Главным ньюсмейкером этой недели абсолютно у всех стал президент Касым-Жомарт Токаев. На открытии новой парламентской сессии он выступил с первым в своей жизни посланием к народу Казахстана, подняв чуть ли не десяток острых тем, которые подхватили журналисты.
Послание, конечно, все освещали по-разному: кто-то откровенно его «обслуживал», кто-то именно что «ухватился» за ставшее актуальным. «Новый репортёр» посмотрел итоговые выпуски телеканалов КТК, «Хабар», «Первый канал Евразия» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
В анонсе к новому сезону авторы программы обещали «новые рубрики и новые лица». И они действительно появились.
Главной новостью БН, как и все, признали послание Касым-Жомарта Токаева и расположили мессиджи из него довольно логично с точки зрения актуальности. Вот Токаев говорит: народ имеет право выражать своё мнение, и редакция делает большой материал про митинги, которые состоялись на неделе в Казахстане. Объяснили всё очень подробно: и откуда взялись «55 китайских заводов», против которых выступали люди на западе, и целый сюжет посвятили новому отношению власти к несанкционированным собраниям. Самый важный момент: митинги на этой неделе не были согласованы, они не были разрешёнными, но людей никто не разгонял. И власти даже назвали эти выступления «диалогом». Про то, как изменилось отношение власти к митингам, сделали подробный сюжет, где «второй стороной» выступили и Токаев, и аким Алматы Сагинтаев (который обещал, что для митингов в Алматы будет ещё одно место), и глава МВД, который хоть и грозил пальчиком тем, кто будет устраивать несанкционированные сборища, но делал это с улыбкой.
Предложение Токаева ужесточить наказание за изнасилование и педофилию стало поводом для сюжета про насилие над женщинами. Нам рассказали несколько ярких и показательных историй, все лица героинь и их детей заблюрены. При этом баланса сюжету не хватило. Понятно, что вряд ли комментарии будут давать насильники (тем более, что практически никто из тех, про кого нам рассказали в сюжете, ещё не осуждён). Но если жертвы говорят, что полицейские бездействуют, то где комментарии самих полицейских на эту тему? Тем более, что журналисты сказали — мол, таких преступлений с каждым годом всё больше. Возникает вопрос: а может, просто стали больше заявлять? Опять же — об этом могли бы сказать правоохранители. Как минимум, можно было бы найти эксперта, который ответил бы на вопрос: изменит ли ситуацию ужесточение наказания за насилие и введение — за домогательства? Есть ли такая статистика по другим странам?
В сюжете про мужчину, который вернулся из пятилетнего рабства, жертва уверяет: на ферму, где его держали в неволе, его отвезли полицейские. Мужчина называет и имя, и фамилию участкового, который якобы участвовал в похищении, имена тех, кто держал его в рабстве. Уголовное дело только заведено, ведётся следствие, впереди — очные ставки. Возможно, поэтому опять ни одного комментария со стороны полицейских не было. Хотя ведь это их коллеги подозреваются в совершении преступления.
В новом сезоне у БН новые рубрики: «Больше деталей» и «Большой репост». В первой автор материала сам представляет его в студии. Юлия Яскевич рассказала о пенсионных изменениях (опять же — по мотивам послания Токаева). Новая рубрика — это конструкция типа «подводка — закадровый текст — синхрон — снова подводка — и так далее», но если раньше эти тексты традиционно произносили ведущие Рыблов и Яломенко, теперь КТК как бы показывает: ведущим у нас может стать каждый.
«Большой репост» — это то, что делала ещё в прошлом сезоне почти каждая итоговая программа казахстанского ТВ: новости из соцсетей.
«7 кун», «Хабар»
«Хабар» этот выпуск «7 куна» посвятил посланию Токаева чуть менее, чем полностью. Но размениваться конкретно на темы, затронутые президентом, не стал. Структура программы проста: сюжет про «послание и бизнес», сюжет про «послание и социалку», сюжет про «послание и политику».
«Политика должна работать на экономику, а экономика — на социальную сферу, провоцируя геометрическую прогрессию развития благосостояния общества. Что должна сделать власть для того, чтобы раскрутить экономический маховик модернизации общественно-политических отношений, расскажет мой коллега Марат Тукатов». Попробуйте произнести это вслух кому-то другому и спросите: про что сейчас будет сюжет? Вы вряд ли услышите внятный ответ. И, тем не менее, примерно такие подводки были у ведущего к каждому материалу про послание Токаева.
Марат Тукатов свой начал с цифр: ВВП, проценты, годы. На экране рядом с корреспондентом — эти же цифры: чтобы не было так мучительно больно их «переваривать». Но больно всё равно. Текст настолько перегружен терминами типа «преференции», «рейдерство» и «конгломераты», что сам корреспондент временами не выдерживает этого изобилия и некоторые слова произносит с трудом.
Вообще огромные хронометражи хабаровских сюжетов объясняются просто: в их текстах очень много воды со щедро растворённым в ней канцеляритом. С самого начала следующего сюжета — про послание и его социальный блок — корреспондент пускается в пространные размышления о базовых и вторичных потребностях человека. Но даже таким языком автор материала владеет не вполне. Вот и появляются в её тексте обороты вроде «уделил особое место». Материал опять же именно про послание, а не проблемы, которые в нём озвучены: никакой критике эти тезисы не подвергаются. Если в сюжете появляются вдруг «живые люди», вроде «родительницы», обеспокоенной качеством учебников, то они только подтверждают: да, президент всё правильно сказал! И небольшое замечание: всё-таки опечатки (тем более такие двусмысленные) в титрах республиканского канала в наше время смотрятся довольно странно.
«Второй стороны» в материалах «Хабара» почти никогда не бывает в принципе. Но есть сюжеты, где это особенно бросается в глаза. Например — про первое заседание Национального совета общественного доверия (с президентом). В соцсетях с самого начала его создания активно критиковали состав этого совета, но автор материала сходу уверенно называет их «экспертами, явно преуспевшими в своём деле явно больше других». И, разумеется, в сюжете ни слова, ни комментария про сомнения общественности в том, что эти 44 человека и правда представляют гражданское общество Казахстана: наоборот, они герои, которые с «холодной головой и горячим сердцем» доносят до власти, какие именно проблемы эта власть не видит — «без купюр, запретов, рамок и ограничений».
Основной посыл этого выпуска «7 кун»: власть должна служить народу, а не своим интересам, слышать простых людей, так велел президент. Но самих этих «простых людей, которых не слышит власть» ни в одном из сюжетов так и не показали.
И «на сладкое» «Хабар» представил нам сюжет про Форум писателей Азии (с президентом). «А спрос на казахскую литературу есть: среди приглашённых на форум немало тех, кто с Казахстаном знаком, а вот с писателями — не совсем. Причина — языковой барьер». Каким образом одно высказывание вытекает из другого — непонятно. Понятно только, что переводы с казахского языка нужны, но как это «нужны» показывает реальный спрос на эту литературу?
У литературы есть потребители — читатели. Логично предположить, что они будут представлены в сюжете о писателях. Кто они — люди, которые читают и знают современную казахскую литературу? Или услышать бы писателя, который рассказал бы, что он написал, читают его или нет. Но ничего этого в сюжете мы не видим. И самый эмоциональный момент — кусочек выступления Олжаса Сулейменова, который, вздыхая, сетует, как упал после «неумной перестройки» уровень культуры и науки в Азии.
«Первый канал Евразия»
«Аналитика» разъясняет государственную политику и новшества в стране. Первый материал — призыв Токаева «прекратить домыслы» о продаже земли иностранцам. Но «провокаторам и вдруг засомневавшимся», которые вышли на акции протеста, рассказывают, что в Казахстане не переносят 55 старых китайских заводов, а создают такое количество совместных производств. И хотя, как утверждают авторы материала, 13 таких предприятий уже работают, и трудятся там казахстанские специалисты, их названий в программе нет, интервью с руководителями или рабочими тоже.
«Аналитика» подробно разъясняет тезисы послания президента Токаева народу Казахстана: возможность использовать пенсионные накопления, жильё нуждающимся, ужесточение законодательства в отношении насильников и наркодилеров и налоговые льготы бизнесу. Подробности реформ ещё не до конца понятны, но народ им уже радуется.
Большой объём редакционных усилий — в материале про воду. Здесь и кадры из Instagram с грязной водой из Текели, и интервью с девушкой из Караганды, которая фильтрует воду для своего милого котенка, и эксперимент редакции — на проверку несут воду из-под крана, фильтрованную и бутилированную. Оказывается, что вода примерно одинаковая, и заключение автор делает соответствующее: каждый сам должен выбирать, кому доверять — водоканалу, который проверяют постоянно, или бизнесменам, разливающим воду в бутылки, которых проверяют редко. Хотя в материале есть комментарий специалиста, что вода «портится», когда идёт в квартиры по трубам, и износ сетей по стране составляет больше 50 % (и значит, людям, по сути, не из чего выбирать), но эта тема развития не получила.
Apta, QAZAQSTAN
Здесь авторы тоже начали выпуск с послания Касым-Жомарта Токаева. Но сразу акцент сделали на «отсутствии угрозы государственности» и промелькнувших в речи президента словах «внешние силы, пятая колонна».
Редакторы также «зацепились» за предложение президента ужесточить наказание за изнасилование, но вылилось это в сюжет о насилии и в тюрьмах, и на воле. Строгим тоном ведущая сообщила зрителям, что «мы благодарны полицейским за самопожертвование и то, что их жизни всё время подвергаются опасности». Может быть, и так, но разве не за это им платят заработную плату, которая, кстати, формируется за счёт налогов людей, которых они должны защищать? При этом — неожиданно! — в самом сюжете баланс хромает уже на другую ногу: основная его тема — полицейские плохие, творят, что хотят. Второй точки зрения нет. И уж совсем неожиданный вывод: раз так, надо поднимать им зарплаты.
Довольно сумбурным и неструктурированным получился сюжет (опять же, по мотивам послания) про грядущие сокращения госслужащих. Автор явно пыталась рассказать обо всём и сразу, в итоге всё равно не получилось, а мысль то и дело ускользала.
Завершили выпуск сюжеты о встрече Назарбаева и Путина, о форуме писателей и заседании НСОД. В материале про форум писателей не сказали, что есть претензии к бюджету мероприятия, — 281 млн тенге (и это на фоне сообщения, что Аружан Саин отменила другой форум именно потому, что он стоил слишком дорого, но всё равно меньше, чем 281 миллион). Наоборот, авторы пытались доказать, что писатели — это великие люди, которых сейчас недооценивают.
Общий лейтмотив этого выпуска таков: да, президент говорил о проблемах, но наша программа о них говорила всегда!
Напоминаем, что мониторинг итоговых программ казахстанских телеканалов — наша постоянная еженедельная рубрика. Следующий выпуск — в следующий понедельник.