Авиакатастрофа недели и события года. Мониторинг итоговых ТВ-программ 23-29 декабря

0
17

Можно было бы предположить, что страшная трагедия под Алматы, случившаяся в пятницу, 27 декабря, станет главной темой в абсолютно всех итоговых программах казахстанского телевидения. Но как минимум два телеканала не посчитали её самым важным событием: то ли потому, что в этом году произошло что-то поглавнее (сменился президент), и вообще это были у них итоги года, а не недели, то ли… На этом мысль останавливается.

В нашем еженедельном обзоре традиционно — итоговые передачи телеканалов КТК, «Хабар», «Первый канал Евразия» и QAZAQSTAN.

«Большие новости», КТК

«Фишка» «Больших новостей» — говорить в начале программы: «На этой неделе столько всего произошло, что мало не покажется». Но программа вышла в день траура. От своей любимой игры слов на этот раз авторы программы отказались.

Про авиакатастрофу БН сделали большой сюжет, а всё самое важное сказали в подводке к нему. Журналисты рассказали историю подробно. Очень радует, что не стали на ней «ловить хайп» — например, взяли интервью у жителей посёлка, где упал самолёт. Люди рассказали, что службы ЧС прибыли на место происшествия практически сразу. Во всяком случае, очень быстро.

Отдельный блок с анимацией авторы посвятили тому, как развивались события, и предварительным версиям произошедшего. По скайпу записали «независимого московского эксперта». Вообще, на НЕЗАВИСИМОСТЬ экспертов авторы БН напирали ещё в анонсе главных тем программы. Подразумевая, видимо, что есть эксперты и «зависимые». Что, в принципе, понятно, учитывая скандалы последних дней в FB, когда некоторых «экспертов» уже уличили в ангажированности. Московский эксперт никого не обвинял — он предположил, что в самолёте отказал двигатель. Более того, он даже заметил, что вряд ли это была ошибка пилотов.

Блок про авиакатастрофу занял у программы «Большие новости» ровно половину выпуска. И сделан этот блок был очень профессионально и бережно.

Воспитанник алматинского интерната, слабовидящий Дамир Серикулы сбежал, его искали девять дней. В записке матери он писал, что его травят старшеклассники, а педагоги бездействуют. В итоге подростка нашли живым, директор интерната уволился, но его коллеги говорят, что во всём виновата мать парня. Об этом — следующий сюжет «Больших новостей». Полный, сбалансированный материал — журналисты дали слово всем сторонам, причём в равной степени. Соцответственность тоже на высоте: детей не называли инвалидами. Про них говорили «дети с инвалидностью».

В рубрике «Больше деталей» — о том, какие нововведения ждут казахстанцев в 2020 году. Первое в списке — обязательное медстрахование. Человеку не в теме не понятно почти ничего. «Неужели без бумаги рассчитывать на помощь врача будет нельзя?» — спрашивает ведущая Анна Яломенко. «Скорая к вам приедет в любом случае, туберкулёз тоже будут лечить, а вот на помощь узкого специалиста без полиса можно будет не рассчитывать», — отвечает ей ведущая рубрики Юлия Яскевич. Что за полисы? Где их выдают? Ладно, отчисления на ОСМС вроде делают работодатели, а у кого нет работодателей? А самозанятые? А ИП? Тема большая и сложная, но авторы в ней не разобрались. Обратите внимание. Никакого полиса страховая медицина в Казахстане не предусматривает. Вся информация будет доступна по вашему ИИН. Больше информации на сайте Фонда. В общем, в деталях зрителям рубрики «Больше деталей» придётся разбираться самостоятельно.

Любопытный сюжет про то, на какие продукты и насколько выросли/растут цены в Казахстане, во что в среднем обойдётся скромный новогодний стол. Но глубоко журналисты копать не стали: да, цены растут, вроде бы в чём-то виноваты чиновники и перекупщики, за которых должны «взяться» чиновники, но чёткого ответа на вопрос «почему дорожают продукты» вы в этом сюжете не найдёте. Дорожают, и всё. И ещё министр перестал огурцы мониторить. С Новым годом.

«7 кун», «Хабар»

Команда «Нового репортёра» далека от того, чтобы указывать телеканалам, как им правильно выражать скорбь. Однако то, что авторы «7 кун» начали выпуск не с информации о трагедии недели, а с трёхминутных рассуждений на тему «вот-вот закончится 2019-й», выглядело, мягко говоря, странно. Эта словесная радуга была бы уместна, например, после блока о главной новости минувших семи дней.

Про самолёт. Сюжет был достаточно полным и содержал всю необходимую информацию. Плюс то, чего не было у других, — журналисты канала сняли и взяли интервью у алматинцев, которые через несколько часов после трагедии уже выстроились в очередь, чтобы сдать для пострадавших кровь. Но хотелось бы в этом сюжете также увидеть имена тех, кто погиб. Их не озвучили.

Программа продолжилась политическими итогами года: смена власти. Нам напомнили, как это было. Сюжет посвятили Назарбаеву и рассказали, чем занимался первый президент после того, как сложил с себя полномочия. Знакомые тезисы: высокий авторитет, плодотворные усилия, недооценить роль Назарбаева в развитии Казахстана невозможно, путь был сквозь тернии на осколках распавшейся империи, вывел страну из кризиса, лидеры других стран продолжают просить советов Елбасы.

Ещё один сюжет посвятили итогам года Токаева. «Вопроса «Who is mister Tokayev» ни у кого не возникает», — говорит ведущий Александр Трухачёв про мировую реакцию на нового президента. 25 командировок, но были и экстренные вызовы. Например, в Арыс. Там женщина из палаточного лагеря говорит президенту, что уже чувствует поддержку государства.

Ещё один сюжет про итоги года: на этот раз в социальной сфере. 50 % от ВВП выделили на соцпомощь — депутаты говорят, это очень сложно и очень хорошо. Подробно, с инфографикой и экспертами рассказали про помощь для многодетных — денежную, продуктовые и гигиенические наборы. И так далее. В принципе, в социтогах года говорили только про деньги. Деньги туда, деньги сюда, столько денег, ещё вот столько денег. А людей и их проблем за этими деньгами не видно. Скольким людям можно помочь на эти деньги? Сколько людей в этом нуждаются? Что будет в этих продуктовых корзинах? Людьми на «Хабаре» привычно пренебрегли.

«Аналитика», «Первый канал Евразия»

Команда «Нового репортёра» далека от того, чтобы указывать телеканалам… Простите, мы повторяемся. «Аналитика» в выпуске 29 января подводила не столько итоги недели, сколько итоги года. Наверное, сделали материалы заранее и не захотели менять вёрстку.

Так что вот с чего началась программа. Событие года — уход Нурсултана Назарбаева с поста президента. Произошло это 19 марта 2019 года, и журналисты вспоминают, как это было. После продолжительных цитат из выступления первого президента — напоминание, что в стране нет двоевластия. В Казахстане теперь новый премьер-министр — Аскар Мамин, новый спикер Сената — Дарига Назарбаева, причём ей в программе отвели в материале меньше места, чем первому президенту, но больше, чем другим спикерам. Кстати, в этом году пять раз менялся глава Администрации президента. В программе вспоминают, кто все эти люди, откуда пришли к должности и куда ушли.

Второй материал — о том, что сделал в 2019 году второй президент. Интересно, что самому процессу выборов, митингам после них и конкурентам Токаева в борьбе за пост президента внимание не уделили. В достижения второго президента вошли выплаты адресной социальной помощи, списание кредитов малоимущих, борьба с коррупцией, закрытие проекта на Кок-Жайляу, совершенствование латиницы, создание Национального совета общественного доверия. Кстати, завершили сюжет очень неоднозначной цитатой: «Кадры решают всё. Незаменимых у нас нет». Почему Токаев процитировал слова Сталина, и почему они так «нравятся» журналистам, не понятно.

Чрезвычайные события года собрали в третьем материале. Взрывы снарядов в Арысе, гибель в пожаре в Астане пятерых девочек. В сюжете Олег Журкевич подробно рассказал, как решали проблему или помогали пострадавшим, но ни слова о том, кто (и был ли) признан виновным в ЧП и какие меры были приняты, чтобы такое не повторилось. В этот же материал неожиданно и с переходом через интервью героини вошла тема возвращения казахстанцев из Сирии. А дальше в материал добавили митинги, которые не были или были разрешены в Казахстане, и призыв не верить Мухтару Аблязову.

И лишь на 24-й минуте программы заговорили о трагедии недели — крушении самолета близ Алматы. Рваный и очень непонятный ритм сюжета — авиааварии за границей, взрывы газа в России, взрывы газа в Таразе и транспортные аварии в разных регионах. Ни героев, ни экспертов в материале не было, как не было и ретроспективы, что изменилось после всех этих ЧП, кто понёс наказание и так далее.

Отдельный материал посвятили ужесточению законодательства за разные виды преступлений — браконьерство, преступления в отношении детей и женщин, распространение наркотиков.

«Аналитика» напомнила, какие новшества ждут казахстанцев в 2020 году — внедрение обязательного медицинского страхования, мораторий на проверки малого бизнеса, реформа управления жилищным фондом, изменение системы адресной социальной помощи — и рассказала о персонах года: Ержане Максиме, Данэлии Тулешовой и Димаше Кудайбергене. Во всех итоговых материалах использовали цитаты из выступлений президента Токаева.

Apta, QAZAQSTAN

Авиакатастрофе под Алматы авторы программы Apta посвятили 10 минут, но ни одного сюжета. Блок состоял из текста ведущей, синхронов, видео и фото. Текста ведущей Жайны Сламбек было много. Очень много. Это были практически монологи. При этом зрителю, который, например, пропустил ужасные новости пятницы, было бы не очень понятно, о чём речь: что за катастрофа? Что произошло? Сколько было пассажиров? Каково сейчас их состояние? Сколько жертв? За 10 минут об этом нам не рассказали. Блок начался с истории семьи из этого самолёта: отец погиб, жена с четырьмя детьми в больнице. Возникло ощущение, что в самолёте была только эта семья.

Главным авиаэкспертом в программе выступил космонавт Тохтар Аубакиров. Представителей КЧС, аэропорта Алматы, компании Bek Air и так далее мы не увидели.

При этом Жайна Сламбек сказала, что «люди покупали билеты Bek Air из-за их дешевизны, так как правильные не были доступны». Что она имела в виду под словом «правильные»? Дорогие? То есть чем дороже билет, тем меньше вероятность погибнуть? И почему эти «правильные» билеты вдруг не были доступны? Ведущая не объяснила. И цены на «правильные» и «неправильные» билеты тоже не озвучила, чтобы мы могли хотя бы сравнить.

Далее в программе — попытка подвести некие политические итоги года в интервью с советником президента Ерланом Кариным. Подводка началась со слов «19 марта этого года — новая эра в развитии страны». Карин сравнил 19 марта 2019-го с декабрём 1991-го, когда Казахстан объявил свою независимость. Правда, ни Жайна Сламбек, ни Ерлан Карин не сказали, что именно произошло 19 марта этого года. Предполагается, что все и так должны знать.

Оптимистичным и приятным получился сюжет о том, как сейчас живут люди в Арысе. Журналисты сняли несколько добрых историй о том, как люди летом потеряли жильё, а сейчас живут в новом.

Одна из причин разводов в Казахстане — бесплодие женщин и мужчин. Сюжет с такой подводкой поднимает важную проблему: жители Казахстана редко идут обследоваться перед тем, как завести детей или вступить в брак. Материал получился полным, с историями людей, комментариями врачей, юристов и опросом… Но. Корреспонденты снимали детей в центре «Нұрлы жүрек» в Нур-Султане. Там живёт около 300 детей с параличами, аутизмом, эпилепсией. Про них сказали — мол, все эти дети родились с отклонениями, потому что их родители пренебрегли медобследованием перед зачатием. И лицо ни одного ребёнка не было заблюрено.

Мы поздравляем всех наших читателей с Новым годом и напоминаем, что мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь