Цифровая грамотность в борьбе с кибербуллингом детей

0
233

XIV ежегодное совещание Internet Governance Forum (IGF) прошло в Берлине в конце ноября. Одной из тем форума стал вопрос безопасности детей в интернете. «Новый репортёр» прослушал панельную дискуссию по этой теме и собрал самые важные цитаты из выступлений спикеров.

Сююнь Дин (Ms. Xiuyun Ding) — представитель Китайской федерации интернет-сообществ:

Дети должны изучать цифровую грамотность самостоятельно. Предприятия должны принимать свою ответственность. Родители и школа должны предоставлять ребенку достойное соответствующее образование. Правительство должно заниматься мониторингом ситуации.
  • Мы провели опрос среди детей в возрасте от 6 до 18 лет, собрали больше 45 тысяч анкет. Вопросы были сфокусированы на четырёх основных секциях: базовая информация, как дети используют её для борьбы с кибербуллингом, степень осведомлённости и цифровая грамотность. Согласно результатам, 89,1 % из опрошенных присутствуют в социальных сетях. О понятии «кибербуллинг» знают 73 % детей. На вопрос «Сталкивались ли вы с травлей в интернете?» 8 % признались, что сами становились жертвами буллинга, а 72,2 % сообщили, что с проблемой сталкивались их друзья.
  • Что касается детской медийной грамотности в интернете, 13 % детей не знают, как правильно общаться в сети. 14 % не знают о рандомном заполнении личной информации. 25 % детей не знают, как бороться с негативными эмоциями.
  • Мы считаем, что повышение цифровой грамотности в интернете — важный способ защиты детей. Мы призываем детей, родителей, школы, бизнес, общество и правительство совместно решать эту проблему.

Менгчен Гао (Mengchen Gao) — школьник из Пекина, 13 лет:

  • Некоторое время назад мой одноклассник придумал для себя неудачный никнейм. Вскоре большинство одноклассников узнало об этом. Все стали звонить, писать ему онлайн. Он стал мемом в школе офлайн. Это несправедливо. Когда слова используются для веселья одних и обижают других, это становится формой насилия, которую стоит пресекать.
  • Я никогда не был жертвой кибербуллинга, однако видел множество подобных примеров вокруг. Я надеюсь, что моим друзьям и близким никогда не придётся проходить через это.
  • Травля в интернете страшна ещё и тем, что человек не знает, кому доверять, и не знает, кого ненавидеть. Например, если буллинг происходит в кампусе, вы знаете, кто вас запугивает: вы можете запомнить его лицо, сказать учителям или просто избежать встреч с этим человеком. Там у вас есть друзья, которые помогут вам пережить издевательства. Но если это киберзапугивание, то вы чувствуете, что весь мир нападает на вас. Вы не знаете, кому доверять. А если ты никому не можешь доверять, — значит, у тебя нет друзей. Никто не поможет вам пережить плохие времена. Это обязательно приведёт к депрессии и тёмным мыслям.

Стивен Восло (Steven Vosloo) — программный специалист по мобильному обучению в ЮНЕСКО:

  • Цифровая грамотность редко исследуется, нам нужно гораздо больше данных. В идеале было бы здорово, если бы прошли глобальные исследования во всём мире по присутствию детей онлайн, чтобы проанализировать, как дети используют технологии. Пока это всё ещё новое направление в обучении и практике.
  • Большая часть работы ЮНИСЕФ связана с цифровой грамотностью в области онлайн-безопасности и киберзапугивания. Существует множество проблем. Препятствия со стороны учителей или работников образования — очень распространённая ситуация. Отсутствие инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), недостаток учителей, возможностей у тренеров и участия родителей, недостаточное взаимодействие, отсутствие понимания важности проблемы со стороны органов, принимающих решения, нечёткие принципы учебного плана и недостаток практических инструментов — в этой сфере много работы, которую нужно сделать.
  • Во многих системах цифровой грамотности подчёркивается цифровое гражданство. Это важно, потому что оно учит вопросам терпимости, сочувствия. Эти качества помогают людям лучше относиться друг к другу онлайн. Но я думаю, что не менее важно помнить: именно цифровая грамотность — часть комплексных усилий, которые необходимо предпринять против кибербуллинга.
  • Нам необходимо устранить причины киберзапугивания, насилия между людьми, бытовые проблемы, одиночество. Нужно смотреть на поддержку окружающих людей. Это четкий месседж от детей онлайн по всему миру. Это не просто взаимоотношения ребенка с цифровым устройством. Вокруг этого ребёнка — целый мир и технические решения.
  • В Instagram появилась новая функция: когда вы набираете комментарий, система выделяет слова, которые могут ранить другого человека. Он запрашивает у вас: «Вы уверены, что действительно хотите это сказать?» У этой системы высокий показатель успеха. Меньше 30 % всё-таки отправляют обидное сообщение.

Ютта Кролл (Jutta Croll) — член нескольких руководящих групп и консультативных советов европейских и национальных проектов:

  • Необходимо помнить, что буллинг всегда существовал среди детей, а иногда и среди взрослых. Нам лучше обратить внимание на то, есть ли более серьёзные последствия, когда травля происходит онлайн? Если что-то было сказано в классе или на школьном дворе, дети могут легко развернуться и уйти. Если же это происходит в интернете, они всегда носят травлю с собой, в своем смартфоне, когда они находятся дома в спальне.
  • На курсах цифровой грамотности мы учили детей не раскрывать номер своей школы, личный адрес и другую личную информацию. Но всё равно они по-прежнему передают эти данные, потому что используют устройства со всевозможными навигаторами, отслеживающими местоположение. Нам нужно оценить, какие сообщения о цифровой грамотности полезны для решения проблемы киберзапугивания, а какие нет.
  • Многие дети знают о кибербуллинге, немногие из них действительно пережили издевательства, и лишь единицы говорят — да, я был хулиганом. В рамках опросов это немного. Но если перенести это на мир, от 7 до 10 % — это огромное количество детей, которые сталкиваются с проблемой кибербуллинга.
  • Дети обычно не склонны говорить с родителями о травле, потому что боятся ограничения доступа в интернет. Для родителей гораздо проще ограничить доступ, чем помочь решить проблемы при взаимодействии в Сети. Существуют различные свидетельства того, что чем более строгие и ограничивающие родители, тем слабее их дети: они не могут научиться справляться со возможными проблемами и оказываются в более уязвимом положении, когда с ними что-то случается в реальности.
  • Когда мы смотрим о кибербуллинге, важно рассматривать тему с двух сторон. С одной стороны, нам нужно чаще говорить с детьми и подростками, чтобы они рассказывали нам о травле, что они об этом думают, где нуждаются в защите, какая помощь им нужна. С другой стороны, нам также необходимо, чтобы дети были услышаны компаниями, которые предоставляют эти услуги. Они должны взять на себя ответственность и пересмотреть систему обработки жалоб.

Сумон Ахмед Сабир (Sumon Ahmed Sabir) — представитель Tencent, IT-эксперт

  • Кибернасилие, кибербуллинг — это широкое понятие, оно неконтролируемо и жестоко. Трудно стать жертвой и справиться с этим. Но важнее всего то, что травля онлайн очень легко может перейти в насилие офлайн.
  • Tencent уделяет внимание цифровой безопасности несовершеннолетних и защите в интернете. Мы ориентируемся на два приоритета: безопасное обслуживание интернета и обслуживание интернета в доме. Основываясь на многолетних исследованиях и практике, мы запустили проект по защите прав несовершеннолетних — Tencent для детей. Это систематический проект, который требует совместного участия правительственных компаний, СМИ, семьи, школ и других общественных сил. Мы хотим создать киберпространство, где дети могут спокойно учиться и общаться, оставаясь счастливыми, здоровыми и в безопасности.
  • Ещё один проект, который мы называем HUMIAO, — это школа кибербезопасности. Мы уже создали комплексную систему обучения цифровой грамотности для детей. HUMIAO предлагает онлайн- и офлайн-курсы для студентов, родителей и учителей. Метод обучения включает ролевую игру анализа кейсов. Мы говорим о цифровой грамотности, онлайн-защите и разумном использовании интернета, мы сократили количество видеороликов, посвящённых анализу конкретных случаев, а также используем интерактивные методы обучения. В этом году мы уже проводим офлайн-курсы для более чем 30 школ, охватили 17 городов и провинций.

Материал подготовлен на основе видеозаписи выступления экспертов на Internet Governance Forum (IGF).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь