Проблемы с точностью, недостаточно контекста, чтобы понять смысл новости, обобщения и личное мнение. «Новый репортёр» публикует результаты медиамониторинга новостей телеканала КТК, портала Nur.kz и информационного агентства Tengrinews.kz с контентом на русском и казахском языках за август 2020 года (17-23.08). Подробнее о методике мониторинга можно прочитать здесь.
Телеканал КТК
Критерий «точность» предполагает в том числе, что в материале чётко указаны источники информации. В новостях КТК на русском языке за неделю мониторинга было отмечено пять материалов, в которых непонятен статус спикеров. Так, в сюжете Жилищный кооператив, обманувший вкладчиков, продолжает работать спикера подписали «Баян Алишева, Актюбинская областная прокуратура», без указания должности. В сюжете Конец света, где жители посёлка Жамбыл Алматинской области жалуются на отсутствие электроэнергии по несколько дней, журналист берёт комментарий у неизвестного лица: в титрах не указаны ни имя, ни статус спикера.
В материале ЕС не признал выборы, «батька» привёл войска в боевую готовность есть комментарии, которые вводят в заблуждение. «Но народ и Тихановской больше не верит», — говорит журналист за кадром, ничем не подкрепляя это утверждение. В сюжете Опасный синдром говорится о заболевании — кавасакиподобном синдроме. Утверждение журналиста «кавасакиподобный синдром легко поддаётся лечению», основанное на словах врача, вводит зрителя в заблуждение. Врач говорит: «Если выявить болезнь на ранних стадиях, лечение может благоприятно закончиться». То есть лечение может закончиться хорошо, но не обязательно может проходить легко.
Мониторинг также зафиксировал примеры, где не соблюдается принцип непредвзятости. В сюжете Ни к чему красивые рапорты – Токаев предпочитает передовые технологии журналист заявляет: «Людям, судя по всему сказанному, Касым-Жомарт Токаев не очень доверяет, а вот технике типа «Сергек» – вполне». Автор вырвал фразу из контекста. В материале Кислотная реакция журналист, основываясь на словах жителей посёлка Жарык в Карагандинской области, говорит, что «сейчас на соседние рудники кислоту доставляют автомобилями, это небезопасно». Опасность рудников не проверена и не доказана специальными экспертизами и экспертами.
В части материалов отсутствуют контекст или бэкграунд. В сюжете Елбасы назвал праймериз Nur Otan реальным социальным лифтом о старте праймериз в Казахстане не объясняется, что это такое.
В вечерних выпусках новостей на казахском языке, вошедших в мониторинг, также проблемы с точностью. В сюжете Ұсыныс: Бетперде тақпаған азаматтың айыппұлын 30 есеге азайту керек говорится о том, что штрафы за отсутствие масок будут уменьшаться. Вместе с тем, в заявлении Минюста сообщается, что «этот вопрос пока не обсуждается». Откуда взялась информация об уменьшении штрафов, кто говорил — непонятно.
Nur.kz
В материале «Правая рука» Аблязова участвовала в отмывании более полумиллиарда долларов, сделанном на основе публикации блогера, факты не отделены от мнений и слухов; женщину, о которой рассказывается в материале, называют любовницей.
Материал от 23 августа, где говорится о том, что Минздрав РК решил отказаться от препарата Фавипирапир, может ввести в заблуждение читателей. В нём одновременно сообщается, что препарат применяется с согласия пациентов, непонятно говорится о прошлом опыте или о существующей практике.
Проблемы с ясностью — в материале Почему в выходные в Алматы вводятся карантинные меры, объяснили в ДККБТУ. Обычный читатель может и не знать, что значит эта аббревиатура. Ко всему прочему, в материале приведена статья, предусматривающая штраф за нарушение карантина, однако не расшифровывается, за что именно будет выписан штраф и на какую сумму.
Неясность внёс также материал под заголовком Хотела «лисьи глазки» и ослепла: чем опасен новый бьюти-тренд, рассказали врачи от 22 августа. В материале упоминается, что новый косметологический способ может привести к слепоте, однако в самом тексте нет примеров того, что реальные девушки, сделав процедуру, ослепли. Поэтому неясно, откуда вообще такая гипотеза.
В материале на казахском языке Карантин алынған соң Алматыдағы сауда орталығында ұзын-сонар кезек пайда болды не указаны источники информации, используются лишь обобщённые словосочетания: «сказала женщина», «сообщила девушка». В другой статье тоже проблема с источниками — Қорғаныс министрлігінде жауынгерлік даярлық бойынша сабақтар қайта басталды. Откуда взята информация о том, что Минобороны возобновило уроки по военной подготовке, кто её распространил? Не указывается.
В заметке о том, что в Алматы на выходные сохраняются карантинные меры, — Алматыда демалыс күндері неліктен карантин шаралары сақталады — нет конкретики, что именно будет работать, а что нет. Лишь говорится «многие объекты». Обобщения используются и в следующем материале — Шетелде оқитын қазақстандық студенттердің мәселесі қалай шешілуде, где также применяются общие словосочетания «множество звонков», «студенты и их родители выразили обеспокоенность».
Tengrinews.kz
Мониторинг информационных материалов Tengrinews.kz выявил проблемы с ясностью. 20 августа вышла новость, что пятизвёздочный отель Rixos Aktau, куда ранее три раза не пускали для проверки главного санврача города, проверили на соблюдение карантинных норм. В материале санврач говорит, что провела проверку, есть комментарий менеджера отеля. Но осталось непонятным: почему санврача ранее не пускали, и нет результатов проверки.
Материал «Серик Сапиев ответил на слухи о задержании» логически не структурирован, непонятно, как связано то, что чиновник находится в декретном отпуске, и слухи о задержании.
В новостях информагентства также есть сообщения, которые преподносятся без контекста. Вот два примера. В новости Около трёх тысяч армянских авто ещё не прошли регистрацию – МВД нет справочной информации по теме: что такое «армянские авто», как они регистрировались и так далее. Смысл материала Сенатор заступился за учителей тоже неясен. Непонятно, как заступился сенатор за учителей? В сообщении нет прямой речи сенатора или министра образования по итогам их встречи.
Субъективизм и манипуляция обнаружены в статье «Бас ауырады, ұйқы жоқ». Ақтөбеліктер күкіртсутектен тұншығып жатыр. Не указывается, кто конкретно страдает от выделения сероводорода, у кого болит голова, герои обозначены лишь обобщениями — «актюбинцы», «жители города», «они».
Проблемы с неясностью и в материале Қазақстандықтар қандай транзит рейстер арқылы ұша алатыны айтылды. Из предложения «Байғабылов қандай да бір елге бару алдында сондағы коронавирус бойынша жағдайды білу керек» («Байгабылов должен перед поездкой в какую-либо страну узнать о ситуации с коронавирусом»), следует, что речь конкретно о гражданине Байгабылове, который должен узнать о ситуации. По логике пропущено «сказал он», либо «по словам…».