Манипуляции в подаче фотографий.
Снимки, которые публикуются в новостной журналистике, должны быть достоверными.
Неверный (или намеренно выбранный) ракурс приводит к манипуляциям:
Другой пример: на фотографиях, публикуемых пресс-службой правительства, президент Казахстана Токаев всегда лишен дефектов внешности. Когда снимки, распространяемые пресс-службой, сопоставили с фотографиями корреспондентов других изданий, в них вскрылись некоторые различия.
Разница больше всего бросилась в глаза при сравнении работы фотокорреспондента агентства «Казинформ» Мухтара Холдорбекова, на которой Токаев принимает верительные грамоты посла США Уильяма Мозера в марте 2019 года, и изображения с того же мероприятия, опубликованного офисом Токаева. На последнем лицо президента Казахстана отличается более здоровым цветом, лишено морщин и складки, отвисающей между подбородком и шеей.
В советском прошлом использовали манипуляцию в фотографии в целях пропаганды, представляя лидеров моложе и энергичнее, великодушнее и популярнее, чем они были на самом деле. На первых официальных снимках последнего генсека КПСС М.Горбачева тщательно ретушировали родимое пятно на лбу, а фотографы старались придерживаться определенных ракурсов.
История манипулирования с фотоизображением насчитывает не так уж и мало лет. В XX веке фотография стала неотъемлемым атрибутом различных пропагандистских систем, эксплуатировавших ее документальность для создания образов вождей, идеологий, героических символов и моделей поведения. Для этого активно использовались постановочные снимки.
Много случаев, когда с фотографий удаляли официальных лиц, которые впали в немилость у правительства. Например, на 15-й партийной конференции в 1926 году Сталин был сфотографирован с четырьмя партийными активистами: Николаем Антиповым, Сергеем Кировым, Николаем Шверником и Николаем Комаровым. К 1949 году на фотографии рядом со Сталиным остался только Киров. Остальные люди «исчезли».
С наступлением цифровой эпохи технологии обработки фотографий стали доступны каждому:
В 2010 году блогеры заметили, что на фотографиях, сделанных пресс-службой Кремля, лидер U2 Боно выглядит ниже Дмитрия Медведева, хотя на самом деле он на 12 сантиметров выше тогдашнего президента России. Кроме того, кремлевские фотографы и фоторедакторы увеличивали рост Медведева, например, на встречах с главой Apple Стивом Джобсом и губернатором Калифорнии Арнольдом Шварценеггером (рост обоих — 188 сантиметров).
С точки зрения международных экспертов, в документальной фотожурналистике манипуляции недопустимы. Майкл Камбер – известный фотожурналист, который освещает события во всех горячих точках, провел выставку «Altered Images (Измененные изображения)», посвященную документальным кадрам, которые подвергались корректировке в течение 150 лет. Он указывает на три вида манипуляций в документальной фотожурналистике:
- Постановочные кадры, сделанные в целях пропаганды;
- Фотографии, вырванные из контекста и помещенные под несоответствующий реальным событиям материал;
- Снимки, подвергшиеся монтажу путем наложения одной части фотографии на другую, удаления людей/предметов.
Для многих специалистов не существует никакой связи между профессиональной этикой и изменением реального изображения на фотоснимке. Современные фотографы и бильд-редакторы изначально привыкли к тому, что снимок можно перекроить и изменить по своему усмотрению. Но зрителю нужна абсолютная уверенность в том, что он видит на снимке именно тот момент, который был выхвачен из событий камерой.
Однозначного решения по поводу манипуляций нет. Ясно одно, — модификация документальных фотографий вводит в заблуждение людей. Постановочные снимки нарушают главное правило фотожурналистики – снимать реальное событие так, как оно происходит на самом деле.
Манипуляция правдой
Манипуляция сознанием с целью увеличения рейтинга и тиража – недопустима.
Нужно четко различать иллюстрацию и фотожурналистику. Есть фотохудожники, а есть документалисты, и это – разные профессии. Изменение изображения часто происходит без предупреждения автора и читателей, невзирая на идею, которую должен передавать оригинал.
На известном снимке Балаша Гарди, опубликованном в Newsweek, запечатлен афганский ребенок, раненный вследствие американского авиаудара, но подпись к нему говорит, что малыш пострадал от рук талибов.
Профессионалы считают, что именно настоящая фотожурналистика положила конец войне во Вьетнаме. Честные, правдивые фотографии стали катализатором социальных изменений в мире, и это не были постановочные снимки. Теперь многие не доверяют фотографиям: 20% финалистов конкурса World Press Photo были дисквалифицированы за подлог, и это только те, кто был уличен официально.
Когда обработка перестает быть так называемым техническим улучшением, на самом деле изменяя смысл фотографии? В какой момент обработка снимка переходит границу от этичного к неэтичному? Однозначный ответ на эти вопросы дать сложно, но главную роль в раскрытии этой проблемы играет медиаграмотность пользователей информации.
Резюме. Необходимо знать о механизме саморегулирования и контроля качества фотоинформации. И пока у нас в стране не предпринимается попыток создать подобные правила, стоит обратить внимание на «Этический кодекс Национальной Ассоциации фотографов прессы», который руководствуется следующими правилами:
- Будьте точны и полны в представлении предметов;
- Не поддавайтесь манипуляциям с возможностью постановочных фотографий;
- Редактирование должно поддерживать целостность содержания и контекста фотографий.
- Не манипулируйте изображениями, не добавляйте и не изменяйте их каким-либо образом, который может ввести в заблуждение зрителей или исказить объекты.