Модуль 13. Приложение

0
16

Приложения к модулю № 13

Шаг № 1. Внутренний сексизм, многожёнство и религия
Выдержки из публикации Женский взгляд на многожёнство в Казахстане
Автор: Г. Камзиева

О широко обсуждаемой теме в Казахстане — многожёнстве — теперь заговорили казахстанские девушки. В основном это незамужние и не рожавшие девушки в возрасте. Одни скрывают такие отношения, другие давно уже живут в полигамном браке и имеют детей. Специалисты такое желание девушек связывают со статистикой — женщин больше, чем мужчин. Среди девушек, желающих быть второй женой, — 31-летняя Айсауле. Об её намерениях пока никто не знает, потому что она недавно приняла такое решение, сообщает Радиоточка.

«Все нормальные мои ровесники женаты и уже воспитывают по несколько детей. Я пробовала искать себе в мужья молодых парней, но они встречаются со мной какое-то время и пропадают, в жёны они берут девушек намного моложе своего возраста. Наверное, мне надо было пораньше о замужестве думать. Но что теперь поделаешь, судьба, видимо, такая. Размышляя о прошлом и будущем, пришла к выводу, что лучше быть второй, законной женой интересному и состоятельному человеку. Чтобы все мои родственники знали о нём и его родственники знали обо мне, не так, чтобы всё скрытно было. Я согласна выполнять роль второй жены, главное, чтобы он с уважением относился и любил моих детей», — говорит Айсауле.

Ещё одна героиня, 33-летняя Марал, уже является второй женой своего мужа. Два года назад она родила ему дочку и хочет родить сына. В неделю один раз он у неё ночует и приносит всё необходимое для Марал и её дочери.

«Я очень люблю своего мужа, готова ему ещё родить, но меня злит, что он не даёт мне карманных денег. Я не могу без него, когда мы ругаемся, я сижу без денег и еды, приходится мириться, но и уйти от него не могу, потому что не представляю свою жизнь без него. Чтобы не сидеть без дела, в прошлом открыла бутик, сгорел «Адем» (торговый центр), и там сгорели все мои товары, и теперь ни денег, ни бизнеса», — говорит Марал.

Такие женщины часто приходят к психологу. Психологи учат их самостоятельной жизни и независимости. По словам практикующего психолога, гештальт-терапевта Саны Жумабековой, девушек, женщин, желающих стать второй женой или уже вступивших в такие браки, понять можно.

«Во-первых, статистика. У нас женщин гораздо больше, чем мужчин, то, что каждая хочет замуж и родить детей, это нормальное желание, но на каждую не хватит. Потому что рождаются примерно одинаково, но мальчиков больше умирают, или они в раннем возрасте погибают, наркотики употребляют. В общем, меньше, это первая причина. Поэтому женщины соглашаются на многожёнство. Родить детей, если мужчина состоятельный, он этих детей содержит, одиноким никто не хочет быть», — говорит Сана Жумабекова…

По данным казахстанских демографов, в стране 350 тысяч незамужних женщин. И если эти девушки согласятся стать вторыми или третьими жёнами, улучшится демографическое положение Казахстана.
______________________________________________________________________

Казахстанцы о многожёнстве: На одного мужчину должно быть семь жён Текст: А. Ныгманова

Не секрет, что в нашем обществе существуют практика, когда мужчины живут на две, а то и больше семьи. Кто-то поддерживает такие отношения и предлагает узаконить их, другие же жёстко критикуют и выступают против. Корреспондент NUR.KZ узнал у жителей Караганды, как они относятся к многожёнству и токал.

Большинство карагандинцев высказываются против такой практики, советуя мужчинам сперва научиться содержать хотя бы одну семью.

Талгат. «У нас столько разводов в стране происходит, столько матерей-одиночек, мужья которых не могут нормально обеспечить даже одного ребёнка. И не всегда потому что не могут, а потому что не хотят. О каком многожёнстве тут можно рассуждать? Грубо говоря: наши мужчины не потянут много жён. Пусть одну семью нормально научаться содержать».

Екатерина. «Многожёнство существовало раньше, потому что было много войн, и мужчины умирали, а потом их вдов брали в жёны, чтобы женщины не оставались одни со своими проблемами. В Казахстане, насколько я знаю, раньше брали вторую жену, если первая не могла родить. В настоящее время я не вижу никакой необходимости в многожёнстве. Войн у нас нет, а медицинские проблемы можно решить. Людьми, которые ратуют за многожёнство, движет банальная похоть».

Сабина. «Если введут еще и многомужество, тогда я — за. А то такое ощущение, что все законы в нашей стране для мужчин придумываются».

Ирина. «Как по мне, многожёнство — это отвратительно. Я считаю, что пара должна состоять из одного мужчины и одной женщины. Всё остальное — извращение. Мне кажется, если у мужчины, например, три жены, там не будет хорошей обстановки. Будут ревность, обиды, ссоры и прочие неприятные вещи. Поэтому я к многожёнству отношусь категорически отрицательно».

Кто-то считает, что многожёнство помогло бы решить в стране проблемы с большим количеством одиноких женщин и низкой демографией.

Данияр. «Я за многожёнство, ведь столько незамужних девушек ходит, а на всех мужчин не хватает. Нужно поднимать демографию Казахстана. Во многих странах есть такие семьи, они даже в одном доме живут, и ничего страшного».

Георгий. «Лично я за многожёнство. Если мужчина способен обеспечить две или три семьи, и женщины не против, то почему бы и нет? В наше время много одиноких женщин, поэтому, я думаю, что многоженство помогло бы решить некоторые проблемы. Вообще я считаю, что в идеале должно быть семь жён на одного мужчину. Это идеальный вариант».

Ну а кто-то напомнил о том, что в полигамных семьях чаще всего страдают именно дети, поэтому родителям стоит быть ответственнее и думать прежде всего о своих детях.

Ержан. «Ни для кого не секрет, что сейчас многие мужчины, особенно обеспеченные, заводят себе вторых жён, так называемых токалок. А потом такие девушки рожают детей и становятся ненужными. Потом оказывается, что они никто, звать их никак и даже алименты им не платят. Может, если узаконить такие семьи, то проблем было бы меньше. Просто жалко детей».

Антон. «Я однозначно против многожёнства. Во-первых, мы живем в светском государстве, а это значит, что в нашем обществе должно быть равноправие между мужчинами и женщинами, а многожёнство ущемляет права женщин. Я сам являюсь отцом дочери, и её судьба меня сильно заботит. Я хочу, чтобы она была единственной любимой женой для своего мужа, а не второй, третьей или вообще четвёртой. Многожёнство — это ненормальная практика».
______________________________________________________________________

Выдержки из публикации В Казахстане бить жену нельзя, даже если это разрешает Коран 

По законодательству Казахстана, в отношении женщины нельзя совершать никакие действия, причиняющие физическую боль и моральные страдания.

В Казнете появились заметки с советами авторитетных исламских богословов: как правильно бить жену согласно догматам ислама — куда именно нужно бить, как следует наносить удары, какая жена заслуживает побоев. Zakon.kz попросил имама Московской мемориальной мечети на Поклонной горе, исламского богослова и проповедника, автора многочисленных книг по исламской тематике Шамиля Аляутдинова дать разъяснение, может ли муж бить жену, в каких случаях это допустимо?

Пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жён»… Если вы [мужья, являющиеся управленцами в семье] опасаетесь непокорности жён своих, например, если жена не следит за домашним порядком, за воспитанием детей, тратит очень много времени на разговоры по телефону; на замечания мужа отвечает грубостями и колкими словами], то вам необходимо:

  1. поговорить с ними об этом [постараться пробудить в жене чувство ответственности в ведении домашнего хозяйства, пробудить набожность и порядочность];
  2. [если не подействует], то спите раздельно (некоторые учёные, среди которых сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас, поясняли это как «спать спиной к жене и не иметь с ней интимных отношений», другие учёные растолковывали это как «не разговаривать с женой») [то есть по возможности дистанцируйтесь];
  3. [а если и это не поможет] то стукните (отшлёпайте) их [пробудите в них совесть силой, подобно крайней мере, применяемой в воспитании непослушных детей].

…Канонический предельно допустимый уровень применения «стукните их» чётко и ясно был оговорен Пророком: «И [если уж не видите иного способа внутрисемейного урегулирования], то стукните их «дарбан гайра мубаррих» (ударьте слегка, не жестоко)».

Мусульманские учёные, сопоставляя всю каноническую информацию касательно данного аспекта, говорили о допустимости такого рода формы положительного влияния на супругу, но при этом подчёркивали крайнюю нежелательность применения подобного на практике (макрух тахриман). Необходимо ещё отметить, что бить по лицу однозначно запретно. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) в повелительном наклонении подчёркивал:

«…И не бейте (жену) по лицу! Не оскорбляйте её! [И если вы в воспитательном порядке спите с ними раздельно] то не покидайте их, кроме как оставаясь дома!»

… Явным доказательством тому является: (1) поведение самого Пророка (он никогда не поднимал руку на другого человека, кроме как вынужденно на поле битвы); (2) ясное и однозначное пояснение посланника Божьего — «(если и допускается, то только) «ударом, который не будет жесток!»; (3) пророк Мухаммад говорил: «Лучшие из вас (мусульмане) не бьют своих жен!»

Отмечу, что цитируемые некоторыми слова о том, что «мужчина (муж) не отвечает за удары, нанесённые женщине (жене)», не имеют канонической достоверности (да‘иф).

Шамиль Аляутдинов
______________________________________________________________________

Можно ли с точки зрения законодательства Казахстана бить жену? На этот вопрос отвечает экс-председатель коллегии по уголовным делам Верховного суда, член НКС Верховного суда, доктор юридических наук Раиса Юрченко.

Казахстан — демократическое, светское, правовое и социальное государство, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы (ст. 1 Конституции РК). В статье 14 Конституции указано, что все равны перед законом. Так что и женщина, и мужчина пользуются равными правами и средствами защиты своих прав. Также в статье 17 Конституции указано, что достоинство человека неприкосновенно, а в пункте 2 этой же статьи закреплено положение о том, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению. Это конституционное положение всецело распространяется и на случаи безопасности личности от посягательств в семье. То есть семья и брак защищаются Конституцией и другими законами, по которым живет наша страна.

В этой связи положения религиозных источников не могут служить поводом для совершения насильственных действий в семье, в частности, применять более сильным супругом, каковым является мужчина — муж, телесное наказание по отношению к жене. Поэтому на ваш вопрос я отвечу однозначно: бить жену ни в коем случае нельзя. По законодательству Казахстана, нельзя совершать никакие действия, причиняющие физическую боль. Даже ущипнуть нельзя…
________________________________________________________________________

На вопрос Zakon.kz «Бьёте ли вы свою жену?» отвечают известные казахстанцы.

Альберт Рау, первый вице-министр индустрии и новых технологий: Вопрос какой-то шокирующий. И его постановка. Отец никогда на маму голос не повысил, не то что… Так что фактор воспитания. Если всё-таки эмоции есть, то лучше проплыть молча километр в бассейне.

Гани Касымов, представитель Национальной палаты предпринимателей РК в Сенате: Никогда в жизни! У меня в характере этого нет, нет такого позыва. У меня 40-летний стаж супружеской жизни, и я могу сказать, что самый лучший способ примирения — это посидеть на кухне за чашкой чая и поговорить по душам. Это самый лучший метод, лучше нет, это очень благоприятная семейная терапия.

Рустем Абдрашев, режиссёр кино и телевидения, художник: Не бью. Если жена выведет меня, то я лучше промолчу, выйду на улицу, а когда она успокоится, выскажу ей.

Айдар Алибаев, председатель Ассоциации пенсионных фондов Казахстана: Нет, вообще не бью. Это недостойно мужчины — бить свою жену. Такое не должно быть. Я это полностью отвергаю, это для меня абсолютно не приемлемо. И вообще это последнее дело — выяснять таким образом отношения. Для этого есть масса других методов, инструментов цивилизованных. Если возникнет проблематичный вопрос между нами, мы это обсуждаем. Иной раз, конечно, бывает повышенный тон, не без этого, но не более того.

Сергей Уткин, независимый юрист: Так сложилось, что не бью её, она не позволяет (улыбается). Ну и я себе этого не позволяю. Иногда обижаемся друг на друга, ругаемся, но до рукоприкладства дело не доходит. Бить не бьём, нецензурно не обзываемся, но можем отвернуться друг от друга, молчать. А кричать, бить кулаком по столу… У меня такое проскакивало один-два раза. Просто я не вспыльчивый, уравновешенный, а она, наоборот, эмоциональная. Исходя из своего опыта, молодым мужьям могу посоветовать: первое — никогда не воспринимать близко к сердцу то, что она говорит. Она сегодня сказала, а завтра забыла, такая у неё природа. Второе — всё воспринимать с юмором — любые её нападки, любые её попытки накалить ситуацию, и тогда всё разрешится само собой. Третье — не быть злопамятным по отношению к ней. У нее смена настроений — вполне нормальная вещь, она может меняться по несколько раз в сутки. Четвёртое — хорошо знать «инструкцию по эксплуатации» женщины, а для этого надо читать книги по психологии, советы, их сейчас полным-полно, каких только нет.

Торгын Нурсеитова
________________________________________________________________________

Выдержки из публикации Отношение мужа к жене в исламе.

Мухаммад Мусаев, преподаватель ДИУ

Несколько советов мужьям: как создать хорошую домашнюю атмосферу в семье?
«Каждый из вас — пастух, и каждый несёт ответственность за свою паству», — этот хадис в главном своём значении указывает на ответственность мужа перед своей семьей… Подобно тому, как мы возлагаем ответственность на самого старшего ребёнка в семье, когда отсутствуем дома, так как он более развит разумом, так же и Аллах возложил больше ответственности на мужа. Ведь у женщины в девять раз меньше разума, чем у мужчины, и поэтому ответственность у мужчины в девять раз больше… Далее мы приведём основные пункты этики поведения мужа в отношении жены.

1. Супруг должен терпеливо выносить вред и обиду, причинённые женою, снисходительно относиться к ней, когда она сердится, осознавая, что всё это происходит из-за малого разума, как мы об этом ранее говорили, т. е. у женщин в основном эмоции преобладают над разумом.

2. Также мужу следует радовать жену, шутить и обходиться с ней ласково, чтобы её сердце наполнялось счастьем — это именно то, что смягчает сердца женщин. Ведь таким же образом поступал и Посланник Аллаха (мир ему и благословение): он шутил со своими жёнами и общался с ними на их уровне интеллекта.

Содержание семьи

4. Муж обязан содержать семью. Ему необходимо, по возможности, обеспечить жену приемлемыми условиями жизни. Также он должен обеспечить её достаточной пищей, одеждой и т. п. Эти права жены необходимо удовлетворить без излишеств, но и без скупости.

Религиозная образованность

5. Супругу следует дать жене необходимые знания по религии или разрешить ей посещать те места, где она сможет их получить, или хотя бы предоставить ей необходимую для этого литературу. Он обязан всевозможными средствами стараться, чтобы она соблюдала нормы ислама: совершала намаз, постилась в месяц Рамазан, возмещала посты, пропущенные из-за месячных циклов и т. п.

Если более, чем одна жена

6. Если у мужчины более, чем одна жена, то ко всем он должен относиться справедливо и не предпочитать одну другой при распределении внимания или заботы об их нуждах.

Непослушание жены

7. Если жена непослушная, муж обязан воспитывать её и объяснять, что повелел ей Аллах, например, как надо совершать намаз и т. п. Если и тогда она не послушается его, то ему необходимо отделиться от неё в постели. После этих мер ему разрешено наказать жену, но не сильно. Нельзя также бить её по лицу. Эту злобу мужу можно сохранять несколько дней, и даже месяц. И также не одобряется сразу же прощать, необходимо выявлять злобу хотя бы некоторое время, чтобы злоба мужа не оказалась необоснованной в глазах жены. После того, как она станет покорной, муж не должен спорить с ней, отдаляться от неё и огорчать.

Уважение к жене

9. Также мужу не дозволяется унижать жену ни словом, ни делом. Не должен он унижать её родственников и насмехаться над ними, особенно в кругу людей. Если он хочет высказать ей порицание, сделать замечание относительно её поведения или исправить какую-нибудь ошибку, ему необходимо найти для этого подходящее место и время. Если он не любит жену, то он не должен угнетать её, подвергать мучениям, демонстрировать отвращение. Он должен проявлять терпение.

Эти и другие манеры поведения мужа являются гарантом сохранения семьи от раздоров, приводящих к разрушению семьи. Да поможет Аллах нам держаться истинного пути и да укрепит Он наши семьи! Амин.
______________________________________________________________________

Выдержки из публикации «Почему многие казахстанки старше 28 лет перестали выходить замуж»

Исследование на такую тему провела экономист-социолог, юрист-правовед, психолог Ширин Оразбаева.

…Почти 30 процентов женщин из категории 28+ никогда не выходят замуж. Девушки, которые, по переписи населения в 1999 году, оставались незамужними в возрасте до 25 лет, и через десять лет были вне брака.

Они составляют 30 процентов женщин, которые никогда не выходили замуж, и далее переходили в возрастную категорию незамужних от 35 до 45 лет, — говорит Ширин.

— С чем вы связываете такую тенденцию?
— Дело в том, что люди нашего поколения пережили крах экономического строя и тяжёлый переход к другому. Поэтому большинство не стало рожать много детей. В лучшем случае в семьях было двое, максимум — трое детей. В большинстве случаев только один ребёнок. И это понятно: перестройка, развал Союза. Поэтому родители старались обучить своих дочерей хорошим профессиям.

…Есть пять причин, почему девушки 28+ не могут выйти замуж. Первая — бурный рост Казахстана, его открытость и возможность отправлять детей на учебу за границу. В среднем на это тратят 55-70 тысяч долларов. Это цена однокомнатной квартиры. Я говорю про обыкновенную пятилетнюю учебу за рубежом даже в России. Этот фактор накладывает серьёзный отпечаток.

В период активного биологического роста и поиска второй половины девушка занята угнетением себя и своих основных инстинктов: её энергия и усилия направлены на обучение.

В энергетическом плане на поиск партнёра и на поиск удовольствия от того, что ты сдал экзамен, тратится одна и та же энергия. Поэтому естественно, что если девушка за это время не выходит хорошо замуж, она в это время хорошо учится. Энергия, свойственная молодости, просто перенаправлена в другое русло.

— Какие ещё причины способствуют появлению старых дев?
— Следующий фактор — это желание родителей, чтобы дочь, получившая отличное образование, нашла хорошую работу. Они так рассуждают: «Какой смысл был вкладывать столько денег в учёбу, если не найти применения этой учёбе?» При этом есть понимание, что если ты устроился на работу, то ты, во-первых, слезаешь с родительской шеи, во-вторых, оправдываешь вложенные деньги и, в-третьих, зарабатываешь достаточно, чтобы потреблять и быть самостоятельной. Соответственно, отличница впоследствии становится хорошим работником. А хорошему работнику да на хорошей должности уже можно обзавестись собственным жильём и автомобилем.

— Получается, те, кто плохо учится и плохо работает, быстрее выходят замуж?
— Чем меньше женщина отвлекается на учёбу и работу, тем больше времени она посвящает себе и семье. Соответственно, хороший работник и хорошая женщина априори плохая мама. И наоборот — хорошая мама априори плохой работник. Если девушка изначально неправильно направила свою энергию и продолжает ломать себя, то к определённому возрасту она фактически становится моральным инвалидом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь