Главная информационная тема недели — естественно, итоги выборов президента и его инаугурация. Именно с неё подавляющее большинство итоговых программ и начали свои выпуски. Про другую главную тему — митинги в Алматы и Нур-Султане и тотальные блокировки соцсетей и мессенджеров — предельно откровенно рассказал только один канал, КТК. Остальные или подробно объяснили, почему митинги — это плохо, или вообще как бы не обратили на всё это внимание.
Зато среди «эксклюзивов» этой недели попались два весьма неожиданных, и оба — на «Первом канале Евразия». Также в обзоре — телеканал QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
Из всех каналов на этой неделе больше всего, как сейчас принято говорить, «зажгли» «Большие новости». Уже из анонса выпуска было понятно, что нам решили показать всё, что происходило во время и после выборов, максимально честно и подробно.
Сама программа началась мирно — с рассказа о том, как новоизбранный президент съездил в Бишкек и Душанбе на саммиты ШОС и СВМДА. Но продлилось это недолго: почти сразу начался самый, как говорится, «агонь». Хотя вроде чего бояться, если ролик про митинги в Алматы и столице (смонтированный под тревожную музыку из «Трансформеров») распространили сами полицейские? Вишенка на торте: ведущий отмечает, что композиция называется «It’s our fight» — «Это наша борьба».
В целом в этом большом материале журналисты, кажется, осветили всё по максимуму:
- полицейские считают, что митинги организовала запрещённая в Казахстане организация ДВК, которую возглавляет беглый банкир Мухтар Аблязов;
- но полицейские задерживали не только митингующих, но и обычных прохожих: например, отца-одиночку, мирно ехавшего домой на велосипеде;
- после объявления результатов выборов в Алматы на стихийный митинг вышла группа «наблюдателей» во главе с айтыскером Ринатом Заитовым. Всё закончилось едва ли не штурмом одного из полицейских участков, хотя Заитова там уже не было, и он вообще записал видеообращение, в котором просил всех разойтись по домам;
- во время волнений на перекрёстке сбили регулировщика, а стражи порядка избили журналиста Tengrinews; полицейские извинились, но заметили: мол, не отличили мы журналиста от митингующих, на нём не было опознавательных знаков;
- во время митинга задержали всего девять журналистов, в том числе одного иностранного;
- происходящее прокомментировал Касым-Жомарт Токаев: «Некоторые граждане вели себя недостойно»;
- 12 июня Аблязов призывал людей выйти на улицы, власти почти полностью заблокировали интернет, что породило волну слухов. Людей отпускали с работы пораньше, город вымер, а акции протеста не состоялись;
- в Нур-Султане девочка во время протестов подарила одному из солдатов одуванчик.
Ведущие «Больших новостей» особо отметили, что информационная борьба силовиков в эти дни вышла на новый уровень: они не только публиковали в сети аудиозаписи звонивших на 102, но даже выложили ролики с раскаянием нарушителей. Которые, впрочем, выглядели довольными и жизнерадостными.
Отбившись материалом про инаугурацию президента («стремительную»: она состоялась всего через три дня после выборов), тема собственно выборов продолжилась. Журналисты вспомнили, как проходила избирательная кампания, какие скандалы с ней были связаны, кто и сколько процентов голосов набрал. Как проходили сами выборы, на которых «многое было впервые» и зафиксированы довольно грубые нарушения. Особенно запомнилась одна сотрудница школы, которая уверяла, что на её участке никто ничего не нарушал: она сказала, что возмущена [обвинениями] «до беспредела».
Основные тезисы политологов, которые комментировали всё произошедшее:
- социальной базы для революций в стране нет;
- бунт и протест — это язык тех, кого не слушают;
- нужны такие реформы, чтобы главным в стране стал гражданин, а не чиновник.
В целом уровень откровенности авторов программы по поводу митингов и комментариев к ним был таким, что некоторые пользователи соцсетей даже предрекали, что её не выложат на сайт КТК. На вечер понедельника её там и правда ещё не было, но сотрудники канала сказали, что это связано исключительно с техническими проблемами.
Да и чего бояться? В конце ведущие объявили, что программа уходит на летние каникулы. А до осени все всё уже забудут.
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Преднамеренно или случайно, но в программе «Аналитика» на этой неделе объединяющим все темы стал вопрос «Готовы или не готовы?».
В первом же материале про митинги после выборов в Казахстане цитируют Instagram-аккаунт вайнера Мейржана Туребаева: «Мы не готовы к мирным митингам», — пишет он. Вообще о митингах «Аналитика» говорит коротко, не упоминая ни нарушений во время выборов и разочарование избирателей после того, как Амиржан Косанов признал итоги, ни заявление акына Рината Заитова о создании партии и его последующее задержание.
Для «Аналитики» «главный выступающий, агитатор за незаконные митинги» — Мухтар Аблязов, лидер запрещенной в Казахстане партии ДВК, который скрывается за рубежом.
Но власть готова к диалогу с народом, говорят журналисты во втором материале — об инаугурации президента Казахстана. При этом в сюжете используют цитаты не с пресс-конференции Токаева, где он «готов ответить на любые вопросы», а из интервью зарубежному Euronews. Вообще в материале об инаугурации много неожиданных образов. Вместо стандартного «в мероприятии принял участие первый президент Казахстана» журналист как бы намекает: «Прибытие одного гостя — особый эпизод мероприятия», — и показывает проходку Нурсултана Назарбаева.
На удивление ни одного слова о курсе преемственности Елбасы. Теперь это подаётся так: «Токаев выбрал саундтрек». Инаугурация завершилась исполнением песни на стихи Назарбаева.
В программе также вышли сюжет об интернет-мошенниках, праздничный репортаж ко Дню медика, подборка назначений и происшествий (там почти пробросом прошёл материал из Восточного Казахстана, где власть оказалась не готова к разливу рек, и люди остались без жилья). Но комментарии чиновников журналисты не показали.
Завершилась программа неожиданным сюжетом про НЛО. Мы уже было предположили, что именно с этим свяжут многочасовую недоступность интернета на этой неделе. Но, как оказалось, особого информационного повода у материала нет, просто иногда некоторые видят инопланетян. Впрочем, эксперты программы считают, что к инопланетянам мы тоже не готовы. Вот прилетят они к нам, а у нас тут мы, такие неинтересные.
«7 кун», «Хабар»
«7 кун» начал с торжественной констатации факта: впервые в Казахстане президентскую присягу принёс не Назарбаев. И инаугурации Касым-Жомарта Токаева в том или ином виде программа посвятила почти 20 минут. Журналисты собрали лучшие образчики художественного пафоса: «Им бы гордился дядя, в честь которого получил первую часть имени, — Касым. Мама, которая настояла на второй, — Жомарт. И, конечно же, известный в литературных кругах отец — Кемель. Их племянник и сын получил поддержку шести с половиной миллионов соотечественников и стал вторым президентом в истории независимого Казахстана».
Чтобы осветить такое важное событие, так сказать, со всех сторон, корреспонденты поговорили даже с оркестром и охраной, имитируя «беседы с простым народом» и постоянно этот простой народ переспрашивая. Вот, например, диалог с музыкантом оркестра:
— А что у вас за инструмент?
— Сузафон.
— Как?
— Сузафон.
— Это такой военный инструмент, да?
— Это маршевый, для игры на улице.
— А вы долго учились на нём играть?
— 15 лет.
— 15 лет?
— Да.
А вот — с солдатиком:
— А у вас автомат настоящий?
— Так точно.
— А заряжен?
— Никак нет.
Такие «зарисовки про власть с человеческим лицом».
Расправившись с инаугурацией, авторы «7 кун» перешли к реакции мировой общественности на завершение транзита власти в Казахстане. Все, разумеется, в восторге от того, как всё прошло гладко, спокойно, по закону, и какой Токаев мудрый. Доволен даже Зеленский.
Далее в выпуске опять про нового президента — с кем встретился, какие дал первые указания, каковы его 10 приоритетных направлений. Среди прочего про Касым-Жомарта Кемелевича:
- соперники признали его победу;
- Токаев съездил в Кыргызстан;
- Токаев съездил в Таджикистан.
И почти ни слова про Нурсултана Назарбаева! Больше «7 куну», видимо, не надо разрываться между старым и новым президентами, поэтому теперь в выпуск «влезают» не только материалы про руководителей страны. Вот и в этот раз поместились в конце два небольших сюжета: про героев в форме — тех, кто спасает людей, иногда ценой своей жизни. И коротенько про День медработника.
Apta, QAZAQSTAN
Первые 10 минут авторы Aptа, как и все остальные, посвятили инаугурации Касым-Жомарта Токаева. Из «фишек» материала: корреспондент сделал стендап на трибуне, на которой стоял Токаев, а ещё вспомнил, как казахские ханы издревле начинали правление: существовала традиция «Ақ киізге отырғызып хан көтеру» / «Поднять хана на белом текемете».
Подробно рассказали о пресс-конференции избранного президента с представителями отечественных и зарубежных СМИ. Более 100 журналистов задали около 30 вопросов на казахском, русском и английских языках. Президент-полиглот на все вопросы ответил. Упомянули в материале вопросы и про митинги. Токаев на них ответил, что люди вправе выражать свои мысли, но были и те, что угрожали безопасности жителей. И пригласил всех обращаться к нему посредством соцсетей.
Следующий материал о создании Национального совета общественного доверия комментировал политолог Айдос Сарым: высказал очень свежие мысли о том, что нужны реформы, а все вопросы нужно решать с помощью диалога и доверия.
Также в выпуск вошли:
- интервью в студии с первым заместителем председателя партии Nur Otan;
- в Нур-Султане — новый аким, болашаковец Алтай Колгинов;
- саммит ШОС в Бишкеке;
- саммит СВМДА в Душанбе;
- сюжет о казахстанских полицейских в честь Дня полиции;
- проблемы казахстанского рынка труда;
- в Казахстане исчезают аулы — за последние 28 лет таких более 300 только в Костанайской области.
В целом можно сказать, что вроде о самом важном за неделю авторы Apta рассказали, но взгляду зацепиться было совершенно не за что.
«Басты бағдарлама», «Первый канал Евразия»
Итоговая программа «Первого канала Евразия» на казахском языке тоже началась с инаугурации. И тоже довольно подробно.
Потом не менее подробно рассказали о новых назначениях, которые сделал Токаев: сменились аким Нур-Султана, глава МОН, аким Мангистауской области, разделили АДГСПК (Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции: теперь одна часть будет отвечать за госслужбу, а другая противодействовать коррупции).
Столичному правлению Бахыта Султанова посвятили отдельно несколько минут — вспомнили, какие именно знаковые события произошли при прежнем акиме (в основном печальные: дети гибли в люках и на пожарах).
Следующий сюжет можно смело назвать самым неожиданным (неожиданнее, пожалуй, даже чем НЛО у русскоязычной версии программы) за всю неделю: журналисты рассказали, как на Зелёном базаре в Алматы торгуют порнодисками с… животными. Торговцев снимали скрытой камерой: допытывались, какие именно звери у них есть. Психологи сказали, что зоофилия — не болезнь, а проявление неуверенности в себе. Полицейские добавили, что порно с животными — всё равно порно, и на это есть статья.
От животных — к детям. Большой материал про использование детского труда всем бы был хорош, если бы не одно но: лицо ни одного ребёнка авторы сюжета не удосужились заблюрить.
Программа завершилась интервью в студии с филологом Айгуль Смаковой, с ней ведущий обсуждал проблемы в сфере образования.
«Новый репортёр» продолжит еженедельный мониторинг итоговых программ казахстанского ТВ до тех пор, пока все они не уйдут на летние каникулы.