100 дней Токаева. Мониторинг итоговых ТВ-программ 16-22 сентября

0
104

На этой неделе исполнилось ровно 100 дней, как второй президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев официально вступил в должность. Дату «социально активная» общественность «отпраздновала» очередными митингами.

Про «100 дней» вспомнили почти все итоговые. Что касается остальных тем, то на этой неделе журналисты порадовали их обилием и разнообразием: от цен на лекарства до состояния дорог в стране.

Традиционно «Новый репортёр» посмотрел телеканалы КТК, «Первый канал Евразия», «Хабар» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

Начался выпуск с материала про митинги этой недели. Рассказали коротко: закадровый текст без комментариев, что было в Алматы, про столицу только одной строкой — о закрытом проспекте. Из текста неясно, чего требовали митинговавшие, не названа и организация, на «провокацию которой поддались граждане», — сказано только, что она «запрещена в Казахстане».

Сюжет про аварию на железнодорожном переезде — поезд на полном ходу сбил автобус, застрявший на путях. Журналисты сообщают, что водитель автобуса выпустил из салона пассажиров: «Выбраться сумели ВСЕ, кроме водителя, который погиб на месте», — говорит корреспондент. Но в таком случае откуда взялись пострадавшие женщина с двумя детьми, за чью жизнь уже неделю борются врачи, и про которых говорили и в подводке, и в сюжете? Они стояли в пробке в машине и их как-то задело? Они ехали в поезде? Ни в подводке, ни в сюжете информации об этом не было.

В остальном сюжет сделан добротно: в нём представили все стороны (кроме самого дежурного по переезду, который якобы не до конца опустил шлагбаум: «информации о нём нет, в КТЖ не хотят раскрывать данных своего сотрудника», объясняет корреспондент, и претензий за это адекватный зритель к КТЖ иметь точно не будет), материал выстроен логично.

Отдельный блок посвятили 100 дням правления Касым-Жомарта Токаева. Авторы программы выделили пять основных аспектов, в которых «отличился» президент № 2: митинги, Арыс, кредитная амнистия, отмена блокировки соцсетей и послание народу.

Журналисты вроде постарались сделать материал сбалансированным. Например, упомянули, что после ЧП в Арысе президент сразу же приехал на место происшествия, и «такого в Казахстане ещё не было», но: обещания Токаева восстановить город в кратчайшие сроки чиновники выполнить не смогли. То же с кредитной амнистией: обещание хорошее, но выполнение обещанного подкачало по вине чиновников (очевидно) — простили не совсем то и не совсем тем. И даже первый указ Касым-Жомарта Кемелевича о переименовании Астаны в Нур-Султан был подан под соусом «неожиданный».

Очень интересной оказалась рубрика «Больше подробностей» — о том, почему в Казахстане такие дорогие лекарства. Журналисты перечислили все причины, а потом даже прошлись по аптекам (в том числе и социальным, где всё якобы дешевле) и проверили, не превышают ли там цены те, что стоят в реестре, устанавливающем максимальную стоимость препаратов. Оказалось, превышают, и ещё как. Материал сбалансирован: есть номер телефона, по которому можно пожаловаться. Есть мнение аптекарей: в перечне треть розничных цен на лекарства равны оптовым, а работать себе в убыток никто не станет. Есть ответ чиновников: да, бывает такое, но мы всё заранее обсудили с предпринимателями, и они со всем согласились, заложили в цены все свои расходы, а теперь почему-то жалуются.

Кстати, очень интересный приём, которым у нас нечасто пользуются при монтаже: чтобы не блюрить подряд все коробочки с таблетками, режиссёр просто отзеркалил картинку: и названия прочесть сразу трудно, и красиво.

В сюжете про аварийные новостройки, которые есть по всему Казахстану, журналисты пытались соблюдать баланс. В материале рассказали про несколько случаев, когда недавно построенные дома начали крениться и покрываться трещинами. В некоторых случаях были и комментарии застройщиков («3-4 сантиметра — это в пределах нормы»), где-то мнения застройщиков не было, но тогда была информация, что «они отказались брать на себя вину, и на них подали в суд, который всё и решит». Сами новостройки показывали красиво, кадрами с дронов.

Присутствовали в кадре и эксперты (почётный строитель), и чиновники (из акиматов). Хорошая визуальная составляющая: из снятого действительно можно предположить, что жильё находится в аварийном состоянии.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

«Аналитика» тоже подвела итоги 100 дней работы Токаева. В материал, кроме цитат самого президента, попали комментарии российского политолога Эдуарда Соловьёва и призыв Генпрокуратуры не поддаваться на провокации Аблязова. Также нам показали кадры с несанкционированных митингов этой недели — мужчина убежал из автобуса, его задержали и вернули.

Журналист Юлия Ефремова собрала большой материал с неразберихой по оплате земельного и имущественного налогов, в него вошли примеры героев из Усть-Каменогорска и Павлодара, комментарии местных властей и специалиста Минфина. В сюжете понятная инфографика и креативный стендап журналиста как спящего спокойно заплатившего налоги человека. Выбивается из материала цитата из фильма «Бриллиантовая рука» «Не виноватая я!»: непонятно, кто не виноват, — люди, которые не заплатили налоги, или власти, которые такой возможности не предоставили?

В сюжете, который рассказывает о некачественных или вообще не проведённых технических осмотрах, — два эксперимента. Журналисты показывают, как его можно пройти, не проверяя машину, или вообще онлайн. При этом не совсем понятно, к чему, собственно, стремились авторы материала. Завершает всё фраза «машина, как женщина, требует постоянной заботы и внимания».

«Аналитика» также подготовила материал о кампании прикрепления к поликлиникам. Инфографика, инструкция от ведущего подробно разъясняют, как это можно сделать. В материале нет комментариев и мнений казахстанцев, которые уже воспользовались этой услугой. Показательный эксперимент вице-министра здравоохранения, который попытался прикрепиться к поликлинике через чат-бот «Телеграма», с первого раза не удался.

Случайно или нет, но в двух сюжетах выпуска (про уплату налогов и прикрепление к поликлиникам) отмечается несовершенство электронных систем-сервисов Казахстана.

«7 кун», «Хабар»

«Хабар» начал выпуск итоговой программы с действительно резонансного происшествия — аварии на железнодорожном переезде. Правда, инфоповодом стало соболезнование Токаева. Но хотя бы так. Более того, авторы покритиковали власть: дали комментарий местного чиновника, который рассказал, как они просили денег у области и республики на автомобильный мост, но им не дали. Сюжет на эту тему вместил в себя очень много информации (и аналогичные трагедии, и зарубежный опыт, и что есть, и что будет), но ему не хватило наглядности (в каких-то моментах не помешала бы инфографика) и более чёткой структуры.

В следующем блоке ведущий Александр Трухачёв снова критикует чиновников: возле школы сбили троих детей. Директор рассказал, что пешеходный переход давно просили сделать, но власти их не услышали; в Усть-Каменогорске возле дома строят АЗС, аким строительство запретил, а у владельцев АЗС есть все разрешения властей. Вывод ведущего: «…именно из таких деталей и соткано полотно глубочайшего кризиса межведомственного взаимодействия: когда требования вышестоящих инстанций не выполняются нижестоящими, или наоборот, когда запросы властей из глубинки отклоняются наверху, или на обращения власти реагируют формальными отписками. В итоге страдают люди. Дети под машины попадают, пассажирские автобусы поезда сбивают».

Ещё один пример хабаровской критики появился в сюжете позже: оказывается, казахстанские фермеры во время уборки берут дизель не у государства, а у левых посредников, потому что у них дешевле и нет бюрократии. И в Атырауское управление сельского хозяйства не поступило ни одной заявки на льготные ГСМ. Это ещё один пример неэффективной работы бюрократических схем — государство вложило в это топливо деньги, силы, время, ресурсы, а оно оказалось ненужным.

Баланс в программе соблюдается оригинальным способом: вот в одном материале авторы рассказали нам о проблемах аграрного сектора, а следующий сюжет — весь в радугах и единорогах: президент Токаев посетил поля, на которых колосится пшеница, производительность хорошая (фермеры платят работникам в зависимости от их производительности и даже придумали, как её считать), некоторым сельчанам работодатели строят дома.

Следующие два сюжета вполне сбалансированы: в материале про проблемы сёл показали и проблемы, и недобросовестных подрядчиков, и чиновников, которые хотят всё это решить через очередные госпрограммы. И также полным получился сюжет про казахстанские дороги (из него внезапно выяснилось, почему в нашей стране так часто кладут асфальт и в дождь, и в снег: оказывается, когда этот асфальт привозят, его надо срочно класть — иначе он придёт в негодность. Вот и кладут).

Apta, QAZAQSTAN

Программа началась с материала про 100 дней Токаева, но этой теме авторы посвятили только одну минуту. Почему-то важным показался им комментарий депутата Сената Сарсенбая Енсегенова о том, что президент никогда не показывает своих эмоций. И действительно любопытная информация: оказывается, Токаев одновременно читает несколько книг.

Правда, после этого ведущая неожиданно перескочила на другие темы: протесты в Париже и Гонконге.

Оттуда программа «плавно» перешла к сюжету про столкновение поезда с автобусом. С интересной графикой.

А потом — на материал про похожий проблемный переход/переезд через рельсы в Караганде. И с точки зрения логики этот второй материал оказался странным. Чиновники сказали журналистам, что денег на строительство моста через ж/д-полотно им не дали. И что они обратились к КТЖ с просьбой решить проблему. Но в КТЖ им ответили, что у них денег на строительство моста тоже нет. Должна ли вообще компания, которая занимается железными дорогами, строить мосты через рельсы? Обыватель не знает: да? нет? Есть ли такой закон? Журналисты это выяснять не стали. Они просто обратились в КТЖ за «разъяснением ситуации», а когда там им не ответили (логично: они бы ещё обратились в Минсельхоз с просьбой объяснить, почему в школах не хватает учебников), просто сказали: «А на запрос нам в КТЖ так и не ответили». Какую конкретно информацию корреспонденты хотели получить от железнодорожников, — загадка.

Недостаточно сбалансированным был сюжет про государственную помощь многодетным семьям. Хотя бы потому, что даже на кадрах, где многодетные матери «штурмуют» правительство, не слышно, что именно они кричат. А взять интервью у хотя бы одной матери по этому поводу журналисты или не захотели, или не догадались. В итоге человеку, который «не в теме», вообще непонятно: чего хотят все эти люди?

Напоминаем, что мониторинг итоговых программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на регулярной основе еженедельно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь