В Казахстане совершено нападение на журналистов компании «Stan production». Это случилось 26 октября днем в городе Актау (Западный Казахстан). Туда съемочная группа из Алматы приехала снимать репортаж о продолжающейся забастовке работников нефтяной отрасли.
Все случилось, когда журналист Оркен Бисенов и оператор Асан Амилов стояли возле подъезда дома, в котором снимали квартиру, и ждали такси.
В такси успел сесть только Оркен. Асана остановили трое парней из стоявшей рядом «Тойоты Прадо» — попросили закурить. В следующее мгновение Асан почувствовал удар по голове. На Оркена в этот момент наставили пистолет и выстрелили два раза в упор.
«Когда я увидел пистолет, сразу понял — этот человек будет стрелять. Я просто интуитивно повернулся спиной и тут же почувствовал, как мне обожгло спину. И стало очень больно. Я тогда еще не знал, что пистолет травматический, думал, это — боевые патроны. Подумал, что это все — я умираю», — рассказывает Оркен на пресс-конференции в Алматы.
Асана Амилова били битой, дубинкой и стреляли из травматического пистолета по ноге. У него сотрясение мозга, травма головы, ранена нога, левая рука плохо работает.
«Если посреди бела дня в Казахстане так поступают со съемочной группой: бьют битами, стреляют, вот так внаглую, я думаю, мы дожились до этого», — говорит Асан Амилов.
Нападение длилось не больше 2-3 минут. Таксист, по словам журналистов, сбежал сразу. По версии же полицейских ДВД Мангистауской области, представленной в пресс-релизе, водитель такси также пострадал от рук нападавших, которые, забрав ноутбук Оркена, скрылись на белой «Тойоте Прадо». Другую аппаратуру они не взяли.
Полиция прибыла через минут 10, говорит Асан, почти сразу объявила план «Перехват». Но так и не смогла найти такой автомобиль в небольшом городе, несмотря даже на то, что журналисты назвали номер машины.
Оркен и Асан считают, что это нападение связано с их профессиональной деятельностью. На тот момент они находились в городе уже 4 дня. За это время, по словам телевизионщиков, за ними постоянно кто-то следил, неоднократно их пытались выманить из съемной квартиры.
В Актау и расположенный рядом город Жанаозен журналисты «Стана» приезжают почти каждую неделю. Они, пожалуй, единственные из казахстанских СМИ, кто продолжает следить за ситуацией с забастовщиками, непосредственно приезжая в этот неспокойный регион.
Здесь больше тысячи человек — работников нефтяных компаний вот уже пятый месяц проводят забастовку на площади Жанаозена. Они требуют пересмотра условий и оплаты их работы, а также улучшений социальных условий жизни.
Акцию протеста рабочих, по словам журналистов «Стана», пытаются прервать владельцы нефтяных компаний. Про саму забастовку с самого начала не говорят в официальных СМИ, мало рассказывают в частных медиа. Единственные, кто освещает эту историю, — оппозиционная пресса. Поэтому журналисты «Стана» считают, что нападение совершено с целью запугивания, чтобы в регион больше не приезжали представители никаких СМИ.
По факту нападения на журналистов в ДВД Мангистауской области возбудили уголовное дело по ст.179 «Разбойное нападение».
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=YxizBX3NyKk&feature=channel_video_title[/youtube]
По странному стечению обстоятельств за несколько дней случилось сразу три нападения на журналистов. В начале недели неизвестные избили журналиста и музыкального критика Романа Райфельда — он попал в реанимацию. Два дня назад охранники одного из алматинских рынков сильно избили съемочную группу телеканала «Алматы» и сломали аппаратуру. И нападение на сотрудников «Стана». Вот такая тенденция.
P.S. На пресс-конференцию, устроенную «Станом» в Алматы, собралось много журналистов. Среди них оказался и мужчина в строгом пиджаке и галстуке, с мини-камерой в руках. С виду — типичный госслужащий.
Журналистам, которым стало интересно, кто это, мужчина представился: «я из прокуратуры». Правда не захотел предъявлять документы и повел корреспондентов к коллеге, который, по его словам, все должен был разъяснить. Но «коллега», увидев камеру, заявил, что мужчину с камерой он не знает, видит впервые, а сам он просто прогуливается рядом с офисом «Cтана». После такого заявления и мужчина с камерой сообщил, что пришел просто снять «любительское видео».
[nggallery id=91]