Таджикистан: право говорить и право знать

0
97

В современном обществе  СМИ  играют большую роль в формировании общественного мнения.  Именно поэтому их  деятельность контролируется  всеми возможными и невозможными способами. Могут ли журналисты в таком случае говорить всю правду? О чем можно писать, но нельзя показывать? Медиа эксперты и редакторы СМИ Таджикистана размышляют на эту тему.

«Право говорить и  право знать».

Исполнительный директор информагентства «Азия-Плюс» Зебо Таджибаева (Душанбе) считает, что  острые вопросы,  в первую очередь  поднимают  газеты, потому что все электронные СМИ, которые работают в режиме онлайн,  дают больше предпочтение новостям. Чтобы осветить проблемы в целом, одних новостей недостаточно» — говорит она.  Но так как газеты уже стремятся перейти  в интернет, она  считает, что «скоро и  на интернет порталах, мы увидим больше  тем».

«Я думаю, что,  все-таки,  в интернете  цензуры меньше.  То, что мы не можем сказать сами, мы допускаем в комментариях, хоть и есть модерация, но пропускаются и острые  комментарии от пользователей, то есть,  то, что не скажем мы, скажут наши пользователи. Если мы хотим  тащить, какой- то острый материал,  то мы,  обычно,  сначала пропускаем  его в интернете, чтобы посмотреть на  реакцию  людей, а потом уже публикуем  в газете».

Доктор филологических наук, профессор кафедры международной журналистики  ТНУ  Джовид Муким, считает, что  интернет  и частные издания более или менее  свободны  в выборе тем. «Но, к сожалению, говорит он, «события октября и ноября 2010 года показали, что и здесь есть цензура».

«Дело в том,  что издатели и главные редакторы  не хотят портить свои отношения с правительством, с  чиновниками. Поэтому,  они стараются не критиковать основные проблемы, которые у нас есть. Они могут поднять те проблемы,  за которых  на них не  будут «точить  зуб». Они могут критиковать президента Узбекистана, потому что он не может повлиять на нашу прессу. Они могут критиковать  и других президентов,  хотя у нас своих проблем хватает.

Если остальные СМИ создают диапазон мнений по тому или иному вопросу, то от телевидения зависит, какие факты и темы попадут в центр общественного внимания, получат статус «событий», будут считаться важными и приоритетными, а какие останутся на периферии, и будут незамеченным.  Монопольное положение таджикского телевидения,   имеет  все условия для  создания подобной  среды  конструирования событий.  Возможно, поэтому,   деятельность телевидения в стране  находится под особым контролем, что в итоге, приводит к окончательной потере зрителей.

«У нас ТВ политизировано, они постоянно показывают поездки президента. К сожалению, после гражданской войны у наших чиновников осталось в голове, что если кого-то критиковать, то ты «враг государства».

Поэтому  на  ТВ почти ничего  не критикуется, хотя видно, что полно социальных проблем, но этого  никто не видит. Лучше они будут кого-то хвалить, говорить не правду, но зато они будут жить,  они будут  работать  на  ТВ. По этой причине,  ТВ уже давно работает у нас по принципу-«черный пиар» —  говорит Джовид Муким.

Карим   Азизов, главный редактор информационно  аналитической  программы   на ТВ «Сафина»,   в свою очередь считает,  что:

«Газеты люди  уже не покупают,  как раньше, при Союзе. Сейчас они, наверное,  немного дороговаты. Чем газеты, люди сегодня  предпочитают покупать хлеб или масло.  Легче получать  информацию по радио или ТВ,  это обходится бесплатно», говорит он.

Также он не согласен с тем, что, якобы на ТВ нет критических материалов».

«Думаю, что это не правильно, потому что у нас каждую неделю есть итоговая получасовая программа, « Итог недели»  называется. И там 90 % сюжетов, которые мы  показываем,   в основном  посвящены  недостаткам  в обществе. Мы  делаем это в мягкой форме.  Наша цель — это просто показать, как и кто будет решать эти проблемы не наше дело, мы направляем руководителям, в министерства. Каждый квартал мы отчитываемся,  и проводим пресс конференции,  где насчитываем  около  10 -15 таких аналитических сюжетов, где затрагивались,  те или иные  проблемы  в обществе».

Более 25  лет  работы в  таджикских  и зарубежных СМИ дает возможность Джовиду  Мукиму  сделать следующие  выводы о состоянии свободы слова в Таджикистане:  «В самом деле, свободы слова у нас нет, а  на  радио то же самое, например, «Имруз нюс»  может поднять некоторые социальные проблемы, какую-то мелочь, типа  транспорта,  они тоже исходят из того, что за ними стоит Ориён банк, поэтому,  они могут позволить  себе критиковать  какие-то мелкие организаций  или,  каких-то чиновников, но не более.  На государственных  радио, конечно,  тоже есть табу на критические материалы,  и там больше преобладают музыкальные каналы.

«Даже некоторые наши политики, как например  Акбар Турсун, новый директор  Института Языков, Востоковедения и Рукописи Таджикистана им. Рудаки в своем  интервью говорит: «Говорят, что у нас нет свободы слова, это не верно,   вот смотрите, как в Узбекистане нет свободы слова». К сожалению,  наши чиновники сравнивают Таджикистан с Узбекистаном, — вот  видите, там нет демократии, а  у нас есть демократия.  Этот Акбар Турсун 15 лет жил в Америке, приезжает сюда и говорит, что у нас есть свобода слова, потому что ему дали должность. Он думает, что, если ему дали должность,  значит,  есть свобода слова.  Честно говоря,  меня  это раздражает, потому что говорят одно,  а думают другое».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь