Шаг 3. Ракурсы, планы, кадрирование, композиция. Обработка фотографии (20 минут)
Понятия «ракурс», «план» и «кадрирование» взаимосвязаны и являются составной частью композиционного решения.
Ракурс — это выбор позиции, с которой фотограф снимает объект. Лобовые или фронтальные ракурсы считаются малоинтересными, примитивными и скучными: обычно они используются для документов. Более удачными считаются портреты в три четверти оборота.
План в фотографии — деление кадров на крупные, средние и общие, а на самом снимке — это условно сгруппированное расположение объектов на определенном расстоянии от фотографа, например, передний, средний и задний планы.
Кадрирование — это процесс, в результате которого убираются ненужные фрагменты на периферии фотографии. Кадрирование может быть пропорциональным и произвольным.
Композиция — расположение людей, объектов и фона на фотографии, снятое под определенным ракурсом, при котором изображение будет выглядеть гармоничным и выразительным.
Задание (10 минут):
Два человека сидят за отдельным столом на приличном расстоянии друг от друга. Прямо за одним из них располагается ещё один человек, который также сидит на стуле. На столе — стаканы и бутылки из-под воды. На стене крупные плакаты, выполненные в агрессивных ярких тонах.
Остальные участники расположены таким образом, чтобы была возможность делать фотографии под разными ракурсами и планами. Один делает фронтальное фото, другой — в три четверти, третий — в профиль, четвёртый — сверху, пятый — снизу, шестой — крупный план, седьмой — общий план.
В результате получатся удачные и неудачные фотографии с характерными ошибками (бутылки на столе будут перекрывать часть фигур; фоновое изображение плакатов на стенах будет спорить с передним планом и т. д.). Попросить участников найти эти ошибки.
Приёмы и правила в фотожурналистике
Правило золотого сечения и правило третЕй. Двумя горизонтальными и вертикальными линиями кадр делится на девять одинаковых прямоугольников. Углы центрального прямоугольника примерно соответствуют зонам приоритетного внимания — куда мы смотрим в первую очередь.
Правило треугольника. Три главных элемента разного размера будут всегда приковывать к себе внимание. Поэтому фотографы рекомендуют выбирать нечётное количество объектов.
Правило контраста. На фоне множества однотипных монохромных предметов хорошо будет смотреться яркий контрастный объект (или несколько объектов).
Правило главного и второстепенного. Всегда должно быть что-то главное, а что-то второстепенное. Когда того и другого по объёму одинаковое количество, они начинают спорить друг с другом.
Главное в композиции, чтобы выбор средств и приёмов художественной выразительности был подчинён единому замыслу, чтобы каждый объект на фотографии стоял на своём месте, и у зрителя не возникало желания его убрать или отодвинуть.
- Не забывайте о бутылках и других неуместных предметах на переднем плане. По возможности их следует отодвинуть, а если это сделать невозможно, то старайтесь, чтобы в кадре они смотрелись гармонично.
- При выборе ракурса помните о фоне. Если за человеком расположен другой человек, то часть головы второго не должна «вырастать» прямо над головой первого. При съёмке портретов на фоне веток, деревьев и других ажурных элементов следите за тем, чтобы они благодаря оптической иллюзии не превратились в рога.
- Не забывайте обрезать фото, если в композицию попадают фрагменты рук или ног людей, оставшихся за кадром.
- Не снимайте сидящих людей сверху, особенно на портретах, — на фотографии они будут выглядеть гномиками. Лучше держать объектив на уровне глаз того, кого собираетесь фотографировать. Впрочем, когда делаются панорамные съёмки зрительного зала, такой приём допустим.
Задание (10 минут):
Скачать и установить на свой смартфон одну из бесплатных программ: «Adobe Photoshop Express», «Pixlr Express» или «Snapseed». Подкорректируйте фото, сделанные в течение урока.
Шаг 4. Ошибки и манипуляции (30 минут)
Задание 1 (5 минут):
Определите, где кадрирование сделано правильно, а где неправильно?
Нет «воздуха» над головой и справа.
Правильное кадрирование.
Нет воздуха по краям: композиция разваливается на две части
Задание 2 (10 минут): Кадрируйте правильно фотографии.
1 снимок. Много «воздуха» с обеих сторон
2 снимок. Много «воздуха» сверху
3 снимок. Неверный ракурс: на переднем плане оказались бутылки.
Задание 3 (5 минут):
Какой общий прием используют фотографы?
В каких случаях он может быть уместен, а в каких нет?
NB! Фотографии, где на переднем плане размытый фон занимает большую часть площади изображения, для восприятия человека достаточно сложны. Они удачно могут использоваться в коллажах или в разного рода дизайнерских решениях, комбинирующих текст и картинку.
Задание 4 (5 минут):
Социальные сети и масс-медиа систематически размещают изображения подобного рода. Как вы думаете, насколько это оправдано?
Лицо 28-летнего мужчины начало гнить из-за неудачной пластической операции