В трех соснах. Контент-анализ выпусков газеты «Караван»

0
98

2,8 из 5 — за баланс и 4,4 — за доступность текста. В рубрике «Нового репортёра» — материалы выпусков газеты «Караван», опубликованные на медиапортале «Караван». Анализ информационных ресурсов Центральной Азии проводится на постоянной основе по единой методике.

Девять из 15 проанализированных материалов получили низкую оценку за баланс. В пяти случаях статьи заработали низший балл — то есть 1 — по этому параметру, так как автор открыто занял позицию одной из сторон.

В их числе Ребёнок бесхитростно рассказывал, что папа продолжает пить: дело об убийстве 3-летнего ребёнка, шокировавшего всю страну.

Сразу бонус от команды: из заголовка следует, что всю страну шокировал ребёнок. Если же автор хотел сказать, что страну шокировало дело, следовало написать «шокировавшее».

Материал — литературное повествование о трагическом эпизоде жизни реально существующей семьи. Автор явно присутствовал или же следил за развитием событий в суде. На приведённые цитаты или факты нет ни одной ссылки ни на родственников, которые рассказывали интимные подробности, ни на судью, который вполне мог бы их процитировать в ходе слушаний.

И при том, что за редусилия и полноту материал получает высший балл, оценки за баланс, указание источников и социальную ответственность снижены до минимального.

Самую низкую оценку за баланс и социальную ответственность получил Почему новая мечеть в Узынагаше стала центром притяжения для казахстанцев.

Автор Владимир Северный использует в материале на очень тонкую тему религии несколько фраз, которые вызывают двойственное впечатление. «Имам рад каждому своему прихожанину. Узнав, что и я добровольно принял ислам, одобрительно кивает головой, но смотрит с прищуром, мол, не засланный ли я казачок», — пишет автор. Сразу вызывая сомнения читателя в приверженности муллы своему делу: вероятно, он делит своих прихожан по внешности? Допускает, что человек по имени Владимир мог принять ислам не добровольно? К чему это уточнение? Подозревает каверзу: «Не засланный ли я казачок»?

Однако автор не останавливается и пишет: «Вижу, что имаму не очень нравится мой первый вопрос, но он не отмахивается от него, отвечает честно, терпеливо и выдержанно. Как и велит Коран». То есть только Коран сдерживает служителя храма от эмоций и заставляет ответить на простой вопрос?

А вот и конец интриги. Вопрос, который задал журналист, выглядит так: «Правда ли, что эту красоту — уменьшенную копию главной мечети Нур-Султана — здесь построили на деньги меценатов вашего Жамбылского района всего за каких-то восемь месяцев?»

Ни имам, ни сам журналист так и не назвали имя щедрого земляка. Автор аккуратно называет дарителя «потомком Шынасыла Акынбекұлы». Хотя, похоже, ради этого имени и затевалась статья. Но прямого ответа нет, и журналист посчитал уместным в качестве ответа привести цитату имама: «…Что же касается чего-то благого, вы можете как объявить об этом, так и сокрыть его…»

Неожиданно в конце публикации «к доверительной беседе с имамом подключается руководитель ансамбля «Ақ әжелер» Кумыс Кемельбекова». «Одна из главных активисток Жамбылского района приходит сюда, чтобы рассказать молодёжи, как в молодости она в составе творческого ансамбля выступала на фестивале в Москве, как покоряла Париж и блистала на творческих мероприятиях в Турции». Сюда — это куда? В мечеть? Прямо после молитвы они там встретились? Случайно? Почему материал полон кривословия и сомнений? Ничего не понятно было и до этого момента, но в цитату Кумыс Кемельбековой вставлена гиперссылка на другой материал. И, кажется, всё вот-вот встанет на свои места.

«Новая мечеть в Узынагаше стала в нашем районе своеобразным центром притяжения, где встречаются и молодые люди, и пожилые», — приводит Владимир Северный слова неожиданной собеседницы. Переходим по ссылке, желая лишь узнать, кто построил мечеть. И… нет! Ссылка ведёт нас на статью «Простая корейская семья построила мечеть в Алматинской области», рассказывающей о семье корейцев, построивших мечеть в секретном населённом пункте Алматинской области. Но мы хоть узнаём, что не имеющие отношения к стартовой статье благотворители «живут и трудятся в ауле Салама Идигова».

Статья получает низкую оценку за полноту: «Ключевые факты и предпосылки отобраны и изложены избирательно; важные вопросы остаются вне внимания аудитории. Контекст (бэкграунд) не приводится». То есть мы так и не узнали, насколько притягивает мечеть прихожан и почему. Но зато мы узнали, что автор принял ислам добровольно, а Кумыс Кемельбекова блистала на творческих мероприятиях в Турции.

В материале Полный бренд: казахстанские туалеты могут стать серьёзным препятствием для международного туризма — не показал нам ни шокирующих туалетов, ни мнения туристов об их отсутствии. Все факты изложены со слов автора. С одной стороны — для таких материалов есть социальные сети. Однако он опубликован в издании и выглядит так, будто человек отлично провёл выходные, ну и для работы пригодилось.

Но материал снабжён множеством фотографий каньона. И это нечастый случай, кода по параметру «визуальное представление» статья получает высокий балл, но это совсем не про туалеты.

Отдельное спасибо автору и за информацию: «Каньон, протянувшийся на 154 километра, находится в 200 километрах от Алматы. Образовался около 12 миллионов лет назад. Входит в десятку самых грандиозных и красивых в мире (лидер — Гранд-Каньон в американском штате Колорадо. Его длина — порядка 800 километров). Наиболее привлекательная для туристов часть Чарынского каньона — Долина замков».

Однако заявленный заголовок просит две цифры: количество туристов, которые приехали посмотреть каньон, и число гостей, которые сказали: «Нет! Я в Казахстан больше не поеду! Клёвая природа, но нет туалетов!»

Материал А что сделал ты для мира в каждом доме? повествует о важнейшей и острой проблеме насилия. Строится статья только на мнении Салтанат Турсынбековой — члена Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК. Спикер замысловатым бюрократическим языком подробно рассказывает о том, на что выделялись средства для разнообразных методов государственного воздействия на снижение насилия. Длинные фразы о том, что члены комиссии делали на государственные деньги, чтобы выяснить в итоге и без того всем известные вещи: пьют и бьют. Но резюме член комиссии по делам женщин делает неожиданное — надо научить казахстанцев «стучать» друг на друга. И тогда мужья перестанут бить жён. Именно поэтому интервью наглядно иллюстрирует, насколько ситуация с домашним насилием тупиковая.

Автор по большинству критериев получает высокие оценки. Интервью годами битых жён и мнение представителей НПО, пытающихся сражаться в этом диком поле, не открыли бы безнадёжность ситуации лучше, чем мнение Салтанат Турсынбековой.

Автор Почему в Кызылординской области резко подорожал рис заблудился в трёх соснах. Подзаголовок, не менее эффектный, чем сам заголовок, сообщает, что «ещё недавно его можно было купить по 200 тенге за килограмм. Сейчас ценники выросли до 280».

Далее журналист ссылается на неких экспертов: «Экономисты объясняют это тем, что компании увеличили долю экспорта и активно продают товар за границу. Кызылординский рис пользуется большим спросом за рубежом».

И в следующем же предложении опровергает их компетентность мнением рисоводов. «Цены внутри региона не менялись уже несколько лет, — поясняет президент ассоциации производителей и переработчиков риса Кызылординской области Абзал Ералиев. — А стоимость ГСМ и удобрений в это же время росла, увеличивая затраты производителей. Так что роста цен на крупу можно было ожидать».

Но господин Ералиев и сам себе не верит. Тут же выясняется, что «Ералиев, кстати, допускает, что уже через пару месяцев, когда в розницу начнёт поступать рисовая крупа из зерна нового урожая, цены снизятся».

Ну и окончательно добивает свой многообещающий заголовок автор следующей фразой: «Паники у населения удорожание риса не вызвало».

В принципе, здесь всем уже лучше остановиться и пойти домой. Мало того, что и вначале не было понятно, где именно подорожал рис в Кызылординской области: на базаре? В супермакетах? А теперь и вовсе теряется смысл истории, так как есть жительница Кызылорды Мейрамкуль Ахметова, которую цитирует автор. «Неленивые граждане его просто покупают в социальных магазинах. В Кызылорде их 15, поэтому для большинства людей они в шаговой доступности. Специально заглянула вчера в социальный магазин напротив старого городского базара, чтобы купить два килограмма риса. Купила без проблем по 180 тенге за килограмм».

В результате материал сводится к тому, что Стабилизационный фонд региона хорошо работает, закупает продукцию по низким ценам, хранит и реализует населению тоже по низким.

Так где же тогда резко подорожал рис в Кызылординской области? Конкретно дома у журналиста? Нет ответа…

При публикации данных мониторинга оценки материалов приводятся частично, чтобы пояснить итоговый показатель, но не утяжелять текст для читателя особенностями подсчётов или критериев. При сравнении освещения одной и той же темы на разных ресурсах приводятся ссылки на материалы.

Система оценок построена на методике контент-анализа информационных сайтов, рекомендованной Internews. Методика была предложена European Research Association в 2016 году и использовалась ранее для мониторинга информационных ресурсов в странах Европы и Центральной Азии. Количество анализируемых материалов является репрезентативным для анализа информационных сайтов. Для мониторинга «Нового репортёра» используются только семь параметров методики.

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь