Требуются послушные журналисты!

0
9

Если начинаются наезды на журналистов – жди перемен. И не очень приятных. Как правило, перед кардинальными политическими событиями идет процесс запугивания прессы, дабы заранее уберечься от ненужной информации, которая может стать доступной населению. Скорей всего, в Кыргызстане опять намечается очередная буча.

Возникновение «вопросов к ряду журналистов» «Вечерки» из этого ряда. Если раньше журналистов просто избивали или угрожали по телефону, то теперь «популярной» становится новая форма «превентивных действий».

Чекисты потребовали от редакции информацию о трудовой деятельности и заработках некоторых журналистов. Вроде бы ничего особенного, но, не зная подробностей причин интереса сотрудников спецслужбы, и, учитывая такую их «скромность интереса», то не аресты и не допросы, а всего лишь запрос на информацию, можно предположить, что мотивы их действий заключается вовсе не в исполнении прямых обязанностей.

В «конторе» предполагали, что их, как они считают, почти невинный интерес к журналистам самого популярного издания в стране, станет известен всем. Если бы аналогичный интерес они проявили к небольшой газете, то там, скорей всего, просто предоставили бы запрошенную информацию и не стали бы поднимать шум.

Другое дело «Вечерка».

Понятно было изначально, что там никто молчать не станет. А шум вокруг этого дела достигнет ушей других журналистов, и кое-кто из них задумается, стоит ли теперь выделяться своими публикациями, раз чекисты стали тратить свое драгоценное время по незначительному поводу на прессу.

То есть, это было всего лишь предупреждение на примере «Вечерки» о том, что репортеров, обозревателей и редакторов могут навестить сотрудники спецслужб и, если не посадят, то кровушку и нервы попортят.

Методы давления на прессу становятся все изощренней. Прошлым летом автора данных строк летом прошлого года, когда он работал пресс-секретарем правозащитной организации, навестили двое сотрудников «конторы», аж целый подполковник и капитан. Цель их визита, как они утверждали, была простая – просто поговорить. При этом они настойчиво предлагали пообщаться не в офисе, а на воздухе, попить чаю в кафе и пообщаться. Но встреча все же состоялась не на их территории.

В процессе «беседы» стало ясно, что офицеры занимаются элементарной вербовкой. Фразы типа «давайте сотрудничать на благо мира» и просьба назвать имена новых узбекских лидеров «ради сотрудничества в деле установления межэтнического согласия» наводили на мысль о том, что они не совсем понимают, что такие методы описаны в книжках про шпионов, а посему выглядят они, скажем так, не совсем адекватно. Они даже огорчились, что им не удалось завербовать нового стукача.

Их не остановило то, что в самом начале беседы им было сказано, что об их визите извещены работодатели и сотрудники посольства страны, гражданином которого и является «вербуемый». Правда, им не было сказано, что включен скрытый диктофон. Поэтому сразу же после их визита запись была отправлена некоторым коллегам.

Наверняка, были и другие «акции» спецслужбы в отношении не только «Вечерки», и точно также пытались вербовать коллег. Просто они молчат по своим каким-то причинам.

В случае с вербовкой защитой служит наличие у журналиста гражданство другого государства и сотрудничество с авторитетной правозащитной организацией. Но не у всех коллег есть гарантия, что за них вступится редакция или кто-то еще. Поэтому вопрос «коллективной безопасности» для прессы становится с каждым годом все актуальней.

Если раньше в подобных случаях, как с «Вечеркой», сразу же в защиту журналистов поднималось гражданское общество, то сейчас все профильные и непрофильные НПО как-то поутихли. В последнее время произошло, как минимум, два нападения на корреспондентов, выполнявших каждодневную свою работу. Однако, никакой реакции со стороны НПО не было.

Поэтому стоит, наверное, поискать иные формы самозащиты.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь