Журналисты просят огня: о чём пишут таджикистанские авторы в своих колонках

0
15

По правилам журналистской этики медиа должны чётко разграничивать информацию и мнение. Поэтому чаще всего авторы своё мнение высказывают в специальных колонках. «Новый репортёр» проанализировал публикации колумнистов в медиа Таджикистана.

В Таджикистане арестовали журналиста Далера Шарифова, который подозревается в разжигании религиозной нетерпимости, пропаганде превосходства части граждан по отношению к другим людям с точки зрения религиозной направленности. В медиасообществе он известен прежде всего своими авторскими колонками — когда-то Далер старался высказывать своё мнение по разным значимым событиям. Далер Шарифов в 2014-м и в 2015-м на сайте «Озодагон» (с прошлого года это издание не работает) писал:

«Уважаемый господин президент Эмомали Рахмон. Истёк ровно год со дня вашего очередного избрания. За это время вы совершили несколько визитов в регионы, где люди, допущенные на встречу, рассказывали вам о своей жизни, достижениях и проблемах. Однако никто из них не спросил вас о ваших проблемах» (это в 2014 году). После этого вступления автор просто задал вопросы президенту, когда в последний раз у него дома отключали электричество (в 2014-м году Таджикистан зимой оставался без света), есть ли у него родственники, которые уехали в трудовую миграцию (в трудовой миграции уже в 2014 году находилось более миллиона граждан Таджикистана), или о том, были ли случаи, чтобы кого-нибудь из родственниц главы государства не пускали на учёбу из-за хиджаба (в том году студентки в хиджабах столкнулись с проблемами).

Далер Шарифов, RFE/RL

В другой реплике Далер рассказывает о современной манере использовать таджикское слово «девона» («сумасшедший», «безумный») для обозначения положительного признака чего-либо, например «аруси девона» — дословно — «сумасшедшая невеста», а затем «поворачивает» тему на то, что в стране наблюдается парадокс не только в употреблении слов:

«Даже если кто-то скажет правду о проблемах в обществе и стране или выскажет мнение в интересах общества, о нём скажут не иначе как «он с ума сошёл, что ли, что вмешивается не в свои дела». Но если кто-то подхалимничает или наворовал, сидя на должности, много денег и добившись процветания, о нём говорят что «вот он умный, понимающий, разумный человек»».

Тогда выражать своё мнение журналисты не стеснялись. Даже когда случилась история с Ольгой Тутубалиной, которая в своей авторской колонке сравнила творческую интеллигенцию с дерьмом и получила за свою метафору серьёзный штраф — 6,2 тысячи долларов (по курсу 2014 года), таджикские журналисты продолжали писать очень смелые тексты. «Азия-Плюс» ходила в суды из-за своей колонки про творческую интеллигенцию, но на её страницах авторы заступались за активистов, которых травили в государственных СМИ.

«К такой публикации можно отнести недавнюю «статью» в парламентской газете «Садои Мардум» о члене комиссии по расследованию майских событий Ульфатхоним Мамадшоевой под заголовком «Что бы ты ни делал(а), тебе ещё покажут». Материал с таким угрожающим заголовком вышел от имени некоего Рустама Курбонова. Кем является автор, неизвестно. Почему-то мне кажется, его даже в редакции не знают. Но так как «статья» опубликована в официальном издании Маджлиси Оли Республики Таджикистан, то меня интересует, от имени кого исходит эта угроза? Парламента?» —писала в 2014-м бывший корреспондент газеты, известный журналист Рамзия Мирзобекова.

Рамзия Мирзобекова во время интервью «Радио Озоди», 2011 год

Уже в апреле 2018-го года в авторской колонке Ольга Тутубалина объясняла читателям:

«Мы не работаем так, как должны. Мы не даём полноценную, актуальную, интересную информацию своему читателю. Мы не в состоянии делать крутую аналитику, исследовать процессы, делать суперрепортажи просто потому, что всё наше время уходит на то, чтобы выбивать те крохи информации, что мы выдаём потом на своих носителях».

В июне этого же года в другой реплике она говорила на тему того, что в Таджикистане есть «каста неприкасаемых»: это люди разных положений, но у них есть нечто общее — одни воруют, другие их прикрывают. И это была последняя реплика Тутубалиной в рубрике «Мнение», которую ведёт «Азия-Плюс» на сайте.

Теперь эта рубрика тоже не пустует, но здесь, как правило, публикуются мнения специалистов — например, «политический консультант» Баходур Шарипов рассуждает о том, нужно ли переименовывать Таджикистан в Арианну.

«Название страны автоматически поднимается на начало списка в ряду названий мировых государств, что является немаловажным фактором для привлечения внимания и узнаваемости, что крайне необходимо для придания импульса развитию сферы туризма, предпосылки к которому у страны колоссальные», — пишет он.

Новые герои, новые темы

Такие же метаморфозы произошли с известным журналистом Зафаром Абдуллаевым, у которого в Таджикистане репутация острого колумниста. Он до сих пор пишет складные авторские колонки, однако посвящает их Грете Тунберг — вернее, не соглашается с её позицией, или санкциям в отношении России. Девять лет назад Зафар писал вот так:

«Эта система расплодила огромную армию лизоблюдов, которые создали настоящий культ личности и вождизм, всё больше убеждая президента, что «это вполне нормально». Естественно, что в такой системе чиновники думают о том, как угодить лишь президенту, а не народу, и, соответственно, они развязали руки для правового беспредела и коррупции, ослабив государственный механизм».

Зафар Абдуллаев

Или так:

«Сидеть на самом верху, делать вид, что ничего страшного не происходит, или потихоньку журить провинившихся без коренного изменения системы права и не быть в этом замешанным — это самообман».

Сейчас к таким репликам таджикские журналисты уже не прибегают. И запроса на них у аудитории, судя по всему, тоже нет. Например, одну из самых популярных авторских колонок в таджикоязычной прессе ведёт Сайёф Мизроб — главный редактор независимой газеты «СССР». Колонка Сайёфа выходит в каждом номере газеты, после чего она публикуется на сайте издания. Он пишет доступно, эмоционально, и его тексты обсуждают.

«Я могу заверить вас, что если бы он [Эмомали Рахмон] не был избран главой государства 16 ноября 1993 года, сценарий Исламского государства повторился бы в Центральной Азии», — пишет он в одном из своих текстов в этой рубрике под заголовком «Маҳалла ва миллат» («Махалля и нация»). Потом он очень трогательно признаётся в любви таджикам, проживающим во всех регионах республики, и рассказывает про «героя», который избил 30 чеченцев и сибиряков и сказал: «Я — таджик». Рассказывает о том, как оставил свою работу на «Радио Свобода» ради нации.

В другой своей колонке «Ба Тоҷикистон кӣ ҳамла кард???» («Кто напал на Таджикистан???») Сайёф Мизроб рассуждает на тему произошедшего в ноябре прошлого года нападения на границу, которое было классифицировано как теракт, и утверждает, что эта трагедия, с одной стороны, указала на хорошую подготовку таджикских солдат, с другой — выявила слабость местных СМИ. Автор отмечает, что после того, как случился теракт, исламисты и их сторонники в ВВС и «Радио Озоди» пытались выдать «чудовищное нападение» за работу властей страны, а ни одно отечественное СМИ им не противостояло.

Сайёф Мизроб

Отдельно автор возмущается тем, что журналисты задавались вопросом, почему на одном из трупов, фотографии которого распространило МВД сразу после трагедии, были наручники. В своей колонке Сайёф Мизроб отвечает, почему: потому что террорист был ранен, арестован и жив. Вот почему.

В качестве иллюстраций к этой колонке автор использует фотографии крупным планом трёх трупов таджикских офицеров и солдат, которые погибли во время нападения, из этих снимков сделан коллаж. В тексте Сайёф отдельно поясняет, что эти фотографии публикуются в СМИ впервые.

Почти через месяц после этой колонки в газете «СССР» появилась ещё одна — тоже посвящённая нападению, с заголовком «Бозор ва террор» («Базар и террор»). За это время ИГ успело взять на себя ответственность за совершение теракта, источники, близкие к следствию, сообщили журналистам, что один из организаторов нападения — торговец рынка «Корвон», а милиция начала собирать отпечатки пальцев у всех других торговцев этого базара. В новой колонке автор отчитывает уже силовиков — мол, поздно опомнились, — припоминает торговцам, что они постоянно повышают цены на продукты, призывает власти установить, в конце концов, цены на их товары, а милиционеров призывает лучше следить за торговцами и на других рынках.

В газете «Фараж» будущие авторы колонок тренируются, здесь есть специальная рубрика «Страница для студентов», в которой молодёжь публикует свои тексты. У одного из таких материалов (№ 50, 11.12.2019) заголовок без изысков: «Кахрамон» («Герой»). В тексте автор очень серьёзно рассказывает, кто такой герой. Герой — это тот, кто заботится о своей стране и о своей матери, не разрушает, а строит, думает о безопасности своей родины, гордится своей родиной и так далее.

«Кто для меня герой?» — рассуждает автор и перечисляет: мой герой — это мой отец, который не позволяет заболеть, героиня — мать, которая стоит у ворот воинской части три часа, чтобы увидеть своего сына на 10 минут.

Никакой интриги в конце колонки нет: мысль, что герой — этот тот, кто молодец, продолжается: «Герои — это те люди, которые вчера были маленькими и плакали, а теперь возвращаются домой с олимпийскими медалями». И перечисляет, кто герои: Дилшод Назаров (обладатель золотой медали Олимпийских игр) Расул Бакиев (серебряный олимпийский медалист), Сомон Махмадбеков — чемпион мира по дзюдо — и Бехруз Ходжазад — чемпион мира по самбо. «Герой — это тот, кто облагораживает Родину много лет», — подытоживает автор.

И ведь не поспоришь.

Авторская колонка в Таджикистане много лет считается одним из самых популярных жанров, особенно в таджикоязычной прессе. Но если раньше публикации авторов вызывали резонанс в обществе, то сейчас — скорее недоумение. Во многих медиа теперь действия властей объясняются уже не языком пресс-релизов, а с использованием красивых образов и ёмких слов, формат позволяет и пожурить неразумных, и погрозить несогласным. Но можно ли это считать колумнистикой, или это уже какой-то новый жанр?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь