Отдохнувшие на новогодних праздниках журналисты на этой неделе продолжили тему авиакатастроф: 8 января ракета, выпущенная Ираном, унесла жизни 176 пассажиров украинского авиалайнера. Мир скорбит по жертвам обострившегося американо-иранского конфликта, едва не вылившегося в Третью мировую войну (как об этом говорят в медиа). А в Казахстане, тем временем, озвучили предварительную версию — почему в конце декабря под Алматы разбился Fokker 100 авиакомпании Bek Air. Эти две близкие темы — главные на этой неделе.
В нашем обзоре — традиционно программы КТК, «Первого канала Евразия», «Хабара» и QAZAQSTAN.
«Большие новости», КТК
Выпуск начался с короткого сообщения об украинском самолёте, сбитом над Ираном. Пообещав продолжить эту тему и рассказать, как эта трагедия может отразиться на Казахстане, ведущий Алексей Рыблов перешёл к новостям по казахстанской авиакатастрофе. По предварительной версии, её причина — обледенение фюзеляжа, а также неслаженные действия командира экипажа и второго пилота. Катастрофы (во всяком случае, с такими последствиями) можно было избежать, если бы дома посёлка Гульдала не строили вплотную к взлётной полосе, тогда как по правилам расстояние между лётным полем и жилыми строениями должно быть не менее четырёх километров. Это — главная тема первого сюжета. Проблему журналисты изучили всесторонне, среди комментаторов — и земельный юрист, и чиновники разных уровней, и жители посёлка, и руководство Bek Air, и даже ветеран авиации. Правда, чёткого ответа на вопрос «почему вплотную к аэропорту построили дома на землях, которые предназначались под засев», так и не прозвучало. Но не потому, что его случайно не озвучили авторы сюжета. Просто в областном акимате и сами не могут толком на этот вопрос ответить.
Следующая тема — трагедия в Алматинской области, в одной из квартир жилого дома в Каскелене взорвался газ. Погибли двое, один из них — 10-летний ребёнок, ещё шестеро пострадали. Автор материала разбиралась, кто должен следить за трубами и плитами в наших квартирах. Официальной версии — почему это произошло — ещё нет, поэтому и кто виноват в ЧП — тоже непонятно. С учётом этого материал получился полным и сбалансированным.
В рубрике «Большая политика» — обещанный анализ возможных последствий американо-иранского конфликта для Казахстана. Довольно внятные пояснения ведущего и эксперта-экономиста, насколько снизится товарооборот между нашей республикой и Ираном, и почему то, что из-за конфликта укрепился тенге, не обязательно хорошо. В сюжете же нам рассказали подробности трагедии с украинским самолётом, и о том, как казахстанцы теперь отказываются летать на отдых в Арабские Эмираты.
Штраф за домашнее насилие в Казахстане заменили письменным предупреждением. Юристы и общественники возмущены. Это — тема рубрики «Больше деталей». В принципе, тема «когда законы вроде ужесточили, но на самом деле нет» раскрыта неплохо, объяснения от МВД звучали беспомощно, но специально их журналисты таковыми не делали. Однако комментариев против поправок было несоизмеримо больше, они звучали внятнее, баланс не вполне был соблюдён. То есть можно было попытаться вытянуть из второй стороны какие-то более чёткие обоснования и ответ на вопрос «почему вы считаете, что женщины теперь благодаря вам лучше защищены от домашнего насилия».
«Аналитика», «Первый канал Евразия»
Выпуск «Аналитики» начался с материала о противостоянии Ирана и США. На архивных кадрах шеф-редактор программы Олег Журкевич рассказал о ядерной программе Ирана, ликвидации Сулеймани, атаках на базы США в Ираке и о том, что в ответ на это Дональд Трамп ничего не сделал, или сделал, но позже — ввёл новые санкции. Материал, в котором не было ни экспертов, ни героев, завершили хроникой крушения самолёта украинских авиалиний в Иране и перешли к причинам падения лайнера под Алматы.
Журналист Айгуль Мухамбетова подготовила подробный сюжет о трагедии 27 декабря. Материал начинается с частной истории и интервью жены бортпроводника, который помогал людям покинуть лайнер, его дополняют цитаты с брифинга вице-премьера Романа Скляра, комментарии российского эксперта Юрия Антипова по скайпу. Через обдуманный стендап автор переходит к проблеме незаконной застройки территории рядом с аэропортом, тему продолжает юрист Бакытжан Базарбек, который в том числе обращает внимание, что участки рядом с аэропортами отданы под застройку и в других городах.
В отдельный материал собрали новшества 2020 года — новый закон «О статусе учителя», введение Обязательного медицинского страхования, мораторий на проверки малого бизнеса и ужесточение законодательства в случаях изнасилования, бытового насилия, распространения наркотиков, браконьерства. Одним нововведениям уделили больше внимания, включив и интервью героев, и мнение экспертов, в других случаях обошлись перечислением. Материал получился очень обширным, несколько поднятых тем были достойны отдельных сюжетов.
«Кровь, боль и горы трупов», — так начала журналист свой материал о природных катастрофах. Страшные пожары в Австралии — безусловно, тема начала 2020 года. Видимо, в редакции очень хотели об этом рассказать, но к этому собрали природные катаклизмы в других странах и в разные годы. Индонезия, Таиланд, Япония, Гаити, США и Пакистан — перечисление количества погибших, страшные кадры и надрывный голос корреспондента. Ближе к концу материала появляются эксперты, которые говорят, что в этом виноваты мы с вами. Казалось, что сейчас в кадр войдёт Грета Тумберг, но вместо неё вышла грустная представительница «Казгидромета» и всё равно, как и Грета, заверила: да, это мы с вами виноваты. Красивый стендап корреспондента на берегу моря, наверное, записался с плохим звуком, так что его пришлось переозвучить, и заметно, что голос не совпадает с движением губ.
Завершился выпуск прогнозами на 2020 от экспертов широкого профиля: экстрасенс дал советы по бизнесу, колдунья объяснила, кто такие дети индиго, а таролог «на посошок» предсказала, что будет много знакомств с иностранцами. В середине сюжета — привет из 90-х, когда по провинциальным каналам показывали гороскоп для всех знаков Зодиака. Но потом сказочная музыка меняется на тревожную, и вот нам уже рассказывают про катаклизмы года минувшего, а потом опять возвращаемся к прогнозам и учимся делать амулет. «Крысы противоречивы, и это скажется на событиях года», — говорит Ольга Витукевич, и зрители понимают, что на журналистов «Первого канала Евразия» крыса уже как-то, видимо, повлияла.
«7 кун», «Хабар»
Первый выпуск программы «7 кун» в новом году начался со встречи Елбасы с главой правительства Казахстана Аскаром Маминым. Такая новость недели. Премьер-министр отчитался о результатах развития страны в прошлом году и планах на будущее. Рост экономики в 2019-м составил 4,5 %, и дальше будет только лучше. Исполнительный директор Фонда Первого Президента Республики Казахстан — Елбасы Асет Исекешев доложил Нурсултану Абишевичу о работе Фонда — здесь всё тоже очень хорошо, но будет улучшаться. А на совещании Елбасы с его Канцелярией определился график работы первого президента. Этот блок хорошо бы встал в предыдущий выпуск, в итоги года. А сейчас, да ещё и первой темой выпуска, когда вся страна всю неделю говорила точно не о встрече Назарбаева с Маминым? Хм.
Сюжет о декабрьской авиакатастрофе под Алматы. Хабар тоже показал Романа Скляра, который озвучил предварительную версию причины крушения лайнера Bek Air. Автор пересказал нам хронологию событий, а вот более свежие детали корреспонденты упустили. Например, если на КТК объяснили, что решение об обработке самолёта от обледенения принимает командир судна, то в материале «Хабара» было совершенно непонятно, кто же всё-таки должен такие вещи контролировать.
Касым-Жомарт Токаев выразил соболезнования главам государств, граждане которых погибли в результате крушения лайнера украинских авиалиний. Иран признал свою ошибку. Также президент Казахстана выразил обеспокоенность по поводу конфликта США и Ирана.
«Вражда — это не отстаивание истины, а просто неумение жить в согласии», — этим изречением Абая ведущий Александр Трухачёв очень удачно перешёл с темы ирано-американского конфликта на тему 175-летия Абая. Токаев в честь этого написал статью, и, конечно, творческий порыв президента подробно обсудили. Ербол Тлешов, Гарифолла Есим, Жанбота Карипбаев, Жабал Шойынбет и другие эксперты рассуждали о важности и ценности трудов великого мыслителя (Абая, не Токаева). Слово дали и обычным жителям, они тоже говорили об Абае. Редкость для «Хабара», поэтому смотрелось даже свежо.
Сюжет про Абая начинают с челленджа: известные люди читают стихи мыслителя. Начала его девятилетняя школьница, продолжил президент, а дошло в итоге даже до Джеки Чана. В сюжете детально, по цитатам, разбирают статью Токаева об Абае. И всё это вместе с подводкой занимает 17 минут.
Точку зрения власти — той, которой не хватило в блоке о домашнем насилии на КТК, — нам отсыпал «Хабар». На тему то ли смягчения, то ли ужесточения закона в «7 кун» поговорили обстоятельно не с юристами и общественниками, а с замгенпрокурора РК Маратом Ахметжановым. И вот уже из его интервью становится более-менее понятно, чем руководствовались авторы поправок в закон, и как это всё будет работать.
Социалка на закуску: в Казахстане начался приём заявок на адресную социальную помощь на 2020 год. Процедура непростая — специалистам нужно всё проверить и рассчитать. В Шымкенте в ЦОНах начали помогать волонтёры — они рассказывают людям, куда и зачем идти. Опросили волонтёров, жителей Шымкента, директоров ЦОНов, граждан, нуждающихся в АСП. Рассказали — кому, сколько денег (или другой помощи) положено. Показали многодетную мать, которая согласна, что это помощь, а не содержание, и родители должны работать. Сюжет хороший и полезный, но мы всё-таки думаем, коллеги, что в материалах на такие темы лица детей стоит блюрить.
Apta, QAZAQSTAN
Программа, как и большинство итоговых, началась с обострения американо-иракского конфликта. А конкретнее — с твита президента Токаева, что он провёл по этому поводу совещание. Эксперт-политолог в интервью объяснил, что этот конфликт значит для Казахстана. По поводу крушения украинского самолёта авторы программы взяли интервью у представителя казахской диаспоры в Иране.
Далее — тоже, как и большинство каналов, речь пошла о предварительных итогах расследования причин крушения Fokker 100 под Алматы. Сюжет получился полным и эмоциональным.
«Собаками, что лежат на сене» назвала ведущая Жайна Сламбек землевладельцев Восточно-Казахстанской области. Но сначала их так назвал президент Токаев — в своей речи он говорил про них ещё «латифундисты». Смысл в том, что в регионе много желающих обрабатывать наделы или пасти на них скот, а те, кто ими реально владеют, обрабатывать землю или заводить скот не хотят. И в сюжете дали высказаться всем, кроме, собственно, этих самых владельцев земель.
Тему статьи Касым-Жомарта Токавева про Абая Кунанбаева «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» («Абай и Казахстан в XXI веке») авторы программы подали так: ведущая зачитывала зрителям длинные отрывки из этой статьи. Мы помним, что Жайна Сламбек вообще очень любит читать в эфире литературу — оказывается, не только художественную.
Хорошее и содержательное интервью в студии на тему АСП дал министр труда и соцзащиты населения Биржан Нурымбетов.
Вступил в силу закон «О статусе педагога». Нам рассказали, что на учителей идут учиться молодые люди, которым не хватает баллов для поступления на другие специальности. Но не дали слова ни учителям, ни студентам, ни выпускникам, ни родителям. Единственный спикер по теме — кандидат филологических наук. Почему именно она? Загадка.
Сюжет про отцов-одиночек. Точнее, про одного отца-одиночку, жителя столицы, трёхлетняя дочь которого больна ДЦП. Мать бросила семью. На самом деле, журналисты решили выяснить, сколько в Казахстане отцов-одиночек, но не смогли получить такую информацию от чиновников. И попутно выяснили, что в Казахстане, например, нет центров, помогающих отцам-одиночкам (правда, непонятно — а что, для матерей-одиночек такие центры есть? И чем должны отличаться центры для отцов?). В сюжете нам также постоянно как бы намекали, что государство должно каким-то образом повлиять на мужчин, чтобы те больше занимались семьёй и детьми. Как государство это должно сделать, непонятно даже в теории.
А непонятнее всего, почему журналисты вообще подняли эту тему, по какому поводу. Кажется, и отцы, и матери, в одиночку воспитывающие детей (особенно с инвалидностью), должны страдать от примерно одинаковых проблем. Тогда зачем был нужен этот сюжет? Показать, что и у нас встречаются настоящие мужчины, которые не бросают своих детей? Ну разве что.
Мониторинг итоговых ТВ-программ казахстанских телеканалов проводится «Новым репортёром» на постоянной основе еженедельно и публикуется по понедельникам.