Модуль 10. Кадр, план, ракурс в новостной фотожурналистике. Фотосъёмка на смартфоны. Манипуляции в фотографиях

0
236

Задачи модуля

Студенты:

  • познакомятся с азбукой фотографирования на смартфоны;
  • узнают приёмы и правила качественных снимков;
  • получат практические навыки фотографирования;
  • научатся распознавать манипуляции в фотографиях.

Шаг 1. Свет, выдержка, диафрагма, ISO (15 минут)

Функционирование любого фотоаппарата базируется на трёх китах: выдержка, диафрагма и ISO.

Выдержка — это скорость, с которой затвор передёргивает шторку на механических фотоаппаратах. Значение выдержки выражается в десятых, сотых и даже тысячных долях секунды. Чем выдержка короче, тем меньше света попадает на матрицу. Для съёмки людей, находящихся в спокойном состоянии, достаточно выдержки, равной 1/150-1/250 доли секунды. При съёмке статичных объектов нехватку света легко можно компенсировать за счёт длительной выдержки.

Диафрагма дозирует свет. Она не просто ограничивает световой поток, но и позволяет регулировать глубину резкости или размывать фон. Когда диафрагма широко открыта, на матрицу поступает больше света. Однако глубина резкости, то есть то расстояние, которое остаётся в фокусе, сокращается.

Иногда малая глубина резкости оправданна. В художественной портретной фотографии, особенно женской, она придаёт дополнительный шарм. В макросъёмке — позволяет сконцентрироваться на объекте изображения. Однако в журналистике чаще приходится иметь дело c большой глубиной резкости. Поэтому приходится закрывать диафрагму, а это, в свою очередь, требует осознанной настройки выдержки и ISO.

ISO. У любого фотоаппарата есть светочувствительная матрица, на которую через объектив попадает свет. Для слабоосвещённого помещения она становится более чувствительной, для солнечного дня — менее чувствительной. Эта чувствительность называется ISO и выражается в следующих единицах: 100, 200, 400, 800 и т. д. Чем больше значение ISO, тем меньше света нужно для получения качественного снимка.

глубина резкостиЗадание (10 минут):
Студенты образуют группы по три человека. Один человек из группы снимает портретный кадр другого, который находится в метре от него. Третий, находясь в трёх метрах от фотографа, тоже должен попасть в кадр. Необходимо выбрать хорошо освещённое место. Тренер показывает, как настроить а) минимальное цифровое значение диафрагмы; значения выдержки и ISO можно оставить на автомате. В зависимости от смартфона, это цифровое значение может быть разным: f2,2, f1,8 или даже f1,5. Когда участники поменяются местами, необходимо б) изменить значение диафрагмы на более высокое.

Фотографии желательно рассмотреть на большом экране, чтобы увидеть разницу:

  • В первом случае портрет стоящего впереди человека будет чётким, а того, кто за ним, размытым.
  • На втором фотоснимке оба человека будут узнаваемыми, хотя тот, кто стоит ближе, будет выглядеть чётче, потому что именно на него наводится фокусировка.

Резюме

Малая глубина резкости зависит не только от диафрагмы, но и от других факторов: от фокусного расстояния объектива (см. ниже), от расстояния от фотографа до объекта, от фокусировки. Специалисты могут назвать и другие параметры, но основную роль, безусловно, играет диафрагма.

Шаг 2. Фокусировка, экспозиция и баланс белого (15 минут)

Современные смартфоны в целом хорошо справляются со своей задачей, когда им необходимо автоматически навести фокус. Неплохо работает система распознавания лиц. И практически не возникает проблем, когда всё хорошо освещено. Однако всё-таки есть немало ситуаций, когда ручная фокусировка — единственная альтернатива.

Задание (10 минут):
Студенты объединяются в четыре группы. Каждая группа выбирает хорошо освещённое место и три небольших предмета (важно, чтобы на предметах были надписи).

Настройки диафрагмы и выдержки для всех групп должны быть одинаковыми: значение диафрагмы — не менее f5; значение выдержки — в диапазоне 1/100 секунды.

Первая группа располагает три объекта на столе таким образом, чтобы они стояли друг от друга в пятидесяти сантиметрах. Расстояние до фотографа от каждого предмета должно быть равно одному метру. Смартфон желательно зафиксировать на штативе.

Остальные группы должны расположить предметы для съёмки иным образом: между предметами также должно быть 50 см, однако от фотографа расстояние до первого объекта — один метр, до второго — 1,5 метра, а до третьего — два метра.
Вторая группа фокусируется на первом предмете. Третья — на втором, а четвёртая — на третьем.

После того как будет сделано четыре фотографии, их желательно рассмотреть на большом экране.

В результате мы получим следующую картину:

  • На фото первой группы все объекты будут одинаково чёткими.
  • На фото второй группы первый предмет будет максимально детализирован, второй — несколько хуже, а третий размыт.
  • На фото третьей группы центральный предмет будет максимально детализирован, а те, что перед ним и за ним, немного размыты.
  • У последней группы самым чётким должен получиться последний предмет, средний будет немного размыт, а первый — совсем расфокусирован.

Степень размытости объектов, не попадающих в зону фокусировки, напрямую зависит от цифрового значения диафрагмы: чем оно выше, тем чётче будут эти предметы.

Резюме

В каких случаях нужно использовать ручную фокусировку?

  • Когда не хватает света. Смартфоны обычно начинают тратить на это больше времени, и зачастую всё заканчивается сбоем.
  • Когда вы точно знаете, на ком конкретно вам нужно сфокусироваться, особенно если перед этим человеком сидят другие люди. Смартфон в таких случаях чаще всего выбирает тех, кто на переднем плане.
  • Когда вы снимаете событие, где действие происходит всё время на одном от вас расстоянии. Например, общие планы театрального выступления.

Всем знакома функция определения лиц, когда в автоматическом режиме камера обозначает квадратиками лица и настраивает точку фокуса. В таких случаях все лица, попавшие в кадр, получаются относительно чёткими — смартфон высчитывает расстояние до каждого объекта и выбирает компромиссный вариант. Если вы хотите, чтобы какой-то из этих портретов получился максимально чётким, то автоматический режим с этим не справится. Зато когда вы делаете коллективное фото на память, функция распознавания лиц вполне уместна.

Если у вас есть возможность поставить людей в ряд на одинаковом от вас расстоянии, то вы сможете добиться более чёткого изображения нескольких объектов одновременно.

Экспозиция — это настройка значений ISO, выдержки и диафрагмы в зависимости от степени освещенности того, что мы собираемся снимать.

Баланс белого. Если смартфон сохраняет фотографии только в виде jpeg-файлов, то о настройке баланса белого необходимо позаботиться заранее и в обязательном порядке.

При сложном комбинированном освещении ориентироваться нужно на то, как выглядит превью вашего снимка. С помощью «ползунков» установите «температуру» между синим и жёлтым, зелёным и красным оттенками. Обращайте внимание на белые или серые области изображения. На них неестественные оттенки синего и жёлтого проявляются более наглядно.

Если же ваш смартфон позволяет сохранять фотографии в формате RAW, обращать внимание на настройку баланса белого не стоит. Просто выбирайте автоматический режим. Даже если у вас что-то не получится в момент съемки, вы легко компенсируете это в фоторедакторе.

Сохранение файлов и дополнительный апгрейд смартфона (10 минут)

Улучшить качество съёмки можно за счёт использования дополнительных приспособлений. Прежде всего речь идёт о вспышке.

В каждой камере есть встроенная вспышка. Её минус в том, что свет распространяется локально: вспышка выхватывает впереди стоящие объекты, а всё, что позади, тонет в глухой тени. Кроме того, образуется эффект красных глаз.

Дополнительная вспышка для смартфона позволяет освещать предметы с разных ракурсов.

Значительно расширяет возможности длиннофокусной съёмки внешняя камера мобильного телефона.

Ещё одно крайне полезное дополнение — штатив для смартфона. Штатив позволяет избежать эффекта дрожащей руки и незаменим при видеосъёмке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь