Манана Асламазян: Конкурс журналистики как зеркало индустрии

0
38

Internews проводит в Центральной Азии свой первый журналистский конкурс. MediaCAMP AWARD до 10 августа собирает работы в пяти номинациях: «Власть и общество», «Поколение без границ — Время возможностей», «Время помогать», «Герои рядом», «Объектив». Internеws в международном жюри будет представлять Манана Асламазян. «Новый репортёр» поговорил с Мананой об особенностях конкурса и о фестивале MediaCAMP Fest, на котором соберутся его финалисты.

Манана, вы опытный судья. Оценивали работы журналистов на многих других конкурсах, организованных Internews в разных странах: например, российском «Время местное» (потом — «Время действовать»), армянском «Твапатум», кыргызстанском «Стремлении». Были организатором конкурса «Мир новостей. События и характеры» для журналистов стран СНГ. Что, по-вашему, дают такие конкурсы журналистскому сообществу страны? Они дают какой-то толчок развитию профессии, повышают качество журналистских работ?

— Сам по себе конкурс не может непосредственно повлиять на повышение качества журналистских работ. Конкурс — это инструмент, зеркало, которое даёт возможность установить критерии качества в индустрии, правила, которые будут использовать редакции в своих странах. А ещё конкурс дает возможность журналисту, если он, конечно, не дурак, посмотреть на свою работу и сравнить её с работами коллег. Попытаться понять свои недочёты. Конкурс — это способ посмотреть на уровень журналистики в стране — широкой общественности, журналистам и критикам.

Когда-то Internews в России проводил конкурс «Время местное», и там были номинации, похожие на номинации MediaCAMP Award. Например, «Время помогать». Почему вы думаете, что эта тема всегда актуальна?

— Потому что я полагаю, что одно из качеств хорошей профессиональной журналистики — попытка оказать прямую непосредственную помощь героям своих публикаций, если они оказались в тяжёлой ситуации. Трудным детям, бездомным детям, больным, самым разным группам населения, которые нуждаются не только в государственной поддержке, но и в общечеловеческой помощи. Для профессионального журналиста самое важное — привлечь внимание общества к проблемам таких людей. Но иногда они могут и напрямую организовать помощь своим героям. Главное, чтобы работа журналиста помогла улучшению ситуации, в которой оказались герои.

Москва, 2003. Награждение победителей конкурса «Мир новостей. События и характеры»

Расскажите о жюри конкурса. По какому принципу отбираются судьи? Сколько их будет?

— В жюри войдут по два человека из каждой страны региона Центральной Азии. Люди, которые владеют национальным языком и русским, который будет языком общения членов жюри. Люди, которых в широком смысле можно назвать экспертами медиа. Они могут быть редакторами, писателями, журналистами, работающими в международных медиа. Главное, чтобы они понимали и разделяли с нами критерии качественной профессиональной журналистики, которые едины во всем мире. Имён членов жюри мы пока назвать не можем, мы сделаем это перед началом конкурса в конце августа, когда все предполагаемые члены жюри дадут своё согласие.

Это ответственная и тяжёлая работа. Членам жюри предстоит посмотреть большое количество материалов. Финалистов мы будем обсуждать сообща в Душанбе, и я уже представляю себе, какие жаркие разгорятся дискуссии. Но, надеюсь, нам удастся принять справедливое решение.

А по каким критериям вы будете отбирать? Вот, например, пять материалов про героев, чья жизнь изменилась к лучшему после того, как журналисты сделали про них материал. И как понять, какой из этих материалов — лучший?

— Объясню тоже на примере этой самой номинации «Герои рядом». Для начала мы должны приветствовать умение журналиста найти интересного героя. Человека действующего. Который не сидит и не ждёт на лавочке помощи, не жалуется постоянно, а пытается каким-то образом изменить и свою жизнь, и жизнь окружающих.

Если журналисту повезло, и он нашёл интересного героя, дальше вступают в силу профессиональные критерии. Насколько интересно журналист его представил? Каким образом он провёл интервью? Как он снят? Как представлено его окружение? Как представлена проблема, с которой этот человек борется? Если журналист передал всё это в увлекательной форме, с использованием инновационных методов, заинтересованно и полноценно, тогда есть шансы выиграть.

Вы готовы к тому, что будут люди, не согласные с решением жюри? Предусмотрена ли какая-то апелляция?

— Апелляции на конкурсах такого рода никогда не бывает, но я готова поговорить с каждым, кто не понял или не оценил решение жюри. Я могу объяснить этому человеку его ошибки. Проводить общий «разбор полётов» во время фестиваля будет сложно, ожидаются очень насыщенные три дня.

Почему вы выбрали для конкурса именно тематические номинации, а не так, как все привыкли: вот награда для ТВ, вот для радио, вот для газеты. Как можно в одной номинации сравнивать такие разные по жанрам работы?

— На наш взгляд, качество журналистики, то есть те свойства, которые отличают хорошую журналистику от плохой, едины во всём мире. Это честность, баланс, объективность, полнота представленной информации, этические нормы, которыми должны руководствоваться журналисты во всех странах мира. Поэтому в данном случае нам неважно как, на какой платформе или в каком медиа журналист делает свою работу. Нам важно, какие профессиональные качества он при этом проявляет. А поскольку члены жюри — профессионалы, они понимают, что в каждом жанре есть своя специфика. Но если тот и другой материал, поданные на конкурс, рассказывают, предположим, про больного ребёнка, мы будем смотреть — как, исходя из требований этого жанра, освещена и раскрыта тема. Для нас раскрытие темы, понимание «о чём» важнее, чем на какой платформе эта тема представлена.

Почему к конкурсу не допускаются журналисты, работающие в Центральной Азии, но в зарубежных медиа?

— Это один из самых сложных вопросов, который мы решали при обсуждении конкурса. Да, есть много зарубежных медиа, которые работают в стране, и в которых работают местные журналисты. Мы полагаем, что иностранные медиа, как правило, принимают на работу профессионалов с большим опытом, и эти медиа лучше финансируются. У журналистов больше возможностей работать над материалом. Например, если журналист региональной телекомпании должен снять два сюжета в день, то сотрудник, предположим, Sputnik или «Азаттыка» может над одним сюжетом работать дольше и сделать его более качественным. Получается, что журналисты работают в не совсем равных условиях. Поэтому мы решили ограничиться только локальными медиа. При этом неважно — государственные, негосударственные, национальные, региональные. Нам важно, чтобы это была местная журналистика, которая отражает уровень развития профессии в этой стране.

Кыргызстан, награждение победителей конкурса «Стремление-2019»

Проект MediaCAMP, в рамках которого создан конкурс, рассчитан на пять лет. Что будет с конкурсом после того, как проект завершится?

— Было бы очень хорошо, если бы профессиональные сообщества стран Центральной Азии, какие-то профессиональные ассоциации «подхватили» эту премию и проводили её дальше. Если, конечно, нам удастся за пять лет сделать эту премию авторитетной. Нам предстоит чётко понять, правильно ли мы обозначили темы, которые волнуют общество в этих странах. Если окажется, что мы были точны в критериях отбора, в названиях номинаций, и жюри примет справедливое решение, тогда у конкурса появится авторитет. Тогда журналисты будут стремиться в нем участвовать. Если это будет успешная премия, я очень рассчитываю, что через пять лет окрепшие медиаассоциации или индустрия какой-нибудь из стран ЦА сумеет продолжать этот конкурс, привлекая как собственные средства, так и средства спонсоров. То есть конкурс станет брендом, в который разные организации, связанные с медиа, захотят вложиться.

Прекрасным подарком для победителей MediaCAMP Award станет Медиафестиваль в Душанбе, на котором, собственно, победителей и наградят. Расскажите, пожалуйста, немного об этом фестивале.

— Из трёх дней два с половиной дня мы будем обсуждать разные медийные проблемы. Последняя половина третьего дня — торжественное награждение. Весь фестиваль проходит под девизом «Вовлечение», то есть связь с аудиторией, понимание аудитории, умение профессиональным способом отвечать на её потребности. Во время фестиваля у нас будет несколько разных форматов: воркшопы, посвящённые отдельным элементам работы журналиста и медиаграмотности, просмотр и обсуждение документальных фильмов, дискуссии на тему «Где кончается журналистика и начинается гражданский активизм». Эксперты приедут к нам из России и Украины, Казахстана и Таджикистана. У нас будут фасилитационные игры (фасилитация — группа навыков и инструментов, помогающих эффективно организовать групповое обсуждение — прим. ред.) самого разного толка. Мы будем мечтать и придумывать своё медиа — предположим, медиа 2050 года.

В принципе, весь фестиваль — это непрерывная дискуссия: о стандартах качественной журналистики, об этических проблемах, о технологических возможностях и о том, насколько критично аудитория воспринимает медиа.

Обратите внимание, что заявки на конкурс принимаются до 10 августа. Узнать про условия участия и заполнить заявку можно здесь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь