создания которых находили независимых экспертов, очевидцев событий, но и не забывали об официальной версии происходящего. «Азия-Плюс» собрала 11 материалов в один сюжет, посвящённый митингу в Хороге.
Первая статья тут вышла вечером 25 ноября, в ней сообщалось о причинах митинга — днём во время спецоперации силовиков был убит 29-летний Гулбиддин Зиёбеков — и о последствиях: в ходе перестрелки на площади перед зданием областной администрации шестеро человек были ранены и один погиб. Все из числа митингующих. В течение дня новость дополнялась словами очевидцев, которые рассказывали о ситуации. Попытка редакции получить информацию в МВД оказалась тщетной, о чём журналисты и сообщили. Однако «Азия-Плюс» в этом же материале всё же привела и официальную версию произошедшего со ссылкой на заявление прокуратуры ГБАО, которое было опубликовано на сайте государственного агентства «Ховар»: Зиёбеков, который находился в розыске по обвинению в ряде преступлений, в том числе и по обвинению в захвате заложника, при задержании оказал вооружённое сопротивление. Следом журналисты привели мнение митингующих: в 2019-м году у Зиёбекова произошел конфликт с помощником прокурора, который якобы приставал к местной жительнице с непристойными предложениями.
Буквально через несколько минут «Радио Озоди» выпустило статью, не противоречащую фактам, приведённым в тексте «Азия-Плюс», но с кардинально другим фокусом. Во-первых, о самом митинге было упомянуто только в первом абзаце: «Десятки жителей Рошткалинского района и города Хорога собрались 25 ноября у здания администрации ГБАО и потребовали задержать и привлечь к уголовной ответственности виновных в убийстве 29-летнего Гулбиддина Зиёбекова. Они привезли тело убитого к зданию местной администрации».
И практически вся остальная часть материала раскрывала детали задержания Зиёбекова. Ещё одно отличие: редакции «Радио Озоди» удалось получить комментарии у УМВД по ГБАО, в котором говорится о начале проверки «по факту происшествия».
Кроме того, оба издания рассказывали про митинг выходцев из ГБАО у посольства Таджикистана в Москве и про требования, выдвинутые митингующими: восстановить связь с регионом и своевременно провести расследование убийства Зиёбекова. «Азия-Плюс», ссылаясь на сообщения из социальных сетей, сообщило, что планируется «проведение митингов и в других странах мира, в том числе в США и Европе».
На следующий день, 26 ноября, главной темой стал рост числа погибших и раненых в результате стычки между протестующими и сотрудниками силовых структур.
«Радио Озоди» сконцентрировало внимание на смерти двух человек из числа протестующих, ссылаясь на свои источники, тогда как «Азия-Плюс» передала официальную информацию о ранении пяти сотрудников правоохранительных органов, которая прозвучала в эфире государственного телеканала «Бадахшон», но обратила внимание на то, что в этом сюжете не было сказано ни слова об убийстве Зиёбекова, которое и послужило причиной для митинга.
Оба издания также сообщили о переговорах, которые проходили 26 ноября между митингующими и властью. В то время, когда журналисты из «Радио Озоди» раскрывали детали по большей частие со слов митингующих, «Азия-Плюс» пыталась придерживаться принципа баланса мнений и приводила не только слова очевидцев, но и цитаты председателя Хорога Ризо Назарзоды: «Всё спокойно, не беспокойтесь! Люди заняты своими делами».
Отрывок этого небольшого интервью был опубликован прямо под фотографией с подписью «Так в Хороге было этой ночью», на которой были изображены толпы митингующих около здания администрации.
Через два дня после происшествия, 27 ноября, оба издания писали, что митингующие отказываются расходиться, пока их требования не будут выполнены. Отмечалось, что тела убитых были вывезены с площади. «Радио Озоди», опираясь на свои источники, сообщило о планах главы области Алишера Мирзонабота снова встретиться с митингующими. Информация была подтверждена обоими изданиями в своих публикациях позднее тем же днём.
В 12 часов дня «Радио Озоди» стало известно, что глава ГБАО действительно вышел к митингующим, его закидали камнями, и снова прозвучали выстрелы. В конечном итоге получили ранения по разным данным от двух до четырёх человек. Источники «Азии-Плюс» сообщили о двух раненых. Официальная информация о количестве жертв в тот день в СМИ не попала.
В 10 утра 28 ноября одновременно оба сайта сообщили читателям о начале переговоров между властями и митингующими. «Азия-Плюс» привела дополнительные требования, которые участники акции собирались озвучить органам власти: «С нашей стороны будет своя комиссия, которая будет работать в следственной группе и сообщать о результатах митингующим. Также мы будем требовать, чтобы убрали оцепление с гор, и обсуждается вопрос присутствия военных в городе. Они находятся на трёх постах в Хороге с 2018 года. Пусть оставят сотрудников ГАИ, а военные должны покинуть эти посты. Их присутствие создаёт напряженность».
«Радио Озоди», в свою очередь, опубликовало комментарий представителя хукумата ГБАО об обстановке в Хороге: «В соцсетях написали, что все центральные дороги в Хороге закрыты. Это неверно, все дороги открыты. Было объявлено, что с понедельника все государственные и негосударственные учреждения, рынки и магазины будут работать. Студенты и школьники также отправятся на учёбу. На данный момент на площади осталось всего несколько человек».
В этот день «Азия-Плюс» привела мнение таджикского политолога Парвиза Муллоджанова по хорогскому вопросу и обращение таджикских общественных организаций к президенту страны, в котором гражданское общество просило власти соблюдать права человека.
«Радио Озоди» также не оставило без внимания это обращение, а в следующем материале рассказало о снятии блокпостов и добровольной уборке улицы жителями Хорога. В своём материале журналисты сообщили и детали переговорного процесса со слов источника в хукумате.
На следующий день, 29 ноября, журналисты стали говорить о завершении акции протеста. В этот день «Азия-Плюс» и «Радио Озоди» передавали, что основные требования митингующих были приняты, и они освободили главную площадь. «Азия-Плюс» коротко напомнила хронику событий, «Радио Озоди» — про обращение гражданского общества к Эмомали Рахмону.
Ещё несколько дней после острой фазы журналисты обоих изданий продолжали посвящать свои тексты произошедшим событиям. Во вторник, 30 ноября, «Радио Озоди» выпустило статью, в которой журналисты вспомнили обо всех подобных инцидентах на территории ГБАО в прошлые годы и покритиковали власти за непрекращающиеся попытки «подчинить Бадахшан центру».
Первого декабря «Радио Озоди» опубликовало беседу с матерью Зиёбекова — Певистамо Абдулмуминовой, в которой она опровергла наличие огнестрельного оружия у своего сына, которое он якобы использовал против сотрудников правоохранительных органов во время спецоперации. Женщина также сообщила журналистам о своём намерении лично встретиться с президентом, потому что власти ГБАО не стали даже рассматривать её заявление, касающееся убийства 29-летнего сына.
Второго декабря «Азия-Плюс» со ссылкой на коллег публикует эту беседу у себя на сайте. В этот же день «Радио Озоди» сообщило об официальном обещании властей не преследовать тех, «кто участвовал в акции протеста и не совершал никаких других преступлений».
А что другие независимые СМИ?
Несмотря на то, что главным источником информации среди независимых местных СМИ является «Азия-Плюс» («Радио Озоди» всё-таки иностранное медиа), на рынке есть единицы других независимых изданий, которые тоже готовы говорить на такие острые темы, как ГБАО. Например, молодое издание Your.tj, которое, впрочем, состоит из бывших сотрудников «Азия-Плюс», также не обошло стороной митинги в Хороге. Издание получало информацию от своих источников на условиях анонимности. В дни начала конфликта на сайте появилась публикация о начавшемся митинге и его причинах, приводились и детали: «К областному центру стягиваются войска, над Хорогом кружат вертолёты».
На следующий день Your.tj подготовило расширенный материал, в котором передало требования митингующих, официальную версию событий вместе с заявлениями ГКНБ, об акциях протеста за рубежом и о закрытых дорогах, ведущих в Хорог.
НИАТ «Ховар»
Национальное информационное агентство (НИАТ) «Ховар» — главное государственное интернет-СМИ в Таджикистане — за всё время митингов в Хороге опубликовало всего два сообщения. Каждое состояло из трёх абзацев официальных заявлений прокуратуры и межведомственного комитета. Никаких попыток использовать другие источники информации информационное агентство, судя по всему, даже не предприняло, журналисты публиковали фактически документы, спущенные из властных кабинетов.
Например, в первой новости от 25 ноября сообщалась главная версия силовиков, что Гулбиддин Зиёбеков и его соратники захватили помощника прокурора Рошткалинского района в заложники, ему были предъявлены обвинения по нескольким статьям, он был объявлен в розыск и во время задержания применил пистолет.
Уже после окончания акции протеста 29 ноября «Ховар» передали заявление межведомственного комитета об окончании «незаконного митинга», а самих митингующих назвали «некоторыми заинтересованными группами». На этом всё.
ТВ «Бадахшон»
Единственное государственное телевидение, которое хотя бы как-то говорило о событиях в Хороге, стал областной госканал «Бадахшан». Все остальные государственные телеканалы не сказали ни слова про события в ГБАО даже в своих итоговых новостях. В эфире телеканала «Бадахшон» вышло два новостных сюжета: первый 25 ноября, в котором была передана официальная версия случившегося: Зиёбеков оказал сопротивление; кроме того, ведущий призвал граждан воздержаться от совершения незаконных действий.
28 ноября, через день после того, как на центральной площади прозвучали выстрелы, прокурор области Парвиз Орифзода выступил на ТВ «Бадахшон» с заявлением, что эти выстрелы носили предупреждающий характер из-за отказа митингующих расходиться по домам. Прокурор сообщил о возбуждении уголовного дела по четырём статьям УК РТ (оказание сопротивление представителю власти, оскорбление представителя власти, хулиганство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью) по отношению к тем, кто напал на председателя области и представителей хукумата и нанёс депутату парламента Азизу Гиёзода «тяжкие телесные повреждения».
https://www.youtube.com/watch?v=W9bWwBAgP3A
Больше к этой теме ТВ «Бадахшон» пока не возвращался.
«Sputnik Таджикистан»
Первые новости о хорогских событиях на сайте «Sputnik Таджикистан» появились уже вечером 25 ноября. Авторы материала «Стычки, задержание, стрельба: что происходит в Хороге» назвали Зиёбекова «членом организованной преступной группы» и передали читателям только одну версию событий: версию прокуратуры ГБАО. Позднее тем же днём на сайте появилась новость о мирных протестах у посольства Таджикистана в Москве.
Почти все материалы, посвящённые этой теме, которые выходили на сайте «Sputnik Таджикистан», отличались лаконичностью, как и на сайте издания «Ховар». Журналисты не прибегали к деталям и давали только официальные комментарии. Даже когда стало известно о первых жертвах среди митингующих, редакция уделила большее внимание версии Государственного комитета по национальной безопасности (ГКНБ).
Тенденция освещать митинг только с помощью официальных заявлений продолжилась и в материале под заголовком «Протестующие в Хороге напали на главу ГБАО». В нём пересказывается выступление областного прокурора Парвиза Орифзоды, о котором мы писали выше, при этом снова прозвучала формулировка «организованная преступная группа» — теперь уже по отношению к организаторам митинга.
29 ноября «Sputnik Таджикистан» опубликовал новость об окончании митингов в Хороге со ссылкой на «Ховар», в котором назвал митинги «незаконными», а его участников — «некоторыми заинтересованными группами». О чём договорились власти с митингующими, не было сказано.
На следующий день здесь появляется новость о совещании руководителей Горно-Бадахшанской области. Ликующий заголовок звучит как победа государственных чиновников над неугомонной толпой: «Глава ГБАО остался на своем посту: как удалось успокоить протест в Хороге». Из примечательного можно выделить факт: редакция не верит в то, что участники акции вынесли на главную площадь тело Зиёбекова: «Впрочем, нет достоверных данных, что на городскую площадь принесли именно тело погибшего».
В целом в статьях «Sputnik Таджикистан», как и в материалах местных журналистов из государственных СМИ, была явная приверженность одной стороне конфликта. В отличие от независимых медиа, которые публиковали не только слова местных жителей, но приводили и официальные заявления, эта категория медиа полностью проигнорировала митингующих. И если позицию местных государственных журналистов можно как-то объяснить, то корреспондентов международного издания «Sputnik Таджикистан» — нет.
И, конечно, это происшествие в очередной раз показало важность работы и ценность существования нескольких независимых СМИ в Таджикистане. В самом Хороге, да и во всей огромной области нет независимых СМИ, и в условиях, когда с целым регионом нет связи и интернета, несколько центральных медиа реально показали высокий уровень профессионализма и оперативности в освещении социально значимого вопроса — соблюдению прав человека.
25-26 ноября в Алматы в гибридном формате прошло самое крупное мероприятие рекламной индустрии региона — II Региональный рекламный форум RAF-2021. Организованное Центральноазиатской рекламной ассоциацией (ЦАРА) форум офлайн посетили около 200 участников. Прямая трансляция RAF-2021, которая велась на портале Tribune и сайтах информационных партнёров, набрала около 26 тысяч просмотров.
В течение двух дней лучшие эксперты из Казахстана, России, Украины, Беларуси, Узбекистана и Кыргызстана, а также представители госорганов РК обсудили самые актуальные вопросы отрасли.
Дискуссии и доклады участников были посвящены следующим темам:
Потребительское поведение в РК: изменения и тренды
Как поменялись и будут меняться бизнес и маркетинг
Новое и необходимое в маркетинговых и рекламных стратегиях
Пути решения кадрового вопроса в диджитал-сфере
Трансформация агентского бизнеса в Центральной Азии
Цифровая трансформация каналов коммуникации
Современные инструменты интерактивных промо
Перспективные направления наружной рекламы
Нелинейная дистрибуция и монетизация контента ТВ
Будущее казахстанского ТВ
Какие инструменты помогают диджитал-рынку развиваться, а рекламодателям и агентствам — находить друг друга
Феномен социальных сетей и трендсеттеров, тренды и будущее инфлюенсер-маркетинга
Социальный контент и социальная реклама как эффективный инструмент решения проблем современного общества
Участники Форума рассказали о том, как индустрия пережила пандемию и справляется с новыми вызовами, как трансформируются в новых условиях компании и их маркетинговая стратегия. Были представлены данные о том, на что более всего тратятся рекламные бюджеты, и новые виды исследований.
Эксперты пришли к выводу, что казахстанскому рекламному рынку необходим свой рейтинг лучших digital-агентств и важно наращивать контент на казахском языке. Также они констатировали, что индустрия испытывает финансовые сложности и нехватку квалифицированных специалистов, пришли к мнению, что должны произойти ключевые изменения в отношениях между клиентом и агентством. А самим агентствам стоит сесть за стол переговоров с конкурентами и искать общие решения для индустрии. Также был поднят вопрос о важности создания крупными международными корпорациями рекламных роликов на территории Казахстана с учётом местного менталитета.
В рамках RAF-2021 впервые была вручена премия Tribune, которая является единственной в своей отрасли в Казахстане и Центральной Азии. Номинантами премии стали герои эксклюзивных интервью, спецпроектов и новостей, опубликованных онлайн-изданием.
Проведение RAF-2021 поддержали такие партнёры, как АО «Кселл», холдинг Publicis Groupe Kazakhstan, компания TV Media Advertising Agency, медиасервисы Megogo и Fortе. Информационными партнёрами выступили медиаресурсы Caravan.kz, телеканал КТК, Almaty TV, центр деловой информации «Капитал», 365info.kz, Inbusiness.kz, Optimism.kz, Adindex.Asia, Comode, «Новый репортёр» и Ассоциация рекламных специалистов Казахстана (АРСК).
В этом году на телеканале Astana в качестве информационной поддержки и продолжения проекта «Сто новых лиц» стартовала передача «Формула личности». В профессиональных и психологических хитросплетениях цикла разбирался медиакритик «Нового репортёра» Газинур Гиздатов.
Герой правит бал
С неймингом программы авторы особенно не заморачивались, взяли донельзя замыленное название и добавили, что это — «цикл документальных фильмов». К чему сводится этот цикл телеинтервью, но никак не документальных фильмов, созданный по заказу МИОР?
Этот ряд интервью, по задумке создателей, представляет нам новых победителей «100 новых лиц Казахстана» 2021 года. Герои действительно из разных сфер, чуть больше их — из бывшей и нынешней столиц: врачи, дипломаты, предприниматели, учителя и так далее. Понятно, что априори, например, хирург будет менее разговорчивым, чем учитель.
Интервьюируемые в течение 20 минут в беседе с Махаббат Есен должны рассказать о себе в профессии. Во время проходки героя до зала библиотеки в Нур-Султане или Алматы ведущая за две минуты в весьма обобщённой форме проговаривает неизвестные нам заслуги героя. Бесхитростная основа якобы «фильма» — это диалог в креслах, каждый разговор имеет простую логику: о себе в целом, о себе в профессии, и, как неловкое подражание то ли Владимиру Познеру, то ли журналу Vanity Fair, — скромный блиц-опрос из трёх-четырёх вопросов обо всём.
Очевидно, что к каждому разговору Есен серьёзно готовится — пожалуй, лишь один раз её гостья демонстрировала поверхностные ответы на любопытные философские вопросы от телеведущей. Но разово предъявленный простецкий пафос от интервьюируемого действительно редкость в этом цикле, где всё зависит от личности героя или героини. Настоящий профи будет не столько выпячивать себя, сколько размышлять о проблемах своей профессии, даже о своих неудачах. Когда герои интересны, то и ведущая иная. Ей уже не надо театрально всплёскивать руками, герой сам «сделает» разговор.
Махаббат Есен искренне любит своих гостей заранее, они же её герои, но не всегда мы готовы разделить эту любовь. С другой стороны, разве это не задача журналиста — в не самом броском и скованном по разным причинам визави увидеть нечто интересное или хотя бы попытаться нам это продемонстрировать?
Молодым везде у нас дорога
Конечно, набор лучших из лучших молодых казахстанцев, большинству из которых глубоко за 30, не подлежит медиакритическому обсуждению. В телецикл пока попали не все. Легче всего ведущей с теми, кто сам обладает молодостью и сопутствующей ей харизмой. Соответственно, и передачи с этими персонажами получились самыми интересными, а самим героям веришь.
Помимо воли обнаруживается очевидное: чем моложе гость, тем более он искренен, критичен и не по годам мудр. Молодые по-настоящему конкретны, они — не из симуляторов, о которых приходилось как-то писать по другому случаю.
Улыбчивая ведущая не останавливает собеседника, когда видит движение мысли на лице гостя, увлечённого своей идеей, а мы, зрители, понимаем, что вот оно — искусство настоящей беседы, а не перебрасывание заученными фразами с чересчур возрастными героями.
Нетривиально и интеллектуально
Такой была и передача с Уланом Усеновым, уже ставшим знаменитым учителем химии, тиктокером. Герой умеет, как это требуется от хорошего учителя, говорить просто. Следует вроде бы банальный вопрос, а на него следует вдумчивый ответ, и сразу видно, как дальше развивается мысль. Редкая педагогическая точность для молодого человека, хотя ведущая несколько навязчиво пытается вписать его в учителя новой формации. Парень честно заявляет: нет такого понятия — учитель новой формации, а есть просто хороший учитель, который любит детей и знает своё дело и может преподать предмет в нескучной упаковке. А уже умение работать в TikTok, Zoom — дело десятое. До таких простых истин не додумалось даже Министерство образования со всеми своими многочисленными комитетами.
И ещё одна сентенция от молодого человека: «Учитель — это тот человек, который не нанесёт ребёнку травму». Наверное, многие из телезрителей-родителей сразу вспомнили печальный список травматичных «достижений» педагогов своих детей. Как результат беседы — перед нами нетривиальный и сомневающийся герой, редкость в интеллектуальном пространстве страны. Хорошо, что такой обнаружился — если и не среди молодых чиновников, депутатов и управленцев, то хотя бы среди учителей.
В «Формуле личности» было заявлено, что треть из представляемых лиц — это женщины. Понятно, в этом цикле они были разные, одновременно сильные и женственные. Одна из них — Эльнара Байназарова, дипломат, журналист, пресс-секретарь ООН в РК.
Всё-таки это, увы, редкая сейчас способность журналиста — дать герою выразить ключевые мысли, отказываясь от той логики, которая была заявлена изначально. Тогда уже становится понятно, почему именно этот человек состоялся как профессионал. Говорить о простых вещах многие специалисты из гуманитарной сферы разучились, а здесь журналист в дипломатической области наглядно нам продемонстрировала этот навык. К тому же она была словесно необычайно точна: к примеру, перечисляя тех, кто нуждается в поддержке, сказала «люди с инвалидностью», а не «инвалиды», как это постоянно звучит от чиновников и тех же журналистов. Эмоциональный интеллект, о котором заговорила сама героиня по отношению к коммуникативным профессиям, в той же мере отличал и её, в том числе в умении давать оценку происходящему в стране.
Порой только благодаря таким героям понимаешь, зачем нужны эти пафосные проекты. Пусть достойные получат признание тогда, когда они молоды и сильны. По отношению к подобным передачам-беседам не приходится говорить особо о драматургии, тем более о разнообразии в технических деталях, продуманной предварительной архивной работе. Телеэкран всегда, и в этом случае тоже, обнажает своих героев, а мы видим личность и героя или же отсутствие всего названного.
Медиаюрист Карим Бахриев даёт обзор законодательства и практики Узбекистана по вопросу блокировки социальных сетей, которая участилась в последнее время. В первом материале эксперт рассказал о законных основаниях для блокировки. Теперь — о том, как это происходит на практике и как на это реагируют граждане страны.
В январе 2021 года были внесены поправки в закон о персональных данных. Он был дополнен статьей 27-1, касающейся особых условий обработки персональных данных граждан РУз. Крупные интернет-платформы, согласно новым правилам, должны были перенести серверы с базами данных граждан Узбекистана на территорию страны. Эти изменения вступили в силу через три месяца, то есть в апреле этого года.
В мае 2021 года Узкомназорат (Государственная инспекция по контролю в сфере информатизации и телекоммуникаций Республики Узбекистан) предписал владельцам соцсетей Mail.ru Group / VK (ВКонтакте), Twitter и Tencent (WeChat) соблюдать статью 2711 закона «О персональных данных», т. е. разместить серверы, на которых обрабатываются персональные данные граждан Узбекистана, внутри страны.
В начале июля 2021 года Узкомназорат ограничил доступ к соцсетям TikTok, Twitter, ВКонтакте, WeChat и мессенджеру Skype. На фоне ограничений в стране резко выросла популярность мобильных VPN-приложений, которые используются для доступа к заблокированным сайтам.
3 ноября 2021 года Узкомназорат заблокировал на территории страны социальные сети Одноклассники, LinkedIn, Instagram и Facebook из-за нарушения закона о персональных данных. Также под запрет попали YouTube и мессенджер Telegram.
Блокировка вызвала бурную реакцию общественности, в том числе журналистов и блогеров. И президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев уволил министра по развитию информационных технологий и коммуникаций Шухрата Садикова за попытку заблокировать в стране все крупные соцсети. Доступ к ресурсам был восстановлен после вмешательства в ситуацию главы государства. Его пресс-секретарь Шерзод Асадов считает действия по блокировке соцсетей непродуманными. После этого уволили и руководителя Узкомназората Голибшера Зияева.
По имеющимся данным, блокировка Facebook, Instagram и YouTube нанесла экономике Узбекистана ущерб в размере 197 937 долларов. Сумма ущерба посчитана за два часа блокировки. Корреспонденты Kun.uz провели опрос, который показал, что блокировка интернета бесполезна — так считают 100 % опрошенных. Результаты опроса также показали, что 29 (96 %) человек активно пользуются услугами VPN. При этом 26 (86 %) пользователей пользуются услугами VPN на регулярной основе, то есть он включён 24/7. Кроме этого, у22 (73 %) пользователей установлены два и более видов VPN. Если один VPN перестаёт работать, то пользователи сразу переключаются на другой. 25 (83 %) человек также подтвердили, что у них VPN установлен не только на компьютерах, но и на телефонах.
Согласно рейтингу Freedom on the Net за 2021 год, Узбекистан по уровню свободы в интернете занимает 59-е место (на 58-м — Россия, на 60-м — Венесуэла).
25 ноября в Алматы прошла ведущая казахстанская отраслевая конференция по вопросам развития медиарынка и СМИ Media Құрылтай. Партнёром конференции в этом году стал Internews в Казахстане. В рамках одного из пяти панельных заседаний — «Взаимодействие пресс-служб государственных структур и СМИ: как построить работу win-win?» — с презентацией о цифровой трансформации пресс-службы выступила пресс-секретарь Управления делами президента Республики Казахстан Елена Кливец. «Новый репортёр» приводит основные тезисы её выступления.
В каких условиях сегодня работают пресс-секретари?
Законодательно повышен уровень персональной ответственности пресс-секретарей госорганов.
Изменилась система каналов передачи информации.
Одинаково значимы коммуникации с отдельными персонами и коммуникации со СМИ.
Презумпция виновности: ответственность за распространение фейков, искажённой и недостоверной информации, оскорблений, к сожалению, на практике несёт объект внимания, а не автор.
Общество требует мгновенной реакции: мониторинг интернет-пространства 24/7.
Какие тренды сегодня действуют для пресс-служб в соцсетях?
Как пример спикер описала историю, когда казахстанские СМИ в октябре 2021 года массово написали о том, что рысь впервые попала на видео фотоловушки в Нацпарке Бурабай (Tengrinews, Turan Times, Казинформ, Baige News, Nur). Все СМИ сослались именно на Instagram-аккаунт Нацпарка. Если раньше для освещения подобных инфоповодов нужно было собирать пресс-конференцию, то сейчас достаточно опубликовать ролик в соцсетях.
В личных и бизнес-аккаунтах в соцсетях можно использовать такие форматы, как фото, видео для Reels, Stories; трансляции и включения с места событий; собственные мемоджи, стикеры. Работа в аккаунтах позволяет делать мониторинг комментариев и давать обратную связь.
При этом последовательность получения информации невозможно программировать: аудитория сама выбирает, когда, что и где смотреть. Зато есть возможность точечной работы с аудиторией по правилам нейросети. Продвижение информации не требует материальных вложений — достаточно сформировать правильный контент для каждой площадки.
Кроме того, благодаря гаджетам актуализировался такой тренд, как «спикер в кармане». Сегодня источник информации «приходит» к аудитории в личный телефон и так она тестирует его на убедительность («верю-не верю»). Это такой персональный разговор источника информации с потребителем информации. Поэтому сегодня так важны персональные навыки спикера: его владение словом и собственными эмоциями, владение материалом.
Ещё большой плюс — прозрачная аналитика. Можно посчитать точное число контактов с аудиторией. Можно сделать региональный, социальный, возрастной анализ аудитории. Можно понять, как аудитория эмоционально оценила контент. Прозрачность аналитики позволяет вводить в KPI пресс-секретаря оценку вовлечённости аудитории, видеть потребность в объёмах и специфике контента.
По каким правилам строится взаимодействие со СМИ?
СМИ не являются единственным инструментом влияния на массовое сознание, но по-прежнему остаются единственным производителем качественного контента. СМИ — «фабрики контента».
Неважно, какое количество журналистов присутствует на мероприятии. Важно, чтобы один из них создал файл с качественным контентом. Личный бренд отдельного журналиста важнее, чем бренд СМИ. Важно обучать журналистов специфике своей темы.
Какие перспективы развития есть у пресс-секретарей?
Стать «личной новостной кнопкой» клиента.
Развивать персональные навыки и персональные площадки.
Делать упор на развитие экспертности (фактчекинг, погружение в специфику).
Будет идти дальнейшая диджитализация пресс-служб и СМИ.
Напомним, в июле-сентябре 2021 года Казахстанский пресс-клуб и Internews Казахстан провели летнюю Онлайн-школу для пресс-секретарей, темой которой стали коммуникации в цифровом мире. Её участники — сотрудники пресс-служб и департаментов по связи с общественностью государственных органов и квазигосударственных компаний. Заявки на участие прислали 52 человека. Проект был реализован при поддержке Министерства информации и общественного развития Республики Казахстан.
Гунчагуль Бурхониддин, уроженка Афганистана, 30 лет назад приехала в Таджикистан, спасаясь от талибов, и до сих пор в полном одиночестве живёт в маленьком кишлаке в Дарвазе. Её единственная дочь вышла замуж и переехала в другое село, других родственников у женщины нет. Ещё у Гунчагуль нет документов — таджикский паспорт она так и не получила. Эту тяжёлую историю в документальном фильме «Мать двух берегов» рассказал таджикский режиссёр Одина Махмад.
О том, что в Дарвазе живёт одинокая женщина из Афганистана, которая 30 лет бьётся за то, чтобы получить таджикский паспорт, Одина Махмад узнал от своего друга.
— Друг рассказал мне, что эта женщина ещё в 90-е спаслась от Талибана (движение внесено в список организаций, признанных террористическими, его деятельность запрещена в РТ) бегством в Таджикистан, всех её близких родственников убили. Здесь она вышла замуж за мужчину, который был намного её старше, родила единственную дочь, но документы так и не получила. Муж её давно умер, дочь вышла замуж, и теперь женщина живёт в полном одиночестве. Честно говоря, я его слушал и не верил, что такое возможно в XXI веке, — рассказывает автор картины.
После того, как Одина узнал эту историю, он сразу решил снять документальный фильм, но нужно было найти финансирование. Режиссёр подал заявку на конкурс Internews «Большой формат», но несмотря на то, что ему удалось пройти несколько туров, победителем он, к сожалению, не стал. Однако сдаваться режиссёр не собирался и в марте этого года, предварительно сократив бюджет, он подал свою заявку на конкурс Internews «Малый формат. Летний поток» и выиграл грант.
— Для начала мы поехали и познакомились с этой женщиной, предложили ей сниматься в фильме. Она сразу спросила, будет ли ей польза от этого фильма, и мы обещали, что покажем его организациям, ведомствам, которые могут ей помочь, и обязательно покажем в посольстве Афганистана. Дело в том, что её проблема заключалась в отсутствии какой-либо справки, подтверждающей, что она действительно та, за кого себя выдаёт. Мы надеялись, что покажем этот фильм посольству Афганистана, и они ей помогут достать эту справку. Она согласилась, потому что устала бороться в одиночку. Но всё пошло не так, как мы предполагали, — говорит Одина.
Когда съёмочная группа приехала на территорию Дарваза, на противоположной стороне реки Пяндж уже развевались белые флаги. Дело в том, что к лету афганский Бадахшан оказался под властью движения «Талибан», а на таджикской стороне военные укрепляли свои границы.
— В кино невозможно ждать лучших времён: ты просто должен брать и делать, несмотря ни на что. Мне нужен был фильм, назад дороги у нас не было, и мы приступили к съёмкам у самой границы с Афганистаном, — вспоминает автор фильма.
Съёмочную группу тщательно проверяли пограничники и крутили пальцем у виска — мол, на той стороне Пянджа неизвестно, что происходит, а вы снимаете фильм. Когда команда решила провести съёмки с дрона, дрон сбили таджикские военные.
— Мы, честно говоря, были в шоке, потому что даже не поняли, что дрон могут принять за опасный объект. На нашу удачу один из офицеров, который с нами говорил после того, как сбили дрон, оказался очень образованным человеком, который понял нас и согласился, чтобы мы продолжили снимать свой фильм, — объясняет Одина.
Съёмочная группа остановилась в районном центре Дарваза, и каждый день им приходилось подниматься высоко в горы к дому героини. Причём иногда им удавалось найти внедорожник, иногда — нет, и тогда они шли в горы пешком.
— У нашей героини когда-то талибы убили всех близких родственников, она смогла спастись в Таджикистане одна, но когда на противоположной стороне вывешивали белые флаги, честно говоря, ей было уже всё равно — она пережила столько горя, что уже ничего не вызывало в ней эмоции. Единственное, на что она откликалась, — это её 22-летняя дочь, которая вышла замуж четыре года назад и жила в соседнем кишлаке. Все мысли нашей героини были только о дочери, больше она ни на что не реагировала, — рассказывает Одина.
Бытовые условия поразили всю съёмочную группу — хотя они много чего повидали. Дом, в котором она живёт, женщина построила сама. У неё есть только половина крыши, другую часть она закрыла обычной занавеской, стены её дома — это отдельные куски фанеры, досок, картона. Кухни внутри комнаты нет, она себе толком ничего и не готовит. Гунчагуль живёт в горном кишлаке в полном одиночестве, и, например, зимой, когда снег выпадает высотой в метр-полтора и её домишко заваливают сугробы, она терпеливо ждёт, когда кто-нибудь из соседей сжалится над ней и уберёт снег от её двери, чтобы она могла выйти. Что касается заработка, то главный доход Гунчагуль получает за счёт работы у своих соседей: она печёт для них лепёшки или вышивает одежду.
— Мы не могли поверить своим глазам, что женщина может жить в таких условиях, да ещё и в горном кишлаке, где зимой суровый климат. Когда мы только начали съёмки, то решили ей помочь — купили продукты, дали немного денег, и вы не представляете, как она была растеряна и счастлива. Мне показалось, что она давно уже ни от кого не получала помощи. Она тут же попросила у нас телефон, позвонила дочери и стала ей в слезах рассказывать про нас, про то, что к ней пришли чужие люди и помогли, — вспоминает Одина.
На съёмки фильма у команды ушло 15 дней, всё это время каждый день они общались с героиней. Её соседи — люди глубоко религиозные — были против того, что Гунчагуль снимается в кино, не очень нравилась эта идея и дочери. Однако сама героиня терпела, потому что очень надеялась, что фильм поможет ей решить вопросы с документами и прежде всего добыть ту самую справку. Гунчагуль уже испробовала всё, вот только публично о своей тяжёлой истории ещё никогда не рассказывала. Но к тому времени, когда фильм был готов, талибы окончательно захватили Афганистан, и теперь посольство этой страны в Таджикистане, которое выступает против новой власти, не сможет помочь Гунчагуль.
— Когда мы закончили съёмки, она вдруг подошла к нам и попросила сделать фильм так, чтобы она не опозорила свою дочь, — рассказывает Одина. — Сказала, что если дочери не понравится, если дочь обидится, она просто умрёт. Честно говоря, я так и не нашёл, что ей ответить. Я очень надеюсь на то, что её всё-таки поймёт родная дочь, и на эту женщину обратят внимание ответственные люди в Таджикистане и помогут ей.
Этот проект проводится в рамках Центральноазиатской программы MediaCAMP при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
Медиаюрист Карим Бахриев даёт обзор законодательства и практики Узбекистана по вопросу блокировки социальных сетей, которая участилась в последнее время. В первом из двух материалов юрист рассказывает, какие законные основания для блокировки соцсетей существуют в стране — почему вообще блокировка стала возможна.
Почему блокировка стала возможна?
Блокировка сайтов, веб-страниц, а также социальных сетей осуществляется на основе закона РУз «Об информатизации». Согласно статье 121 закона, владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, обязан не допускать использование своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса во всемирной информационной сети интернет, на которых размещается общедоступная информация, в целях:
призыва к насильственному изменению существующего конституционного строя, территориальной целостности Республики Узбекистан;
призыва к массовым беспорядкам, насилию над гражданами, а также к участию в собраниях, митингах, уличных шествиях и демонстрациях, проводимых с нарушением установленного порядка, а равно координации данных противоправных действий;
распространения заведомо ложной информации, содержащей угрозу общественному порядку или безопасности;
пропаганды войны, насилия и терроризма, а также идей религиозного экстремизма, сепаратизма и фундаментализма;
разглашения сведений, составляющих государственные секреты или иную охраняемую законом тайну;
распространения информации, возбуждающей национальную, расовую, этническую или религиозную вражду, а также порочащей честь и достоинство или деловую репутацию граждан, допускающей вмешательство в их частную жизнь;
распространения информации, в том числе выраженной в неприличной форме, демонстрирующей неуважение к обществу, государству, государственным символам;
пропаганды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров;
пропаганды порнографии, культа насилия и жестокости, а также подстрекательства к совершению самоубийства;
распространения информации, направленной на склонение или иное вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
совершения других действий, влекущих за собой уголовную и иную ответственность в соответствии с законом.
Владелец веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогер, также обязан:
проверять достоверность общедоступной информации до её размещения на своих веб-сайте и (или) странице веб-сайта либо ином информационном ресурсе во всемирной информационной сети интернет, на которых размещается общедоступная информация, а также незамедлительно удалять размещённую информацию в случае установления её недостоверности;
осуществлять мониторинг своих веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса во всемирной информационной сети интернет, в том числе в системах обмена мгновенными сообщениями, на которых размещается общедоступная информация, в целях выявления информации и материалов, указанных в части первой статьи 12-1;
незамедлительно принять меры по удалению информации и материалов, указанных в части первой статьи 12-1 в случае их выявления.
В случае неисполнения владельцем веб-сайта и (или) страницы веб-сайта либо иного информационного ресурса, в том числе блогером, обязанностей доступ к указанным веб-сайту и (или) странице веб-сайта либо иному информационному ресурсу может быть ограничен специально уполномоченным органом в порядке, установленном Кабинетом министров Республики Узбекистан.
Нарушение данных требований влечёт за собой ответственность в соответствии с законодательством. Лица, права и законные интересы которых были нарушены, вправе обратиться в установленном порядке в суд для защиты своих прав, чести, достоинства и деловой репутации, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда.
При чём тут защита персональных данных?
Блокировка социальных сетей, наблюдаемая в последнее время, основывается на идее защиты персональных данных. Согласно статье 13 закона РУз «Об информатизации», информация о персональных данных физических лиц относится к категории конфиденциальной. А согласно статье 19 закона, защита информационных ресурсов и информационных систем осуществляется в целях:
обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства;
предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, блокировки, подделки информационных ресурсов и иного несанкционированного доступа к ним;
предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, блокированию, копированию, искажению информации и других форм вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;
сохранения государственных секретов и конфиденциальной информации, содержащейся в информационных ресурсах.
Кабинет министров РУз ещё в сентябре 2018 года утвердил правила блокировки сайтов с запрещённой информацией. Для ограничения доступа достаточно заключения Центра мониторинга или решения экспертной комиссии. Это стало возможным согласно Положению, утверждённому Постановлением Кабинета министров от 5 сентября 2018 года.
Согласно «Положению о порядке ограничения доступа к сайтам, содержащим информацию, распространение которой запрещено законодательством Узбекистана», «ограничение доступа — комплекс организационных и программно-технических мер, направленных на прекращение доступа пользователей к соответствующему информационному ресурсу сети интернет на территории Узбекистана».
Мониторинг сайтов ведёт Центр мониторинга в сфере массовых коммуникаций Узбекского агентства по печати и информации. Центр также назначен уполномоченным органом по формированию и ведению Реестра информационных ресурсов, содержащих информацию, распространение которой запрещено законодательством.
Как осуществляется блокировка?
По результатам мониторинга в случае выявления сайтов с запрещённой информацией Центр мониторинга в течение одного рабочего дня готовит соответствующее заключение. Заключение Центра, как и Экспертной комиссии в сфере информации и массовых коммуникаций, которая может проводить экспертизу результатов мониторинга, можно обжаловать в суде. После подготовки заключения или получения решения экспертной комиссии Центр незамедлительно вносит в реестр идентификационные данные сайта, распространяющего запрещённую информацию, с обязательным указанием заключения или решения, послужившего обоснованием. К данным сайта относятся уникальные доменные имена, указатели страниц сайтов и сетевые адреса.
Комплекс мер по ограничению доступа к сайту, включённому в Реестр, принимает Министерство по развитию информационных технологии и коммуникаций. Сайт блокируется в течение 12 часов после внесения его данных в реестр.
После принятия изменений в закон «О персональных данных» контроль за социальными сетями был возложен на «Узкомназорат». Узбекский закон, как и российский, обязывает социальные сети сохранять и обрабатывать персональные данные на территории страны и позволяет блокировку сайтов, нарушающих данное требование.
Три из четырёх итоговых программ, которые регулярно появляются в этом обзоре, так или иначе рассказали о страшной трагедии в Алматы: мать выбросила из окна многоэтажки троих детей и спрыгнула вслед за ними. Впрочем, рассказывая о происшествии, на КТК грубо нарушили этические нормы.
Другие важные темы недели: у Nur Otan сменился официальный лидер, растёт количество интернет-мошенников, в стране поднимут пенсии и пособия по инвалидности, в «Астана Опера» для первого президента (и не только для него) спела Мария Мудряк (интервью с ней сделали «Грани»).
Выпуск начался с рассказа об ужасной трагедии — женщина с тремя детьми выбросилась из окна девятого этажа. Алтын Мендыбаева сделала сюжет и постаралась препарировать происшествие, озвучивая малейшие подробности, которые ей удалось узнать (взяла даже интервью у продавщицы в магазине у дома). Во время подводки на экране — незаблюренная (пусть и нечёткая) фотография женщины и её мужа (далее в сюжете лицо мужа блюрят, но не фотографию погибшей). Классический сюжет в стиле КТК: не погнушались журналисты и синхронами очевидца со словами «даже штанов на ней не было, полуголая она была». Не говоря уже о том, что с камерами они пришли в дом скорбящих родственников и записали их домыслы и признания. Вопрос: это сделано, чтобы озвучить некую проблему? Но мы ничего не знаем о проблеме.
Есть комментарий психолога, которая озвучивает всё те же домыслы: она не была знакома с погибшей женщиной. И уж совсем ужасны слова, которые эта психолог произносит: «Возможно, так она пыталась защитить своих детей». И кто ненормальнее: психолог или журналисты, которые решили использовать такие высказывания в сюжете? Как вообще можно предлагать комментировать такое психологу, которая не была знакома с жертвой?
Программа продолжается рассказом о новом штамме коронавируса и прочими ковидными новостями.
В подзабытой рубрике «Большая политика» — рассказ об уходе Нурсултана Назарбаева с поста руководителя правящей партии Nur Otan. К объяснениям собственно первого президента присовокупили мнение политолога, который считает это событие «ожидаемым и вполне логичным».
С 1 января в Казахстане повысят пенсии, минимальные зарплаты и госпособия. Это тема следующего сюжета, в котором подробно объясняется, чем это чревато для экономики Казахстана. Бахтияр Даркеев «всё подсчитал». С матерью пятерых детей он отправился в магазин, чтобы выяснить, можно ли хотя бы прокормиться даже на обновлённые пособия (спойлер: нет). Также среди героев — мужчина с инвалидностью. Такие сюжеты у КТК получаются лучше всего, и этот — не исключение, материал полный и сбалансированный (впрочем, на примерно пять комментариев героев и экономистов — всего один от профильного министерства).
В Казахстане появилось мобильное приложение для жертв бытового насилия, сервис MeeToo. Там есть не только информация, но и кнопка вызова экстренной помощи. Ирина Криштоп сделала сюжет. Это тоже конёк КТК: материал сделан динамично и профессионально. Одна из жертв насилия открыто рассказывает о том, что происходило в её семье, при этом лицо предполагаемого агрессора, её мужа, заблюрено. Алия, защищаясь, ударила мужа ножом, в двух больницах сказали, что рана не смертельна, но мужчина всё равно умер. Теперь девушке грозит 12 лет тюрьмы. В сюжете не хватило комментариев от официальных лиц — хотя бы тех, что когда-то декриминализировали статью о домашнем насилии.
Завершается программа очередным выпуском проект Qazaqstan 91-21, на этот раз — год 2019.
Первый большой сюжет программы посвящён передаче власти в партии Nur Otan от первого президента Нурсултана Назарбаева действующему президенту Касым-Жомарту Токаеву. В паркетном сюжете нет ничего примечательного. Разве что можно насладиться высоким стилем речи корреспондента Айгуль Адиловой в стендапе: «Как раз и решение о передаче полномочий председателя партии продиктовано главным принципом Лидера Нации — единством народа. Так было и в момент, когда Нурсултан Назарбаев слагал полномочия главы Ассамблеи народа Казахстана в пользу президента, отмечая, что всё должно быть в одних руках. Нурсултан Назарбаев — политик мирового масштаба, планомерно, стратегически, выверенно ведущий Казахстан по пути развития. Всегда руководствуется исключительно интересами народа. Преемственность, стабильность и процветание — основные принципы, которыми должны руководствоваться и следующие поколения».
Следующий материал рассказывает о визите президента Токаева в Бельгию, где он встречался с руководством страны, а также высшим руководством ЕС. Цель переговоров — взаимное признание вакцины и паспортов вакцинации. Обычный паркетный сюжет, который журналисты пытаются хоть как-то эмоционально раскрасить, показывая и проговаривая, что руководители стран обменялись рукопожатиями и сняли маски только для фотографирования. Раньше встречи проводились «без галстуков», сейчас особый уровень доверия — «без масок».
Материал о начавшейся ревакцинации ведущий Александр Трухачёв начинает с подводки: «Тем временем, эпидемиологическая ситуация в нашей стране на протяжении уходящей недели продолжала оставаться стабильной. И очень похоже на то, что это прямое следствие кампании по вакцинации населения». Вполне вероятно, что так и есть, однако фактов в пользу этого приведено не было. Например, можно было бы показать снижение уровня заболеваемости, сравнив цифры ноября прошлого года и ноября этого.
Четвёртый материал — про окончание расследования причин гибели горняков на шахте Абайская. Зрителям поведали про диспетчера, который зафиксировал повышенный уровень газа и отключил подачу электроэнергии в шахту, тем самым предотвратив взрыв метана, который мог бы унести намного больше жизней, «как это произошло в Кузбассе». К слову, ни одна другая итоговая программа про это не рассказала.
Далее — о дефиците электроэнергии, который вызван производством криптовалюты. В целом информативный сюжет, после просмотра которого возникает желание отрыть майнинговую ферму, раз это так выгодно и легально. В сюжете представлены синхроны президента Ассоциации блокчейна и индустрии дата-центров, министра энергетики РК, заслуженного энергетика РК, представителя АК KEGOC, экономиста… Одни чиновники, представители «стороны обвинения». Нет самих майнеров, нет людей, которые страдают от веерных отключений.
Затем нам рассказывают о залоговой политике банков, которую поручил реформировать президент. Есть кейс с пострадавшей женщиной и её адвокатом, есть Токаев, депутат Мажилиса, председатель Палаты независимых оценщиков. Однако чёткой инструкции, как избежать подобной ситуации, нет.
Выпуск завершается двумя небольшими сюжетами: про выступление оперной певицы Марии Мудряк в «Астана Опера», которое посетил Нурсултан Назарбаев, а также новостью о Курултае в Туркестане. Пожалуй, самый интересный момент — цитата из докфильма, где Елбасы рассказывает, как, посоветовавшись со знающими людьми, отправил 11-летнюю девочку по «Болашаку» учиться в Италию. Такие истории могут очень хорошо замотивировать юные таланты.
О трагедии женщины и её детей в Алматы «7 кун» не рассказал.
Программа началась с короткой информации, что предпринимателей, которые работают не через платежи, а через переводы с карты на карту, теперь будут отслеживать и в перспективе наказывать. Затем ведущий Алибек Рзабаев заговорил об обсуждаемом сейчас «налоге на роскошь» — тоже коротко.
Эльмира Ишмухаметова начала большой блок об интернет-мошенниках. Эта тема только в «Гранях» всплывает уже не в первый раз — похоже, она вечна. Истории о том, как кто-то «повёлся на развод», как на кого-то обманом оформили кредит, происходили и будут происходить всегда. Вот и на этот раз нам предложили несколько таких кейсов, а также интервью с Дмитрием Акмаевым, представителем агентства по регулированию финансового рынка РК. От Эльмиры толковые вопросы, в сюжетах — важные нюансы, в том числе о том, как работают микрофинансовые организации и почему мошенникам удаются их схемы. Акмаев говорит: даже если вы в личных сообщениях отправляете свои данные, это уже риск, поэтому не стоит этого делать, а если всё-таки сделали, нужно попросить собеседника их сразу удалить. Также Ишмухаметова рассказала, как легко попасть на удочку преступников, которые работают через сайты продажи товаров. Тему фишинговых сайтов в студии прокомментировал Жандос Боранбай, исследователь информационной безопасности Центра анализа и расследования кибератак. Хороший и полезный блок, много важной информации и ярких историй.
Следующий блок — про страшную трагедию, которая произошла в Алматы: мать выбросилась из окна девятого этажа вместе с тремя детьми. Сначала — небольшой сюжет с интервью соседей-очевидцев, затем автор говорит, что причину такой трагедии надо понять, чтобы она не повторилась. В студии Рзабаев беседует с психологом Еленой Тен, которая чётко и ясно говорит: не бывает посмертной психиатрической экспертизы, а вот полицейские, которые разгласили содержание предсмертной записки, не должны были этого делать. А СМИ, которые смаковали детали трагедии, не пытались решить какие-то проблемы общества, а гнались за рейтингами. Елена также подробно рассказала, как можно получить психологическую помощь, даже если у вас нет денег на специалиста.
Коротко рассказали о том, что партией Nur Otan теперь будет руководить Касым-Жомарт Токаев, далее — большой блок про непогоду и как с ней борются (Нур-Султан на неделе замело).
Казахстанским полицейским утвердили новую форму, сейчас её шьют (кстати, заключённые), Светлана Пенькова показала, где именно, из чего, и как теперь будут выглядеть стражи порядка. И даже проверила новую одежду на прочность — в том числе влагоустойчивость. Спойлер: проверку непогодой новые куртки прошли. Очень интересно и познавательно, много подробностей.
Далее — о том, что в Казахстане собираются увеличить пособия для людей с инвалидностью. Авторы нашли яркую героиню с малышом, но, к сожалению, и не подумали заблюрить лицо её ребёнка с ДЦП. Зато очень подробно расписали бюджет её семьи и рассказали, что благодаря кризисному центру мама смогла скопить деньги на лечение сына. Ещё один герой — взрослый человек с инвалидностью, тоже очень яркая история.
Затем нам рассказывают о казахстанском альпинисте Максуте Жумаеве, который покорил 14 самых высоких пиков мира (без дополнительного кислорода), и представляют интервью с Марией Мудряк, казахстанской оперной диве, которая стала известной ещё будучи ребёнком.
В самом конце — очередная рубрика о 30-летии Независимости: 2015 год вспоминают вместе с журналистом и телеведущим Сергеем Пономарёвым.
Apta началась с новости о новом штамме коронавируса. Дальше следовала официальная статистика смерти за последние сутки от COVID-19 и коронавирусной пневмонии.
За январь-сентябрь 2021 товарооборот между Казахстаном и Евросоюзом увеличился на 18,4 % и достиг $20,8 млрд. Касым-Жомарт Токаев совершил визит в Брюссель. Он встретился с королём Бельгии Филиппом и другими официальными лицами Бельгии и ЕС. Корреспондент Альбина Ашим сообщила, что некоторые переговоры прошли в закрытом от СМИ режиме. Получился официозно-протокольный сюжет, где особое внимание обратили на то, как гостеприимно и с каким уважением встречали Токаева.
Далее — очередной материал про фермеров, которые пострадали от засухи в этом году. Сюжет из Туркестанской области рассказывает о скотоводах, которые перебрались со своими стадами на побережье водохранилища Коксарай. Материал наглядно показывает, как трудно живётся сельчанам, которые хоть как-то пытаются спасти овец от голода. Говорили и о том, как трудно получить помощь от государства.
О том, как Назарбаев передал свои полномочия по управлению Nur Otan Токаеву, сделали сюжет. Много синхронов первого президента, архивные кадры, комментарии депутатов и эксперта.
Сюжет сняли и о трагедии в Алматы — гибели женщины и её троих детей. Его авторы попытались найти ответ на вопрос, что стало причиной происшествия, только ли конфликт между супругами или другие проблемы? В материале есть героиня с тяжёлой историей: муж её часто избивал, она даже хотела повеситься. О проблемах этой семьи в Алматинской области знали все: от участкового до сотрудников школы. Но никто не захотел вмешаться и помочь. Теперь женщина с детьми живёт в кризисном центре в Нур-Султане. Эксперты-социологи в сюжете говорили, как можно решить такие проблемы. Материал хороший, но в нём не было комментариев ни от правоохранительных органов, ни от министерств. Если учитывать, что одна из функций журналистики — озвучивать проблемы и таким образом способствовать их решению, то с этим заданием материал справился. Правда, никто до конца не знает, какая именно проблема была в семье, где случилась трагедия.
Программа закончилась сюжетом о концерте, который посетил Нурсултан Назарбаев. В «Астана Опера» пела Мария Мудряк.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.
На YouTube-канале «Пацанские истории» полмесяца назад была опубликована первая серия нового сериала «5:32» под лого Salem Social Media. Также фильм выкладывается на отечественной платформе Aitube, причём в опережение гугловского сервиса (фора — одна серия). Видимо, сделано это для раскрутки казахстанской площадки. Посмотрев первые три эпизода, готов сообщить: сериал режиссёра Алишера Утева вполне можно назвать настоящим событием этого года. Но, признавая достоинства его работы, я готов её и покритиковать.
Как в жизни
Фирменная черта казахского кино — почти документальная реалистичность, обнаруживающаяся в осознанной скупости выразительных средств — в новом сериале Алишера Утева получает неожиданное развитие. Потому что реализм у него сгущается до шокирующего натурализма, «жизненная» выразительность усиливается хорошей драматургией и приправляется очень и очень приличной актёрской игрой. На этих трёх китах «5:32» вплывает в тихую сериальную гавань страны и поднимает кильватерной струёй многолетний придонный ил: вопреки разговорам о качестве нашего кинематографического человеческого капитала, Утев приковывает внимание замирающего зрителя к монитору на сорокаминутку каждой серии и не даёт ни малейшего повода усомниться в профессионализме своей команды.
«5:32» — сериал о битве следователей особого отдела с маньяками, безжалостными убийцами с зачастую непонятной для обычного человека мотивацией.
Структурно многосерийная картина интересна тем, что совмещает конструктив процедурной драмы (с сериями, представляющими собой отдельные истории) с принципами последовательного сериала (когда сюжетная арка растягивается на множество серий). В фильме есть две линии: генеральная, история наших дней, в которой повествуется о неожиданном обращении действующих сыщиков к бывшему следователю, когда-то специализирующемуся на серийных убийцах. Молодой сотрудник следственного отдела приезжает к запойному пьянице Шалкару с просьбой о помощи и сообщает о новых чудовищных преступлениях с характерным почерком. Бывший следак не на шутку встревожен и немедленно выезжает с новым знакомым из Алматы в Карагандинскую область. По дороге, на протяжении первых серий, выясняется, что перед нами суперпрофессионал, в 90-е годы ловивший самых страшных преступников. Здесь включается вторая, ретроспективная, линия: показывается молодой Шалкар, который с коллегами из особого отдела полиции разоблачает убийц — порой ценой огромных жертв: так, маньяки убивают его любимую.
Молодого следователя Шалкара играет актёр Абильмансур Сериков, тот же герой, но уже из наших дней, воплощается Маратом Амираевым. И это одно из лучших претворений в жизнь скрытой драматургии: в персонаже Амираева однозначно узнаётся персонаж Серикова. При этом отличия молодого Шалкара от его же, но выброшенного на обочину жизни, обусловленные в художественном мире разрушением личности героя из-за пережитого, превосходно вписываются в канву показываемой истории. Отличный кастинг и отличная режиссура: двум актёрам удаётся показать на контрасте жестокость профессии и судьбы, сославшей энергичного и опрятного молодого следователя в общажный заставленный пустыми бутылками клоповник и добавившей глубоких морщин на лицо.
Вообще в фильме игра актёров хороша без исключений, что в нашей сериальной индустрии бывает редко. Следователи, жертвы и маньяки, главные и второстепенные роли созданы на новом уровне для отечественной сериальной видеохостинговой продукции. Да и не только видеохостинговой. Появление сериала на интернет-платформах кажется не робким экспериментом, но уверенным вызовом телевидению. По крайней мере, создателям сериала «Дурь», когда-то вышедшего на КТК, посмотреть «5:32» однозначно стоит. Потому что эта работа лишена многих отмеченных мной в телевизионном фильме недостатков.
Естественно, жанр накладывает отпечаток: дотошный зритель, конечно же, найдёт поводы усомниться в правдоподобности картины. Но если мы говорим о художественном фильме, впору говорить об оправданности либо неоправданности тех или иных элементов: а в «5:32» они появляются не из-за творческого отчаяния, но с явным расчётом.
Например, в реальности нет придуманных за пять минут «на коленке» и так же претворённых в жизнь планов с ловлей маньяков «на живца» с нелепым преследованием преступников (лавина саспенса обеспечивается неумелыми действиями следователей с амбициями «группы захвата»). Но в итоге имеет значение лишь то, что это работает.
https://youtu.be/EgszWSaTBbs
Да, авторы перегнули и с образом явно душевнобольного убийцы, которого судебно-психиатрическая экспертиза позже признает вменяемым (о маньяке из третьей серии). Но это следствие простой авторской логики. Кровожадность маньяков растёт от серии к серии: если убийцы-таксисты просто устрашают, то от торговки беляшами с человечиной в следующей серии, спокойно раскладывающей перед взмахом топора плёнку, чтобы не запачкать пол, уже стынет кровь в жилах (блистательная игра Жаудир Сарыпбековой придаёт серии вязкость хорошего хоррора). В третьем эпизоде кровь уже льётся рекой, жертвы укладываются штабелями, а герой теряет последнюю каплю рассудка: так авторы пытаются повысить градус. И какая уже разница, признает ли душегуба художественный судмедэксперт вменяемым или нет — главное, бой с тенью измазанного кровью убийцы рядом со свежим трупом будоражит зрителя.
Другие составляющие творческого успеха: хороший, лаконичный, понятный сценарий с незамысловатым, но хорошо проработанным сюжетом без «хвостов» и «провисаний»; отсутствие не оправданных художественной условностью измышлений; мастерски объединённые в одно повествование, дополняющие друг друга сюжетные линии; яркие детали, заставляющие историю «дышать» — вроде патологоанатома, жующего пирожок над трупом, или молодого надменного коллеги, вдруг перешедшего с Шалкаром «на вы» после погружения в подробности его шокирующей карьеры. Я мог бы завершить рецензию на этом месте. Но хотел бы высказать мнение и о замеченных недостатках.
YouTube не указ
В начале этого отзыва я упомянул натуралистичность фильма, под которой в том числе подразумеваю усилия авторов изобразить события как можно более достоверно, «как в жизни», даже в ущерб художественной глубине. Оборотная сторона этого метода — злоупотребление «чернухой» и «новой искренностью» (которые авторы, возможно, воспринимают как доказательства абсолютной творческой свободы). Обгоревшие трупы, разбросанные части тел, брызжущая во все стороны кровь и предсмертная агония жертв маньяков: иногда кажется, что авторы упиваются не просто показом насилия, но демонстрацией старательно изготовленных макетов и отличного грима: другими словами, демонстрацией своих кинематографических возможностей.
С другой стороны, натурализм стал одной из главных особенностей казахстанских фильмов, рассчитанных на видеосервисы. И если в «Дури» я находил употребление мата и реалистичность постельных сцен неоправданными, потому что подавались они под серьёзным информационным брендом, то в «5:32» высочайшая концентрация обсценной лексики и кровавые ошмётки в кадре уже вызывают отторжение из-за выхода за пределы некоего общепринятого этического консенсуса. Показательно, что в YouTube некоторые особенно жестокие сцены авторы вынуждены «блюрить», потому что они могут нарушить правила платформы. Но в Aitube тот же видеоряд оставляется без цензуры. Это наталкивает на справедливый вопрос: осознают ли авторы, что декларируемое в начале каждой серии ограничение «21+» не более, чем условность, потому что тут же, в описании ютьюбовских роликов, они предоставляют возможность пройти по активным ссылкам на свободный от ограничений казахстанский видеохостинг. Получается, правила гугловского сервиса для них лишь досадная препона, которую с лёгкостью можно обойти.
https://youtu.be/NvlXESzwf9E
Кроме того, я не вижу в идее показа жизни «как она есть» какого-то большого художественного потенциала, при этом понимаю все эти усилия лишь как некий эффектный приём, происходящий из противопоставления норм Сети нормам старых площадок (то же самое мы можем наблюдать в блогинге, который часто существует на сопротивлении официальным СМИ). Вообще тяга к натуралистичности — это idée fixe нового поколения наших кинодеятелей, отчего-то поставивших во главу угла достижение микроскопической точности. Но тогда, когда человечество с этим давно наигралось. Подводные камни такого подхода — его самоцельность и ограниченность задачи: уберите из любой серии «5:32» особенно жестокие сцены, замените обсценную лексику на эвфемизмы или вовсе удалите — фильм точно не станет хуже и не станет менее убедительным, потому что убедительность его достигается более фундаментальными способами (о качестве актёрской игры и драматургического материала я уже говорил). В рецензии на ту же «Дурь» я высказывал мнение о необязательности создания карго-культа «новой искренности». Эти слова актуальны и для сериала Утева.
Сериал «5:32» — это качественный видеохостинговый продукт, не лишённый недостатков, при этом, без сомнения, это настоящая режиссёрская удача и одно из самых ярких кинематографических событий года. И это очередной пример того, что замысловатость сюжета не так важна, как его качество и реализация: иногда лучше сделать просто, но хорошо, чем тщетно бороться с многоликим монстром, вырывающимся из рук.
Что до режиссёра Алишера Утева, он наверняка стремится в большое кино, и если это так, «5:32» вполне доказывает оправданность амбиций автора.